Во время родов в ход шли все возможные способы помощи, которые базировались на принципе подобия. Водой обмывали обручальные кольца супругов и давали беременной попить ее. В чашку с водой могли опускать угольки, которые "выскочили" из печи, когда она горела. Считалось: как легко вылетел уголек из печки, так быстро должны пройти и роды.
Во время родов могли быть разные непредвиденные ситуации: сильное кровотечение, разрывы, смещения тазобедренных суставов. Поэтому повивальная бабка тут же шептала заговор на остановку кровотечения.
В традиционной культуре разных славянских народов существовало поверье, что роженица в течение сорока дней после родов является "нечистой", "поганой". Возник ряд ограничений в ее поведении: нельзя было заходить в храм, подходить к алтарю, брать в руки иконы, осматривать пчел, доить и выгонять корову в поле, освящать ее при первом выгоне на пастбище, ходить в гости на большой праздник, идти на свадьбу, подавать на стол хлеб, нарезать его, ходить в амбар, где хранилось зерно или мука.
Многие ритуальные действия были направлены на проектирование дальнейшей судьбы ребенка. Исходя из этого бабка никогда не принимала ребенка голыми руками, а покрывала их самотканым полотном, чтобы поспособствовать богатству новорожденного.
Пуповину мальчику перерезали на ноже, топоре ("чтобы ими хорошо владел"), на кусочке хлеба, позже на книжке. Пуповину девочке перерезают на гребне, "чтобы хорошо пряла". Иногда, чтобы обезопасить ребенка от грыжи, повивальная бабка перегрызала ее зубами. Пуповину перевязывали суровой ниткой или прядью теребленого льна, в которую вплетали (!) волосы матери. Волосы выстригались с правой косы или правого виска, "чтобы ребенок всю жизнь был привязан к матери".
Через несколько дней пуповину завязывали в узелок и клали в сундук. Когда же ребенку исполнялось три года, этот узелок доставали и давали малышу развязать его ("развязать свой разум").
Детское место ("постельку") всегда аккуратно вымывали, заворачивали в тряпку вместе с ломтем черного хлеба, яйцом или несколькими головками лука, все это клали в лапоть и закапывали в каком-нибудь потайном месте (в подполье, подвале, возле печки, в углу). Но чаще всего послед - символ природной коляски - зарывали под углом дома (когда рождался мальчик), "привязывая" ребенка к родному дому и желая ему создать семью, посидеть в углу на свадьбе. Если же рождалась девочка, то послед, а то и пуповину зарывали под порогом, чтобы "пошла за порог" - вышла замуж.
Оксана Котович, Янка Крук.