Сейчас такое время года, когда острые респираторные вирусные инфекции обрушиваются на нас волнами. Происходит ли это естественно, или на тех же вирусах зарабатывают недобросовестные фармацевтические компании?
Искусственные вирусы
Бактериологи говорят, что в хороших лабораторных условиях и при наличии высоко квалифицированных специалистов новый вирус
гриппа можно создать в течение двух дней. Для этого нужно взять частичку уже известного возбудителя болезни и поэкспериментировать с ним - в результате он начнет мутировать и превратиться в новую форму. Где можно взять такой возбудитель? В одной из библиотек вирусных генов, которые существуют при научных центрах. Такие хранилища вирусов помогают ученым в поисках средств борьбы с болезнями, в фундаментальных научных исследованиях. И те же научные институты их могут вполне официально продавать, например, фармацевтическим лабораториям. Стоимость «вирусного сырья» колеблется т 20 до нескольких тысяч долларов – в зависимости от промышленной значимости.
Но существует предположение, что в мире действует и черный бактериологический рынок, на котором можно нелегально приобрести штамм. По словам ученых, в нем достаточно изменить один ген, чтобы он превратился в совершенно новый вид инфекции, например, в смертельно опасный вирус гриппа.
Как сделать лекарство?
Прежде чем лекарство появляется в аптеках, оно проходит начальную стадию разработки в лаборатории, а затем его начинают продвигать к производству. В фармацевтике существует правило – лабораторные исследования должны составлять не более 10 процентов от суммы, необходимой для продвижения препарата. На первый взгляд, цифра маленькая. Но дело в том, сумма маркетинга антивирусного препарата может быть очень большой, до полумиллиарда долларов. Позволить это себе могут только крупные фармацевтические компании. И именно они являются основными заказчиками научных лабораторий. Есть версия, что появлению новых инфекционных вирусов человечество обязано именно им. Фармацевтические компании заинтересованы в том, чтобы появлялись новые болезни, ведь это дает возможность производить новые лекарства и получать огромные прибыли.
Цены на лекарства: откуда что берется?
Чем обуславливаются цены на лекарства? Во-первых, сезонностью. В осенне-зимний период за счет антибиотиков и противовирусных средств выручка аптек взлетает в несколько раз. Но и здесь выигрывают, преимущественно, крупные игроки. Выручка и прибыль – это разные вещи: как только увеличивается спрос на препараты в связи со вспышкой того же ОРВИ, тотчас вырастают закупочные цены. Чтобы хорошо заработать, крупные аптеки делают закупки лекарств заранее, а для этого, понятно, нужно иметь свободные деньги.
Еще один пункт в цепочке поставщиков лекарств на рынок – склады. Может быть так, что склады специально создают искусственный дефицит, а потом выкидывают в продажу лекарства по высоким ценам. Хотя на складах часто говорят о том, что цены на лекарства зависят не от сезона, а от дистрибьюторов. При этом все участники фармарынка хорошо знают, что самую большую выручку приносит продажа лекарств-пустышек.
Лекарства-пустышки – любимый товар
Каждое пятое лекарство является контрафактом, не оправдывающим своего целебного назначения - в лучшем случае в нем просто сахар. Многочисленные биологические добавки, которыми уставлены полки аптек, вообще не являются лекарствами - их проверяют только на предмет отсутствия токсичности и вредных красителей. Никто не проверяет, избавляют ли биологические добавки от недугов, как написано в аннотациях.
Лекарства-пустышки – очень выгодный товар: их закупочная цена гораздо ниже розничной. В мировых масштабах лидерами по числу контрафактных препаратов являются гормоны, стероиды и антигистаминные препараты. Кроме того, традиционно высок уровень нелегальных препаратов, способствующих повышению потенции. У нас в «чемпионах» числятся антибиотики Бисептол, Левомицитин, Клафоран, Цефазолин, спазмольгетик Но-шпа и сердечно-сосудистый препарт Омез.
Как не нарваться на фальшивку?
Обязательно спрашивайте сертификат качества (его обязаны предъявлять в аптеке по первому требованию) и всегда сохраняйте упаковку и чек. Если препарат приобретается не в первый раз, имейте при себе старую пачку. С нею нужно сравнить новую: одинаковы ли упаковки по плотности картона и по цвету, причем как внутри, так и снаружи. Имейте в виду, идентичными должны быть инструкции и таблетки в конвалютах. Кроме того, нужно сверять надписи и логотипы: должен быть одинаков размер шрифта, способ нанесения срока годности и номер серии лекарства. У одного и того же производителя все должно совпадать до мельчайших деталей.