Как спасти здоровье школьника — Лайфхакер
Можно школу ругать, можно хвалить, а цифры показывают одно: здоровый школьник — редкая птица, таких не больше 10% . Остальные болеют, причём большинство — не одной болезнью. Чаще всего к аттестату прилагается карточка, в которой фигурируют близорукость, гастрит и сколиоз. А ребёнок при этом уставший и задёрганный.
Существует один проверенный способ, который помогает справиться с последствиями школьных нагрузок. Называется он режимом. Соблюдать его трудно и скучно, но больше ничего не работает. Разберёмся, как режим спасёт от болезней.
Близорукость
Проблемы со зрением находятся в пятёрке худших школьных подарков. Можно написать, что детям необходимы перерывы в работе каждые 40 минут (как минимум), перед экраном компьютера нельзя проводить больше 20–40 минут в день, а в планшеты и смартфоны вообще не надо смотреть. Но мы же в реальном мире, где выполнить такие требования невозможно, особенно если речь идёт о подростках. Что же делать с глазами?
Организовать освещение и рабочее пространство. Хорошее освещение обязано быть на всех рабочих местах ребёнка, в школе и дома. Главное правило — глаза ребёнка не должны упираться в стену. Поставьте стол так, чтобы ребёнок мог в любой момент выглянуть в окно или хотя бы пройтись взглядом по комнате.
Купить правильную технику. Раз уж без гаджетов всё равно никуда, то не жалейте средств на хорошие экраны и удобное размещение. Ридеры, например, ничем не хуже обычных книг, по крайней мере, в старшей школе .
А вот использовать ноутбуки детям не рекомендуется: из-за невозможности подвинуть клавиатуру дети быстро устают и начинают сутулиться, наклоняться к экрану. Это портит и зрение, и осанку
.
Не перегружать ребёнка. Поскольку бо́льшая часть обучения проходит над книжками, тетрадками или перед экранами, то и страдают от неё глаза. Когда растите будущего гения, держите нагрузку в рамках .
Максимально допустимая учебная нагрузка в учебных часах
Классы |
1 |
2–4 |
5 |
6 |
7 |
8–9 |
10–11 |
Если учатся 5 дней |
21 |
23 |
29 |
30 |
32 |
33 |
34 |
Если учатся 6 дней |
– |
26 |
32 |
33 |
35 |
36 |
37 |
В таблице выше приведена недельная нагрузка. Она включает в себя все занятия, в том числе домашние. Грубо говоря, даже выпускник не должен учиться больше, чем работают его родители. Вряд ли все смогут вписать репетиторов и дополнительные курсы в такую норму, но хотя бы держите её в голове, чтобы не сходить с ума, если ребёнок отказывается записываться на очередной кружок.
Нарушение осанки
Осанка — это вертикальное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка — это прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Всё остальное — нарушения. Дети слишком много сидят, не меньше взрослых, а иногда и больше. Поэтому нарушения осанки есть у каждого второго школьника.
Постоянно напоминать ребёнку, что пора выпрямиться, бесполезно. Поверьте, это не поможет, вы можете только надоесть со своим бесконечным: «Сядь ровно».
Ваша задача — создать условия, при которых у ребёнка будет формироваться мышечный корсет, не дающий сутулиться.
- Поставьте стол и стул, на котором сидеть будет удобно и без напоминаний. Сидя на стуле, ребёнок должен опираться на стопы, а ноги в коленях должны быть согнуты под прямым углом. Опустите руку сидящего ребенка вниз: локоть должен быть выше крышки стола на 5–6 см. Расстояние от столешницы до глаз — 30–35 см.
- Купите рюкзак с твёрдой спинкой, который носится на обоих плечах. И не перегружайте его: вес содержимого ранца не должен быть больше 1,5 кг для первоклашек. В четвёртом классе можно брать с собой 2 кг, в шестом — 2,5 кг, в восьмом — 3,5 кг. После девятого класса и до конца школы носить на спине полагается не больше 4 кг. При этом сам рюкзак должен весить максимум 700 г .
- Запишите ребёнка в бассейн или попросите его делать зарядку с элементами йоги. Это необходимый минимум. Если ребёнок терпеть не может бассейн, его можно заменить на другой вид спорта (шахматы не считаются). Каким бы неспортивным ни был школьник, ходить на занятия придётся.
Гастрит
Многие уверены, что гастрит — это такая болячка, которая есть у всех, а виноваты в этом бутерброды, которые дети носят с собой в школу. Поэтому надо питаться в школьной столовой, обязательно супчиком.
Не будем отрицать пользу супа, но гастрит обедом не лечится. Главный виновник появления гастрита — бактерия Helicobacter pylori. Инфицированы ей, действительно, многие — до 70% всего населения. Болеют, конечно, меньше. То есть мало заразиться, нужно ещё создать такие условия, при которых бактерия начнёт своё чёрное дело.
Школа как раз такие условия и создаёт: ученики начальной школы жалуются на боли в 2,5 раза чаще, чем старшеклассники
Откуда такое различие? Сильный стресс и резкое изменение образа жизни — это и есть те самые условия, которых ждёт бактерия.
Лучший способ уберечься от проблем с желудком — это не столовая, а плавная адаптация к школе.
Если ребёнок категорически против столовой, лучше придумайте, как его накормить полезной и вкусной едой, а не заставляйте ещё и есть через силу.
Синдром хронической усталости
Описание синдрома появилось недавно, в конце XX века, и было связано с выгоранием на работе. Но дети не отстают: синдром хронической усталости выявляют и у них. Страдают от него старшеклассники в возрасте 15–18 лет, которым нужно совмещать учёбу с подготовкой к вузу и бурной социальной активностью.
Ребёнок, которому нужно выполнить все задания, дойти до репетитора, позаниматься хобби, а ещё посидеть в соцсети или поиграть во что-то, просто не успевает поспать и разгрузить мозг.
А потом появляются признаки синдрома: нехватка сил, постоянная усталость, ухудшение памяти. Потом возникают головные боли или боли в спине, обостряются все хронические заболевания, проявляется аллергия, которой раньше не было, приходит бессонница и депрессия.
Что делать? Не допускать этого. Балансировать нагрузку, разбавлять интеллектуальную активность умеренными тренировками, полноценно питаться и много спать.
Нормы сна для школьников
Класс |
1 |
2–4 |
5–7 |
8–9 |
10–11 |
Количество часов сна |
10–10,5 (и ещё 2 часа) |
10–10,5 |
9,5–10 |
9–9,5 |
8–9 |
Поскольку хроническая усталость подкрадывается к подросткам, это одновременно обнадёживает и пугает. Подростку нельзя установить жёсткий режим работы и отдыха, он может взбунтоваться. Но подросток достаточно вырос, чтобы понять, как важно думать о своём здоровье.
Ослабленный иммунитет
Часто болеющий ребёнок — кошмар всех родителей. Дети попадают в группу риска, потому что ОРВИ (а именно частые заболевания вирусными инфекциями переводят ребёнка в группу часто болеющих) передаётся от человека к человеку. А дети очень много контактируют с людьми. Свой класс, другие классы на переменах, общественный транспорт, группы в кружках и секциях — в итоге дети болеют в 1,5–3 раза чаще, чем взрослые.
Советы по укреплению иммунитета настолько банальны, что даже перечислять стыдно. Спать, гулять, заниматься спортом, правильно питаться, часто мыть руки, проветривать комнаты, больше времени проводить на улице. Добавить нечего, кроме того, что непонятно, почему всё перечисленное ещё не стало мейнстримом.
Дети и молодые люди в возрасте 5–17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 минут.
Всемирная организация здравоохранения
Час — это минимум, причём час чистого бега или тренировки. Умеренная активность должна составлять не менее двух часов в день с учётом зарядки. Каким видом спорта заниматься — неважно. Лучше, конечно, быть на свежем воздухе. Но если у вас нет возможности каждый день добираться до хорошего парка, то лучше тренировка в зале, чем никакой тренировки вообще.
А что насчёт закаливания? Если гулять много и активно, носить лёгкую одежду, ходить дома только босиком (даже если вам кажется, что пол холодный), спать с открытой форточкой в любую погоду, не греть молоко или сок из холодильника, то никакие обливания холодной водой и моржевание не понадобятся. А ко всему вышеперечисленному можно привыкнуть постепенно и безболезненно.
как сохранить и укрепить здоровье школьника
По данным Минсоцздравразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка.
Назад к статьям
Здоровье детей и школа
Содержание
Почему у школьников ухудшается здоровье
Из-за переутомления
Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых. Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 12-14 часов, потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки и ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.
Из-за гиподинамии
По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников – уже 80 %. В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток – как минимум 11 часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета и т. д.
Из-за стрессов
Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул и т. д. Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Кроме того, школа – это особая социальная среда, в которой впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.
Какие заболевания появляются у детей в школе
Нарушения зрения
-
Причины. Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ.
-
Методы профилактики. Чтобы сохранить здоровье детских глаз, регулярно делайте с ребенком зрительную гимнастику. Поставьте на столе хорошую настольную лампу таким образом, чтобы свет падал слева. С первого класса приучайте малыша к тому, что расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см. Если ребенку в школе задают сделать домашнюю работу на компьютере, учитывайте, что офтальмологи не рекомендуют детям проводить у монитора более получаса в день.
Нарушения в желудочно-кишечном тракте — гастрит
-
Причины. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие булочками и чипсами, могут заболеть гастритом. Причиной этого становится неправильное и нерегулярное питание.
-
Методы профилактики. Приучите ребенка нормально питаться не только дома, но и в школе. Основу детского рациона должна составлять домашняя еда, поэтому не стоит давать ребенку с собой газировку и фаст-фуд.Не забывайте, что для здоровья малыша совсем не полезны копченые, жирные, жареные и перченые блюда.
Болезни опорно-двигательного аппарата
-
Причины. Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. Проблемы со здоровьем могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок (особенно на одно плечо), недостатком физической активности.
-
Методы профилактики. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле, так как это формирует неправильную осанку.
Респираторные заболевания
-
Причины. Школа часто становится настоящим «рассадником» инфекций. Душные классы и коридоры редко проветриваются, что создает оптимальную среду для распространения вирусов и бактерий. Многие родители отправляют малышей и подростков в школу даже при наличии кашля и насморка, поэтому инфекция передается очень быстро.
-
Методы профилактики. Для сохранения здоровья ребенка необходимо научить его регулярно мыть руки с мылом, а при отсутствии такой возможности – пользоваться антибактериальными салфетками или гелями. В холодное время года давайте школьнику больше свежих овощей и фруктов или детские витаминные комплексы. Не заставляйте ребенка идти в школу, если его беспокоит насморк, боль в горле или другие симптомы респираторных заболеваний.
Какие занятия помогут сохранить здоровье детей
Динамические паузы. Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики.
Подвижные игры. Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.
Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для расслабления используется классическая музыка, звуки природы.
Препарат Тенотен Детский уменьшит стресс от школьной нагрузки!
Как сделать уроки здоровья в школе интересными
На этой неделе министр здравоохранения Скворцова сообщила, что со следующего учебного года в школах может появиться новый предмет — урок здорового образа жизни. Министр заявила, что детям будут говорить про гигиену, про измерение пульса, давления, температуры, про вызов скорой помощи и оказание первой помощи. О чем еще можно говорить на уроках ЗОЖ? Рассказываем в статье.
Уроки здоровья в начальной и старшей школе: цели и задачи
Родителям давно следовало бы обратить внимание на правильную расстановку приоритетов в воспитании своего ребенка. Слишком часто главным показателем успешности они считают табель с отличными оценками и первые места на школьных олимпиадах, забывая при этом о физическом и психологическом здоровье подрастающего поколения.
Частично восполнить такое упущение помогут уроки ЗОЖ, которые сегодня включены в образовательные программы средней школы. Главная их цель – создание условий для возникновения у школьников самой сильной – внутренней – мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи, которые ставятся перед педагогами, в долгосрочной перспективе помогут:
- привить ребенку навыки обычной и психологической гигиены;
- научить детей получать удовольствие от физической активности;
- объяснить базовые основы правильного питания, соблюдения режима;
- развить навыки самоорганизации и дисциплины.
Основной принцип, который соблюдается преподавателями ЗОЖ: акцент не на результате, а на вовлечении детей в образовательный процесс.
Занятия, которые планируется проводить, делятся на два типа: теоретические и практические. Игровые уроки для малышей, лекционный курс с просмотром тематических фильмов для старших классов, соревнования, школьные конкурсы и викторины – вот инструменты, с помощью которых можно увлечь детей любой возрастной категории и превратить уроки здоровья в веселое и познавательное действие.
Мнение учителя начальных классов: «Даже самый талантливый педагог не справится с такими задачами в одиночку, ведь время, отведенное ему, ограничено рамками урока. Родители должны быть вовлечены в процесс приучения детей к здоровому и правильному образу жизни. Самый эффективный воспитательный инструмент – собственный пример, поэтому в семье, где мама и папа занимаются спортом и предпочитают походам в “Макдоналдс” вылазки на природу, дети растут более здоровыми, активными и социально адаптированными».
Разработка и особенности тематических планов для детей разных возрастных категорий
Тематические планы для внеклассных занятий по ЗОЖ педагог составляет, исходя из основного принципа, который нужно донести до учеников: здоровье – главная ценность человека. Задача школы – по-настоящему увлечь детей идеями активного образа жизни, заразить их интересом к спорту, туризму, продуманному и осознанному времяпрепровождению. Планы для проведения Дней здоровья и уроков ЗОЖ в школах составляются с учетом возрастной категории аудитории.
Программы для учеников 1–4-х классов
Привлечь внимание младших школьников можно, активно вовлекая их в учебный процесс с помощью подвижных игр на переменке, использования красиво оформленных справочных материалов, интерактивных досок, фильмов.
«Детям, особенно малышам-первоклашкам, трудно усидеть на одном месте в течение нескольких уроков, поэтому небольшая разминка в перерывах между занятиями нужна и важна. Мы выходим в рекреацию и проводим короткую зарядку либо минут 10 развлекаемся подвижными играми – “попрыгунчиками” или “ручейком”», – делится опытом учитель начальных классов одной из школ Самары.
Теоретические уроки лучше организовать в игровом виде с активным участием детей. Методики можно применять разные: ученики могут заранее готовить материалы к занятиям, а потом обсуждать их вместе с педагогом. Можно пригласить на урок школьного врача, тренера какой-нибудь секции. Экскурсия по современному спортивному комплексу отлично дополнит любую программу.
Совет родителям: не оставайтесь в стороне от процесса. Помогите ребенку создать интересное учебное пособие. Заведите дома «дневник здоровья» и ежедневно (или еженедельно) отмечайте в нем выполнение планов по занятиям гимнастикой, прогулкам и прочим атрибутам ЗОЖ.
Программы для старшеклассников
Программы ЗОЖ для учеников средних и старших классов строятся на темах, напрямую связанных с этапами взросления, осознанием личной ответственности за свое здоровье и будущее. Психологические особенности возраста помогут мотивировать подростков следовать за модой на физическое совершенствование, отказаться от курения и алкоголя в пользу физической активности и занятий спортом, и это используется при формировании учебных программ.
Совет родителям: подростковый возраст – это возраст социализации, включения в сообщество сверстников или более старших знакомых. Но в этот период индивидуальность, инаковость всегда отторгается группой. Именно тогда возникает риск приобретения дурных привычек, дети начинают курить или выпивать «за компанию». Родителям нужно позаботиться о том, чтобы в окружении ребенка культивировалось здоровое отношение к своему телу, а общими интересами у группы были спорт и физическая активность.
Варианты тематик для уроков здоровья
Зарядка в школе. Источник фото: Youtube
Малышам, обучающимся в начальной школе, науку заботы о здоровье преподают на самых простых и понятных примерах. Ежедневные задачи, которые решает ребенок, становятся темами обсуждения на уроке. Хорошо, если при этом они будут разбираться и дома, а за их реализацией обязательно проследят родители.
В одной из самарских школ уроки здоровья для первоклассников проводит доктор Айболит. Один раз в две-три недели он приходит в класс и рассказывает о правилах гигиены, закаливании, прогулках, причинах разных болезней и мерах их профилактики. Дети отчитываются за прошлые занятия ЗОЖ, наклеивая на чудо-дерево листочки, на которых они написали свои достижения, и получают от него новые задания на дом.
Базовые варианты теоретических уроков для малышей с 1-го по 4-й класс затрагивают темы важности для здоровья ежедневной зарядки, развития силы и ловкости, соблюдения режима дня, правил питания и необходимости спорта.
Мнение педиатра с 22-летним стажем: «Среди школьников младших классов катастрофически растет количество детей с лишним весом, сколиозом, нарушениями зрения. В определенной степени это следствие массовой компьютеризации: школьники и дошкольники проводят у мониторов и планшетов слишком много времени. Задача родителей и учителей – объяснить им все опасности, связанные с сидячим образом жизни, создать мотивацию для занятий любыми видами спорта, обеспечить необходимую физическую нагрузку».
Вряд ли получится увлечь старшеклассников разговорами о правильном режиме, но найти темы ЗОЖ, близкие к их основным интересам, не так уж сложно. О здоровье с подростками говорят через призму роста их физических возможностей и внешней привлекательности.
Примерные сценарии уроков для средних классов и старшеклассников могут охватывать темы:
- красивое и здоровое тело – это модно;
- вредные привычки – как они влияют на состояние организма и достижения в спорте и учебе;
- наркотики и другие зависимости – путь в тупик.
Практические уроки ЗОЖ – это наиболее интересная часть учебной программы и для первоклашек, и для будущих выпускников. Методики их проведения во многом зависят от общей учебной программы, педагогического подхода и вовлеченности родителей в процесс внеклассного образования.
Организовать такие мероприятия можно в виде эстафет, спортивных состязаний, дополнительных уроков физкультуры. Большой интерес вызовут квесты, сценарии для которых подготовят сами дети с помощью родителей и педагогов. Старшеклассникам можно предложить снять небольшой документальный фильм по тематикам ЗОЖ, включив в него интервью с известными спортсменами, тренерами.
На особом месте стоит проведение Дней здоровья с вылазками на природу. Малыши-первоклашки могут отправиться с учителем в Ботанический сад или ближайший парк. Старшеклассники с удовольствием поучаствуют в туристических слетах или походах.
Интересные уроки ЗОЖ для малышей и старшеклассников
Старшеклассини проводят в пензенской школе урок здоровья. Источник фото: Пенза-пресс
Интерактивная викторина для малышей
Такая форма занятия больше подходит для учеников младших классов и может включать в себя различные тематики на усмотрение преподавателя. Чаще всего малышей в игровой форме проверяют на знание базовых понятий ЗОЖ: правил гигиены, важности и методов закаливания, вопросов питания и физической активности. Обязательным дополнением к таким викторинам должно стать обучение правилам дорожного движения. Викторины можно проводить регулярно сразу у нескольких классов, выбирая по итогам победителя.
Виртуальные уроки здоровья
«Уроки здоровья» от Архангельского центра медицинской профилактики – отличный пример внедрения современных технологий в образовательный процесс. С конца 2017 года проводятся ежемесячные трансляции для учеников старших классов учебных заведений области. Особенность такой лекционной практики в том, что связь двусторонняя: спикер отвечает на вопросы учеников в онлайн-режиме.
Тематика занятий постоянно меняется. В рамках мероприятия рассматриваются вопросы не только физического, но и нравственного здоровья. Особое внимание уделяется интернет-зависимости и сетевой безопасности.
Уроки здоровья и массовые мероприятия
Массовые спортивные мероприятия – идеальный плацдарм для вовлечения детей в программы ЗОЖ. Заявки на участие в регулярно проводимых во всех городах забегах, в «Лыжне России» и других состязаниях может подать любая школа. Достоинство таких соревнований в их массовости, приоритетности участия, а не результата.
К подготовке такого мероприятия можно привлечь и учеников, доверив им разработать фирменный стиль для выступления: логотип, эмблему, цветовую гамму формы. Родители могут выступить не только в роли болельщиков, но и сами принять участие в соревнованиях.
Туристические слеты или походы
Такие программы могут осуществляться не только в рамках одной школы, но и района или города. Для организации выездного мероприятия можно провести несколько подготовительных уроков, в рамках которых дети узнают о том, как правильно подобрать снаряжение, о правилах поведения в лесу и около водоемов. Для учеников начальных классов можно организовать однодневный выезд на природу. Старшеклассникам будет интересен туристический слет с ночевкой.
Такие мероприятия необязательно планировать на теплое время года. В зимний период в городах средней полосы России и Севера, там, где выпадает достаточно снега, часто уроки ЗОЖ проводят на загородных туристических базах с возможностью недлительного лыжного похода.
Волонтерские программы
На особом месте в процессе обучения детей здоровому образу жизни стоят программы, позволяющие школьникам самим участвовать в повышении качества жизни. Волонтерство – один из способов улучшить нравственное здоровье нации. Развитие добровольческого движения среди старшеклассников решает сразу несколько задач: пропаганду ЗОЖ, улучшение коммуникативных возможностей в молодежной среде, развитие навыков управления собственными проектами.
Главное в процессе вовлечения в волонтерство – максимальное участие учеников в каждом из этапов программы: формировании группы, планировании этапов, осуществлении действий и контроля над ними. Годовой план может включать в себя несколько тематик: от оказания помощи детским домам до участия в весенних субботниках и поддержания чистоты школьной территории, близлежащего парка, Ботанического сада.
При этом не стоит упускать из виду использование СМИ, других информационных инструментов формирования общественного мнения, чтобы создать положительный имидж, который станет отличным стимулом для участия учеников в волонтерских мероприятиях.
Результаты, ожидаемые от внедрения ЗОЖ в школе
Создание сильной мотивации – первый шаг к здоровому образу жизни. Уроки ЗОЖ зададут правильный вектор развития детей, помогут им улучшить и сохранить физическое и нравственное здоровье. Ожидаемые результаты таких занятий – хороший иммунитет, активная жизненная позиция, высокий интеллектуальный потенциал и отличная социальная адаптация ребенка.
Неслучайно в народе говорят, что в здоровом теле – здоровый дух. Действуя в тандеме, родители и школьные педагоги смогут создать пространство, в котором дети с самых юных лет найдут свое место в окружающем мире, будут развивать сильные качества и успешно бороться со слабостями, совершенствоваться не только на физическом, но и на эмоциональном уровне.
Статья по ЗОЖ (4 класс): Статья «Здоровье детей в школе»
Здоровье детей в школе
Статистические данные свидетельствуют о том, что около 90% выпускников школы имеют, как минимум, одно заболевание функционального характера, и только 10% детей, окончивших школу — здоровые дети. Вполне естественно, что все родители хотят, чтобы их ребенок попал в число тех счастливчиков, которым удалось покинуть стены учебного заведения абсолютно здоровым. Чтобы так и случилось, необходимо с первых же дней обучения побеспокоиться о сбережении здоровья детей в школе и профилактике различных заболеваний. Иначе говоря, родителям необходимо следить за соблюдением режима занятий и отдыха, а также уделять пристальное внимание правильному питанию школьника.
Почему школьники болеют?
Понятие «школьные заболевания» появилось в конце 19 века, и группы таких заболеваний с тех пор так и не изменились. Они включают в себя такие заболевания, как:
- проблемы нарушения зрения;
- патологии желудочно-кишечного тракта;
- нарушение осанки;
- дефицит и избыток массы тела;
- инфекционные заболевания.
Причиной многих заболеваний специалисты называют чрезмерно большие нагрузки, малую двигательную активность школьников, повышенную зрительную нагрузку, достаточно большое количество стрессовых ситуаций и несоответствие школьной мебели. Сказывается и тот факт, что большинство школьников практически все свое свободное время посвящают не прогулкам на свежем воздухе и подвижным играм, а компьютерам. Как следствие, у детей снижается иммунитет, и увеличивается риск «подхватить» какой-либо вирус или инфекцию.
Как сохранить здоровье ребенка в школе?
Сохранить здоровье ребенка в школе можно только в том случае, если строго придерживаться рекомендаций специалистов, которые направлены, прежде всего, на профилактику заболеваний.
Правильное питание
В рационе школьника обязательно должны присутствовать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. То есть, школьник должен постоянно потреблять такие продукты, как молоко, продукты растительного происхождения и мясные продукты. При этом из меню детей необходимо исключить все жирное, жаренное, острое и соленое.
Режим питания
Специалисты рекомендуют школьникам питаться не менее четырех раз в день, с интервалом в три-четыре часа. Поэтому родителям необходимо обеспечить ребенку не только обед и ужин после школы, но и полноценный завтрак перед школой. Кстати, самым лучшим завтраком для школьников признана каша, которая, согласно последним исследованиям, оказывает положительное влияние на успеваемость в школе. Причем, как оказалось, на успеваемость девочек каша оказывает намного большее влияние, чем на умственные способности мальчиков.
Режим занятий и отдыха
По мнению специалистов, время непрерывного занятия школьников не должно превышать одного часа (при этом, если занятие однотипное, то оно должно длиться не более 20 минут). Перерыв между занятиями лучше всего посвятить подвижным играм или прогулкам на свежем воздухе. Для поддержания крепкого иммунитета и полноценного восстановления сил ночной сон школьника должен длиться не менее девяти часов
Работа за компьютером
Современный процесс обучения неразрывно связан с работой за компьютером. Однако многочасовое «бдение» перед экраном монитора способно нанести значительный урон здоровью школьника: страдает зрение и осанка. Поэтому родители должны строго контролировать время, проведенное школьником за компьютером: без перерыва перед экраном можно находиться не более 30-40 минут. При этом расстояние до монитора должно быть не больше 1 метра и не меньше 40 сантиметров. Также необходимо следить, чтобы осветительные приборы (настольная лампа или люстра) не светили в глаза ребенку, а поза сидения не нанесла вред позвоночнику.
Прописные истины
В процессе подготовки своего ребенка к школе родители должны обратить пристальное внимание на воспитание основ личной гигиены и правильного питания. Ведь Вы не сможете лично проконтролировать в школе, насколько тщательно ребенок помыл руки перед приемом пищи (и помыл ли вообще), равно как и сам процесс приема пищи, от правильности которого во многом зависит, приобретет ли Ваш ребенок заболевания органов пищеварения.
Поэтому обязательно приучите ребенка мыть руки после посещения туалета и перед началом приема пищи, а также обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками, чтобы он всегда имел возможность протереть руки.
Народная мудрость гласит: «Праздность — мать пороков». И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их «рабочее» время.
А ответственность за организацию досуга школьника целиком и полностью лежит на родителях. Они должны пристально следить за деятельностью своего чада. Поддерживая желания детей участвовать в активных мероприятиях после школы, родители помогают им вести более активный образ жизни – это не только расширяет их кругозор, но и позволяет вести здоровый образ жизни.
Предлагаем Вашему вниманию ТОП-10 наиболее востребованных сегодня среди школьников кружков и секций для детей, которые помогут Вашему ребенку всегда оставаться веселым, активным и здоровым.
Спортивные секции
Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Кстати, спортивные состязания, типа футбола и хоккея в большинстве прогрессирующих стран достаточно часто используются для приобщения детей к активному образу жизни.
Плавание
Плавание — одно из самых любимых занятий у детей младшего и среднего школьного возраста. Всего один-два часа занятий в бассейне еженедельно гарантирует Вашему ребенку массу положительных эмоций и отменное здоровье. Плавание задействует все основные группы мышц, активно сжигает лишние жиры и калории, успокаивает и снимает нервное напряжение, улучшает работу дыхательной системы. В общем, занятия плаванием — это сплошные преимущества и никаких недостатков.
Боевые искусства
Сила, дисциплина и выносливость – это тот минимум преимуществ, который получит школьник, посещающий секции боевых искусств. Дзюдо, каратэ и тэквондо – относятся к доступным видам спорта, и дадут Вам уверенность, что школьник будет не только здоров, но и в случае необходимости сможет себя защитить.
Музыка
Музыкальные занятия – превосходный вариант для ребенка, который хочет проявить свой творческий потенциал. Музыкальная грамотность — это знания, которые будут сопровождать школьника на протяжении всей дальнейшей жизни и возможно помогут ему в достижении профессиональных успехов. Кроме того, благодаря занятиям музыкой у ребенка вырабатываются навыки самодисциплины, усидчивости и терпения, а также совершенствуется чувство прекрасного.
Живопись
Подобно музыкальным занятиям, классы живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал, о котором сам школьник и его родители могут даже и не подозревать. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться Вашему ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.
Кулинария
Занятия в школе кулинарии, как это ни странно, будут интересны не только девочкам, но и мальчикам. Подобные виды секций и кружков, в которых школьникам преподают азы приготовления пищи, имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, Ваш ребенок научится готовить. Во-вторых, он получит знания о правильном и здоровом питании. В-третьих, школьник начнет стремиться к чистоте. Ну и самое главное, кулинария помогает проявить скрытые потенциалы ребенка, дисциплинирует его и позволяет почувствовать свою значимость.
Танцы
Записав своего ребенка в школу танцев, Вы открываете перед ним огромнейшие возможности для самореализации и обеспечиваете ему здоровый образ жизни. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).
Сохранить здоровье детей школьного возраста -это главная задача педагогов и родителей. Причиной многих заболеваний специалисты называют чрезмерно большие нагрузки, малую двигательную активность школьников, повышенную зрительную нагрузку. Поэтому очень важно соблюдать режим труда и отдыха ребенка. В нашей школе для детей созданы максимальные условия для учебы и отдыха. Различные кружки и спортивные секции помогают детям сохранить здоровье, быть сильными , а так же соблюдать режим, который очень важен для детского растущего организма . В стенах школы дети проводят большую половину дня , поэтому ,им должно быть комфортно и хорошо, тогда здоровье детей будет в порядке. Учителя и воспитатели групп продленного дня делают для этого все возможное. БУДТЕ ЗДОРОВЫ!
Здоровье школьников – залог успешного обучения
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Основной целью нашего учебного заведения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?
Используемая литература:
Янсон Ю.А. «Оздоровительные модели физического воспитания школьников» – Валеология 1997, № 2
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Голиков Н. «Школа здоровья» – Тюмень: Вектор Бук, 2000 г.
День здоровья «Старт поколений» – сценарий Дня здоровья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Физкультурное мероприятие для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа № 24 г. Орши» функционирует с 1982 года и является специальным учреждением образования, которое реализует:
- образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП;
- образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
- образовательную программу профессиональной подготовки.
Одной из основных задач вспомогательной школы является: обеспечение получения специального образования учениками с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью. В школе обучается 85 обучающихся, сформировано 12 классов-комплектов, 6 групп продленного дня; 71 % обучающихся имеют легкую интеллектуальную недостаточность, обучаются по программе 1 отделения вспомогательной школы и 29% -умеренную интеллектуальную недостаточность, обучаются по программе 2 отделения вспомогательной школы; 45% учеников обучаются на первой ступени образования, 55% – на второй ступени.
Соревнования между педагогами школы, старшими и младшими школьниками
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Нужно нам!
Цель: пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.
Задачи:
- укреплять здоровье, повышать физическую подготовленность;
- развивать двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
- укреплять защитные силы организма к внешним воздействиям окружающей среды;
- воспитывать активность и самостоятельность в двигательной деятельности;
- воспитывать нравственные, морально-волевые качества;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу.

Участники соревнований: обучающиеся школы, педагоги школы.
Программа дня
- Открытие.
- Программа соревнований.
- Награждение участников соревнований.
- Закрытие.
Заранее в группах продленного дня проводится конкурс на лучший рисунок, посвященный предстоящему физкультурному празднику. Такой конкурс, значительно повышает интерес к празднику. В результате проведения конкурса, в вестибюле школы организуется выставка детских рисунков.

Директор, совместно с учителем физической культуры, медицинским работником, обеспечивают общее руководство ходом мероприятий, соблюдение правил безопасности. Классные руководители обеспечивают организацию участия школьников своего класса и участвуют сами.
Ход мероприятия
1. Открытие
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр «Старт поколений»! И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте!
– Какие дети не любят игры? Ведь самое их любимое занятие поиграть… Какие взрослые не любят поиграть? Ведь они все время работают…

Эй, господа, пожалуйте сюда,
Веселья вам да радости.
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Помериться силой,
Побегать, попрыгать
Зовём на площадку друзей.
«Старт поколений» вас ждет
На площадке,
Спешите сюда поскорей.
(Выход команд под песню «Вместе весело шагать по просторам», команды по 3 участника (педагог, старший школьник, младший школьник).
Участники соревнований в спортивной форме проходят по спортивному залу. После круга почета выстраиваются на спортивной площадке, учитель физической культуры и здоровья сдает рапорт директору школы.
– Участники, равняйсь, смирно!!!
– Директор школы, Елена Петровна, участники физкультурного праздника «Старт поколений» построены и готовы к открытию соревнований!!! Учитель физической культуры Николаева Елена Владимировна.
(Слово предоставляется директору школы).
Ведущий:
Будьте здоровы, ребята! Дерзайте!
Тело крепите, дух закаляйте!
Взвейся, наш флаг! Наш гимн, зазвучи!
Праздник, нам радость всем подари!
(Под звуки гимна поднимается флаг Беларуси.)
– Познакомились с командами. Пожелаем им успехов!
2. Программы соревнований
Ведущий: А теперь я хочу спросить у вас…
– Таких, что с физкультурой
Не дружит никогда,
Не прыгают, не бегают,
А только спят всегда,
Не любят лыжи и коньки
И на футбол их не зови.
Раскройте нам секрет –
Таких здесь с нами нет?
(Дети хором отвечают: «Нет»)
– Кто с работой дружен –
Нам сегодня нужен?
(«Нужен»)
– Кто с учёбой дружен –
Нам сегодня нужен?
(«Нужен»)
– Кто со спортом дружен –
Нам сегодня нужен?
(«Нужен»)
– Таким ребятам хвала и честь.
Такие ребята средь нас есть?
(«Есть»)
Ведущий:
Чтоб провести соревнованья,
Вам нужен опытный судья,
Такое, видно уж, призванье,
Судьей, конечно, буду я!
И еще хочу добавить
И жюри вам всем представить!!!

Приглашаем в жюри: (выбор жюри)
– Сейчас, мы с вами, ребята, проведем разминку перед нашими веселыми состязаниями.
(С ребятами проводится разминка «Физкультура»).

Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
«Физ» и «куль» и «ту» и «ра».
Руки вверх, руки вниз.
Это «физ».
Крутим шею словно руль.
Это «куль».
Ловко прыгай в высоту.
Это «ту».
Бегай полчаса с утра.
Это «ра».
Занимаясь этим делом,
будешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физкультура!
(Ребята стоя выполняют движения разминки и хором произносят текст).
1 конкурс «На одной ноге»
– Когда ребята только пришли в школу они мало что знали, умели. Скажем так: были «одной ногой в калоше»: вот и придётся показать, как вы прыгали на одной ноге туда и обратно.
Прыжки до ориентира на одной ноге, назад поменять ногу.
– Вы набрались опыта и совсем вы не в калоше, всё сделали правильно.
2 конкурс «Переправа»
– Проходит время, ребята сдружились и стали связаны друг с другом:
Учитель и старший школьник сцепливают руки «крестом» и переносят младшего школьника.
– Хорошо вы научились работать в связке друг с другом.
3 конкурс «Без рук»
– Такие друзья всегда подставят друг другу своё крепкое плечо в трудную минуту! А уж, чтобы помочь пронести мяч «без рук», конечно, все получится.
Учитель и старший школьник встают парами, лицом друг к другу, руки на плечах друг у друга, между ними мяч. Переносят мяч до ориентира и обратно, младший школьник бежит рядом.

4 конкурс «Тяни-толкай»
– Иногда, правда, бывали моменты, когда вдруг вы обижались друг на друга, вставали друг к другу спиной. Но дружбу не разорвёшь, как «замок» из ваших рук.
Участники встают втроем спиной друг к другу, сцепив руки замком, передвигаются до ориентира и обратно.
Ведущий: Танец «На веселых на утят… » для всех участников и болельщиков.
На шагающих утят быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря.
Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь
И пуститься в дальний путь, крича «кря-кря».
И природа хороша, и погода хороша,
Нет, не зря поет душа, не зря, не зря.
Даже толстый бегемот, неуклюжий бегемот
От утят не отстает, кряхтит «кря-кря»
На мгновенье надо
Детство возвратить.
Мы теперь утята,
И так прекрасно
На свете жить.
На танцующих утят быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря.
Повторяйте все за мной, все фигуры до одной,
Все фигуры до одной, кря-кря-кря-кря.
Легче танца в мире нет, лучше танца в мире нет,
Вам раскрыт его секрет не зря, не зря.
Посмотрите, бегемот, неуклюжий бегемот,
Вот танцует, вот дает! кря-кря-кря-кря…
5 конкурс «Подтягивание»
– Всегда есть в команде самый сильный участник. Мы приглашаем старшего школьника.

Подтягивание на перекладине.
6 конкурс «Бодай-ка»
– Изредка вы показывали свой норов, «бодались», но это прошло и теперь вы «бодаете» лишь мячи.
Ползти на четвереньках, ведя мяч головой – «бодаясь» до ориентира и обратно.
7 конкурс «Откати-прикати»
– Но всё же вы научились выполнять поставленные перед вами задачи, поручения.
Катить обруч до ориентира и обратно.

Конкурс для зрителей «Скакалочка»
Ведущий: А сейчас объявляется конкурс для зрителей «Скакалочка».
Все желающие прыгают через скакалку, побеждает тот, кто дольше всех прыгает через скакалку.
8 конкурс «В обруче»
– В ваших коллективах выделялись лидеры, которые ведут за собой весь класс.

По очереди учитель, старший школьник, младший школьник (если умеет) крутит обруч на время.
9 конкурс «Воздушный шарик»
В паре, перебрасывая друг другу воздушный шарик, довести до ориентира и обратно.

10 конкурс «Самый меткий»
– В нашей школе вы, ребята, учитесь быть сообразительными, быстрыми, меткими в высказываниях и в действиях.
Броски баскетбольного мяча в баскетбольное кольцо.
– Наши конкурсы на выносливость, смелость, ловкость завершились. Пока жюри решает, кто же из команд победил, проверим вашу сообразительность.

Загадки:
Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной туча:
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж…
Все ребята любят …(душ)
Хвостик из кости,
На спинке щетинка. (зубная щётка)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться. (мыло)
Просыпаюсь рано утром
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку)
– Загадки были про что? Для чего нам нужны средства гигиены? Для чего надо делать зарядку?
Доскажи пословицу
Здоровье нам всем необходимо. Недаром народ придумал об этом много пословиц, поговорок. А знаете ли вы их?
В здоровом теле – здоровый …(дух)
Курить – здоровью …(вредить)
Быстрого и ловкого болезнь не … (догонит)
До свадьбы … (заживёт)
Здоровья не … (купишь)
3. Общее построение участников и награждение.
– Подведем итоги. Слово жюри…
– Поздравляем все команды! Желаем вам быть сильными, ловкими, быстрыми и обязательно дружными. Теперь все мы понимаем, что у нас в школе растут славные ребята. Сегодня проигравших нет, есть лучшие из лучших.

– Я желаю вам всем крепкого здоровья и бодрого настроения, расти крепкими, здоровыми и умными!
Ведущий
Спасибо Вам, и до свиданья!
До новых встреч в спортзале этом.
Соединяйте спорт и знанья,
И душу грейте добрым светом.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!



Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и
при любых социально-экономических и
политических ситуациях является актуальнейшей
проблемой и предметом первоочередной важности,
так как оно определяет будущее страны, генофонд
нации, научный и экономический потенциал
общества и, наряду с другими демографическими
показателями, является чутким барометром
социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”
здоровье школьников относится к приоритетным
направлениям государственной политики в сфере
образования. В современных условиях школа
призвана выполнять не только образовательную
функцию, но и заботиться о сохранении и
укреплении здоровья детей, так как через школу
проходит каждый и проблему сохранения и
укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием
здоровья детского населения, особенно
школьников, выявляет стойкую тенденцию
ухудшения показателей здоровья; уменьшается
удельный вес здоровых школьников с
одновременным увеличением хронических форм
заболеваний при переходе из класса в класс в
процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам
оздоровления подрастающего поколения и
существующие законы, количество здоровых детей,
по данным Научно-исследовательского института
гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей Российской
академии медицинских наук, снизилось в три раза.
Как свидетельствует статистика,
распространенность патологии и заболеваемости
среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно
увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять
процентов от общего количества учеников, а
остальные 90 процентов имеют проблемы и
отклонения в физическом, психологическом,
нервном развитии. По данным статистики в нашей
стране из года в год снижается индекс здоровья и
увеличивается общая заболеваемость детей и
подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает
сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону
хронических неинфекционных: аллергических,
сердечно-сосудистых, онкологических,
нервно-психических, болезней органов дыхания,
зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных
подростков первое место стали занимать болезни
органов пищеварения. Их удельный вес увеличился
вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза
увеличилась доля хронических болезней нервной
системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему
третье место занимают болезни костно-мышечной
системы, тогда как удельный вес хронических
болезней ЛОР-органов сократился вдвое,
переместившись с первого на четвертое ранговое
место. Гинекологическая патология у
девочек-старшеклассниц стала занимать шестое
ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют”
нарушения системы кровообращения (25 процентов),
второе место стали занимать нарушения
опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На
третьем месте – эндокринно-обменные нарушения
(до 14 процентов). Показатели, характеризующие
физическую работоспособность и физическую
подготовленность у современных подростков
значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их
сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около
половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75
процентов девочек не в состоянии выполнять
нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе
свидетельствовать об ухудшении здоровья
обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями
негативных изменений здоровья детей за
последние годы являются следующие:
- Значительное снижение числа абсолютно здоровых
детей. Так, среди учащихся их число не превышает
10-12%.
- Стремительный рост числа функциональных
нарушений и хронических заболеваний. За
последние 10 лет во всех возрастных группах
частота функциональных нарушений возросла в 1,5
раза, хронических болезни — в 2 раза.
Половина школьников 7–9 лет и более 60%
старшеклассников имеют хронические болезни.
- Изменение структуры хронической патологии.
Вдвое увеличилась доля болезней органов
пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного
аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные
формы плоскостопия), втрое — болезни почек и
мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько
диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем
2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза,
16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20%
старшеклассников-подростков имеют в анамнезе
5 и более функциональных нарушений и
хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие
из них связаны со школой. К основным
школьно-обусловленным факторам риска
формирования здоровья школьников, в первую
очередь, относятся несоблюдение
санитарно-эпидемиологического благополучия в
образовательных учреждениях, неполноценное
питание, несоблюдение гигиенических нормативов
режима учебы и отдыха, сна и пребывания на
воздухе. Объем учебных программ, их
информативная насыщенность часто не
соответствуют функционально-возрастным
возможностям школьников. До 80% учеников
постоянно или периодически испытывают учебный
стресс. Всё это в сочетании с уменьшением
продолжительности сна и прогулок, снижением
физической активности, оказывает негативное
воздействие на развивающийся организм. Также, на
здоровье губительно сказывается низкая
двигательная активность. Ее дефицит уже в
младших классах составляет 35–40 процентов, а
среди старшеклассников – 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья
школьников возникает от недостаточного уровня
грамотности в вопросах сохранения и укрепления
здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме
того, значимой причиной ухудшения состояния
здоровья школьников (старших классов) являются
вредные факторы – курение, алкоголь и ранее
начало сексуальной активности.
А между тем, главным критерием эффективности
работы любой школы является здоровье учащихся.
Конечно, неправомерно винить только школу в
ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет
обучения воздействие на организм и психику
школьника оказывают множество факторов, не
связанных непосредственно со школой и процессом
обучения. Но, во-первых, вклад школы в это
комплексное негативное воздействие весьма
велик. Во-вторых, существующие проблемы по
сохранению и укреплению здоровья современных
школьников могут и должны решаться
непосредственно в образовательном учреждении по
одной простой причине, что дети находятся на
территории образовательного учреждения большую
часть своего времени.
Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней
работы в данном направлении на примере одного
класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области
(классный руководитель: Арсёнова Л.В.).
С самого начала хочется выразить благодарность
администрации школы, всем педагогическим
работникам за понимание, сотрудничество в нашем
общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной
программы по сохранению и укреплению здоровья
младших школьников, в которую были включены как
педагогические работники школы, так и
медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14
девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В
сентябре был проведён комплексный медицинский
осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ
медицинскими специалистами. В ходе медосмотра
были выявлены имеющиеся медицинские отклонения
в состоянии здоровья детей и установлено, что
только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и
18 ко 2 группе. Были намечены основные направления
работы. Мониторинг физического здоровья
проводится регулярно в начале и конце года. В
зависимости от результатов корректировалась и
работа по сохранению и укреплению здоровья
учащихся.
Одним из главных факторов неблагополучие
здоровья школьников считаю недостаточный
уровень грамотности в вопросах сохранения и
укрепления здоровья самих учащихся, их
родителей. Необходимо сформировать у ребенка
потребность быть здоровым, научить его этому,
организованно помочь в сохранении и
формировании здоровья. Именно на решение этих
вопросов и был направлен первый блок нашей
программы. Было решено, один классный час в месяц
посвятить валеологической тематике. С ребятами в
игровой, занимательной форме, соответствующей
возрастным особенностям детей, проводили беседы
медицинские работники больницы: педиатр,
стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика
бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”,
“Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода –
наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра
то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”,
“Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не
боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую
помощь в работе оказал школьный психолог
Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем
надо быть здоровым?” дети сами выводили правила
жителей Здорового Города. В рамках работы
школьного самоуправления активную работу в
классе под нашим руководством проводило
Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал
выпуск медицинского листка “Советы доктора
Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья,
каждый лепесток которого соответствует одному
из направлений нашей программы.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в
этом вопросе тесное сотрудничество с родителями.
С этой целью для родителей была организована
школа родителей-единомышленников, которая
работала под девизом: “Здоровье наших детей – в
наших руках”. На первом же родительском собрании
родителям были озвучены результаты медицинского
осмотра детей и неутешительные среднероссийские
статистические данные динамики здоровья
школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это
вызвало тревогу у родителей и мы получили
большую поддержку у них по реализации нашей
программы. На родительских собраниях выступали
медицинские работники по актуальным вопросам
сохранения здоровья детей, психолог школы и
другие педагогические работники. Посещаемость
таких родительских собраний всегда составляла
практически 100%. Представители родительской
общественности не раз контролировали соблюдение
санитарно-гигиенического режима школы,
правильного распределения учебной нагрузки.
Данные вопросы обсуждались вместе с
представителями администрации школы на
заседания Управляющего Совета школы, Совета
отцов и т.д.
На одном из первых родительских собраний был
обсуждён вопрос о том, что существенное влияние
на здоровье детей оказывает качество питания.
Рациональное питание создаёт условия для
нормального физического и умственного развития
детского организма, поддерживает высокую
работоспособность, способствует профилактике
заболеваний и оказывает существенное влияние на
возможность противостоять воздействию
неблагоприятных факторов окружающей среды. Как
результат 23 человека в классе на протяжении
учебы на младшей школьной ступени охвачены
горячим питанием (2 человека не питаются в
школьной столовой по причине соблюдения диеты по
медицинским показаниям). На районную
научно-практическую конференцию “Старт в
науку” представлена исследовательская работа
ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко,
будете здоровы”, которая стала призёром в
номинации “Первая ступенька в науку”.
Во многом ухудшение здоровья школьников
связано с дефицитом двигательной активности. С
первых лет обучения она снижается на 50 % и в
дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Телевизор, компьютер, статические нагрузки в
школе, ежедневная “отсидка” за выполнением
домашнего задания – таков день большинства
современных школьников. Как при подобном образе
жизни сформировать прочный “каркас здоровья”?
Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение
родительской общественности. До уроков учащиеся
ежедневно делают зарядку, реализуя направление
“Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе
были подготовлены инструкторы по утренней
зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц
был разработан совместно с медицинской сестрой
кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В
расписании – 3 урока физической культуры. У
каждого ребёнка ведётся дневник спортивных
достижений, в котором ребёнок совместно с
учителем намечает индивидуальный маршрут
физического развития.
Традиционными стали в классе совместные
спортивные праздники с участием детей и
родителей на ФОКе “Юность”, спортивные
эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в
месяц класс совместно с родителями проходит
Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить
палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают
родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из
отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с
большой неохотой собиралась на классные
спортивные соревнования – проводятся в
выходные, да и от спорта я давно уже как-то
отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что
и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих
мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя
возможность побыть вместе с ребёнком,
восстановить свою физическую форму и показать
ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а
вместе мы многое можем”
С целью увеличения физической активности
ребятам и родителям были предложены кружки и
спортивнее секции, входящие систему
дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков
занимаются в секции футбола (участники зональных
соревнований по футболу в младшей группе), 2
человека – в секции шахматы (Железняков А. –
призёр районных соревнований, участник
областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2
человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А.
–неоднократный призёр областных соревнований).
Больше половины девочек класса посещает кружок
ритмического танца. Без их участия не обходится
ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году
класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках
проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном
конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2
место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это
модно”.
По результатам школьного конкурса (2010-2011
учебный год) классу присуждено звание “Самый
здоровый класс”.
По результатам комплексного медицинского
осмотра при окончании начальной школы, ни у
одного ребёнка не было выявлено ухудшений в
состоянии здоровья по сравнению с состоянием при
поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были
переведены по показателям из второй в первую
группу здоровья. А это значительный результат.
Наши формы работы не претендуют на
универсальность. Это лишь малая попытка решить
проблему сохранения и укрепления здоровья детей
в рамках одного класса на пр
Статья по технологии на тему: Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Закономерно возросло внимание к здоровью детей, потому, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. По данным НИИ гигиены и здоровья, в последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходится на школьный период. Дети все чаще страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушением в пищеварительной системе. По данным проводимых исследований, у них начинают появляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз.
Одним из важнейших условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, и успешному обучению, является: рациональное питание, занятие спортом, художественное творчество.
Сегодня все больше педагогов и педиатров, сходятся во мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе. Именно у нее имеется для этого достаточно много возможностей, которые в настоящее время почти не реализуются.
Исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что отсутствие тщательно составленных и внедренных программ, методик, средств обучения по здоровьесберегающему просвещению, наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, сникерсов, чипсов, сухариков, снеков, тонизирующих напитков, ведет к формированию у детей вредных для здоровья привычек бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме. Обмен веществ лежит в основе жизнедеятельности человеческого организма и находится в прямой зависимости от характера питания.
В ряде российских школ стали создавать специальные рабочие места для учащихся, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, для школьников планируется гибкий временной режим занятий и отдыха с учетом сенситивного периода, разрабатываются новые учебные пособия и многое другое.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
На уроках технологии, в разделе «Кулинария» я детям рассказываю, что важными факторами здоровьесберегающих технологий является не только высокое качество пищевых продуктов, но и их правильное употребление по количеству, времени, качественному составу. Одни и те же продукты могут быть полезны и необходимы одному ребенку и противопоказаны другому, имеющему индивидуальные физиологические и психологические особенности. Например, дети живые, подвижные, эмоциональные должны получать больше горячей питательной пищи в виде мясных бульонов, а детям спокойным, неторопливым следует, прежде всего избегать переедания, приводящего к ожирению. Необходимо помнить, что правильная организация питания – самая главная составляющая здорового образа жизни. В пище содержится около 600 веществ, более 90% которых способны воздействовать на те или иные функции организма.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя технологии состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию” собственного здоровья.
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по модифицированной образовательной программе «Умелые ручки», рассчитанной на детей 7 -12 лет.
Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды вязание крючком, макраме, декупаж, скрапбукинг, квиллинг, аппликация из манки, валяние (мокрое, сухое), бумажная мозаика, декорирование, плетение бисером. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.
Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Во — вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее, то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.
Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое «Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
С другой стороны рукоделие – это приобщение ребенка к народной культуре.
По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Занятие ручным трудом, требующее, как правило, высокой концентрации, позволяет ребенку погрузиться в себя, на время абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредоточится на вышивке, вязании — то есть достичь состояния психологического комфорта. И если принять в расчет заключение медиков и психологов, что стресс обладает свойством «накапливаться в организме», то можно предположить, что регулярное пребывание в состоянии комфорта и безмятежности тоже может аккумулироваться.
А стало быть, психика ребенка со временем станет более устойчивой к внешним раздражителям, что в свою очередь позволит снизить уровень конфликтности, исключить агрессию, повысить самооценку, избавиться от ряда комплексов и блоков, мешающих гармоничному развитию личности в период ее становления. Путем исследований было доказано, что постоянное монотонное движение рук благоприятно влияют на работу головного мозга, в частности на правое его полушарие, отвечающее за воображение, эмоции и интуицию.
А стало быть, обучая ребенка вышиванию крестиком, к примеру, мы развиваем его воображение. Кроме того качественно выполненная работа не может не радовать. У ребенка, на мой взгляд, эта радость, вызванная признанием результатов его труда окружающими, равносильна радости от признания его самого, как личности. То есть, получая удовлетворение от своей работы, ребенок получает удовлетворение от самого себя — принимает себя, положительно себя оценивает, осознает свою полезность.
Вроде бы любим, гордимся, но…не верим в собственных детей? К чему я это: ребенок в процессе создания предмета рукоделия, своего личного маленького шедевра ощущает собственную полезность, повышает самооценку. Совершенствуя и оттачивая навыки, осваивая новые виды декоративно-прикладного искусства, приобретает возможность самовыражения, в момент которого забывает все установки, которые случайно или нарочно были ему навязаны.
То есть по сути дела ручной труд сравним с психотерапией. Только вместо психотерапевта сам человек. Отключаясь от внешнего мира, концентрируя свое внимание на вышивке, вязании человек вводит себя в состояние некоего гипноза, во время которого «самоисцеляется». И в заключение приведу следующие медицинские факты о благотворном влиянии рукоделия на физическое и психическое здоровье.
Известно, что на теле человека есть различные точки, при воздействии на которые можно причинить вред либо пользу определенным частям тела и органам, а так же вызвать недуг, либо помочь в излечении некоторых болезней. Очень подробно этим занимаются мануальные терапевты. Но и рукоделие тоже является невольным врачом. Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на определенные точки — нервные окончания на наших золотых ручках и это, конечно, не может не сказываться на нас. Так что же происходит с нами, когда мы шьем, вяжем, вышиваем?
Рукоделие – панацея от болезни
Ручное вышивание: Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение.
Макраме: Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, снимает раздражение, волнение, гормональные нарушения.
Бисероплетение: Лечит бессонницу, рассеянное внимание.
Шитье: Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, улучшается состав крови.
Шитье мягких игрушек, думок: Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость, сонливость, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата.
Вязание на спицах: Лечит сердечнососудистые заболевания, головные боли, болезни нервной системы, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.
Вязание крючком: Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов, повышенную утомляемость.
Поэтому можно сделать определенный вывод о том, что здоровьесберегающие технологии в современной школе способствуют пропаганде здорового образа жизни и заботе о здоровье каждого ребенка.