Здоровье школа – ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЛЯ МЕЖРАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ, ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

Школа Здоровья в Сызрани | Оздоровление и очищение организма.

Здоровье — это то, что интересует человека больше всего, потому что, как говорится: «Не будет здоровья — не будет ничего». Но человек так устроен, что вспоминает о Здоровье только тогда, когда начинает его терять… Здоровье позволяет не считать удачи других, а преодолевать препятствия на своем пути и свою жизнь планировать по принципу: «Господи, пусть будет не как я хочу, а как надо». Такой принцип всегда ведет к удаче! Поэтому избавление от болезни лучше всего начать со смирения перед обстоятельствами, затормозить свой бег по жизни, оценить что не так делаешь — чтобы Жизнь процветала в твоем организме и исправлять все огрехи и ошибки. Незнание основ здоровья заменить знанием их и сказать, обращаясь к Божественному Интеллекту Природы, живущему в каждом из нас: «Господи, не покидай меня, я исправляюсь, я уже навожу порядок в теле своем, я грешник, но я не буду больше так». Для этого и создана Школа Здоровья, цель которой донести сообщение населению о знаниях по экологии человека, отработке практических методов

по очищению организма, физиологичному питанию, пропаганде трудов современных ученых по изменению условий жизни на Земле с целью оздоровить Человека без лекарств и совершенствовать его личность на основе интеллекта. В Школе Здоровья раскрываем самые актуальные проблемы Здоровья человека с совершенно новой для нас стороны. Мы не разделяем человека на определенные части тела, органы и системы. Потому что организм – это единое целое.
Цель Школы Здоровья — рассказать и научить, как укрепить здоровье, разобраться в причинах болезней, понять окружающий мир Вирусов, Бактерий, Грибов и других паразитов. И как жить в этом густонаселенном мире и не болеть, а заболев – ВЫЛЕЧИТЬСЯ.
Для нас Здоровый человек – это человек не только свободный от физических недугов, но и творящий, созидающий, любящий, сострадающий, милосердный Венец Творения Природы.
В течение семидневного оздоровительно-восстановительного комплекса в Школе Здоровья Вы получите повышение иммунитета, защитных сил организма, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем; очищение организма от шлаков, микроорганизмов, гельминтов; укрепление позвоночника, суставов, мышц.

Организация Школ Здоровья для пациентов Определение Школа

Организация Школ Здоровья для пациентов

Организация Школ Здоровья для пациентов

Определение Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия Определение Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышения качества жизни. Школа Здоровья (Школа) – организационная форма профилактического группового консультирования , гигиенического обучения и воспитания. Школа – это медицинская профилактическая услуга, оказываемая пациентам в первичном звене здравоохранения.

Нормативная база • Отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги (СКМУ)» . •

Нормативная база • Отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги (СКМУ)» . • «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации» . Приказ МЗ РФ № 268 от 16. 07. 2001 г. Например, Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в ОК СКМУ и имеет шифр: 04. 015. 01. 04 – медицинские услуги по профилактике; 015 – кардиология; 01 – вид услуги (Школа). • • Наличие в ЛПУ лицензии на образовательную деятельность. Приказ Руководителя медицинского учреждения

Медицинская профилактическая услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное значение и определённую

Медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное значение и определённую стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление. Комплексная медицинская услуга — это набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо профилактики установлением диагноза, либо окончанием проведения определённого этапа лечения по формуле: формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, профилактики установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения» .

Школы организуются в: • Лечебно - профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения • Поликлиниках • Школы организуются в: • Лечебно — профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения • Поликлиниках • Стационарах • Медико — санитарных частях • Диспансерах • Центрах медицинской профилактики • Санаториях — профилакториях • Курортах • Оздоровительных центрах

Цель организации школы оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи Цель организации школы оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению: • Повышение информированности пациентов • Повышение ответственности за сохранение своего здоровья • Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию • Формирование мотиваций к оздоровлению

 • Умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений заболевания • Умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений заболевания • Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья • Формирование приверженности к лечению и выполнению назначений врача • Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (ФР) – питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др. • Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье факторов • Обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

После окончания Школы пациенты должны знать: • Причины, симптомы заболевания и его обострения • После окончания Школы пациенты должны знать: • Причины, симптомы заболевания и его обострения • Факторы, определяющие риск развития осложнений • Основы самоконтроля • Средства доврачебной помощи • Влияние поведенческих факторов риска на здоровье • Основные группы препаратов, применяемых при данном заболевании, показания и основные побочные действия лекарств

После окончания Школы пациенты должны уметь: • Проводить самоконтроль за состоянием здоровья • Вести После окончания Школы пациенты должны уметь: • Проводить самоконтроль за состоянием здоровья • Вести дневник пациента • Проводить самооценку и контроль за уровнем…и факторами, влияющими на течение заболевания • Следовать назначениям врача, не заниматься самолечением • Применять средства доврачебной помощи и самопомощи • Контролировать основные факторы риска осложнений • Стремиться к отказу от вредных привычек

Порядок организации Школы Для организации Школы необходимо: 1. Наличие обученного персонала в соответствии с

Порядок организации Школы Для организации Школы необходимо: 1. Наличие обученного персонала в соответствии с требованиями по выполнению сложных и комплексных медицинских услуг. 2. Наличие в учреждении лицензии на образовательную деятельность по обучению пациентов. 3. Обеспечение условий для эффективного функционирования.

4. Школа организуется по приказу Руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются: • ответственные лица 4. Школа организуется по приказу Руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются: • ответственные лица за выполнение этого вида мед. услуг • инструкции, формы направления для пациентов на обучения • статистические формы учёта и регистрации • инструкцию по оценке качества и эффективности работы • план и график работы • закреплённое помещение для занятий • перечень оборудования

Целевые группы пациентов для обучения в Школе • Группы пациентов, имеющих близкие показатели заболевания. Целевые группы пациентов для обучения в Школе • Группы пациентов, имеющих близкие показатели заболевания. • Пациенты с очень высоким риском осложнений. • Пациенты, имеющие осложнения заболевания, включаются в самостоятельную группу по программе реабилитации. • Пациенты, не имеющие заболевания, но находящиеся в группе риска Пациенту выдаётся направление установленного образца на посещение Школы. Перед посещением школы пациенту необходимо пройти предварительное обследование

Целевая группа должна состоять из пациентов, находящихся примерно на одинаковом этапе развития заболевания – Целевая группа должна состоять из пациентов, находящихся примерно на одинаковом этапе развития заболевания – это позволит избежать затруднительных ситуаций. Группы формируются для амбулаторных и стационарных пациентов. Школа Здоровья – это эффективный способ профилактической работы: – экономия времени медицинских работников, – возможность обратиться сразу к нескольким пациентам, – это источник взаимной поддержки пациентов.

Образец направления на обучение в Школе (утверждается приказом главного врача учреждения) Ф. И. О. Образец направления на обучение в Школе (утверждается приказом главного врача учреждения) Ф. И. О. пациента Пол Возраст Профессия Телефон Диагноз (из амбулаторной карты) Ф. И. О. врача Результаты обследования, дата АД (дата последнего изменения) Наличие АГ в анализе (сколько лет) Перенесенные заболевания: Инфаркт миокарда Мозговой инсульт Сопровождающие заболевания Сахарный диабет, с какого года Хроническая обструктивная болезнь легких Заболевание почек (уточнить) Другие заболевания (уточнить) Степень артериальной гипертонии Уровень суммарного риска Общий холестерин крови (дата) Холестерин ЛВП (дата) Триглицериды (дата) Сахар крови натощак (дата) Данные ЭКГ (дата) Другие исследования (ЭХО-КГ и пр. )

Приобретение знаний У взрослого человека важную роль в процессе приобретения знаний играет рефлексия Рефлексия Приобретение знаний У взрослого человека важную роль в процессе приобретения знаний играет рефлексия Рефлексия – это процесс обдумывания разных решений проблем. Рефлексия позволяет: позволяет — приобретать знания из собственного опыта, — даёт возможность переносить полученные знания с одной ситуации на другую. Разработано несколько теорий приобретения знаний взрослыми людьми.

4 типа людей по способу приобретения знаний 1. АКТИВИСТ Предпочитает получать знания из собственного 4 типа людей по способу приобретения знаний 1. АКТИВИСТ Предпочитает получать знания из собственного опыта или активного экспериментирования. 1 -е место отдают чувствам, экспериментирования чувствам абонент не мышлению; интуиции, а не системному научному решению проблемы. Активисты лучше реагируют на следующие методы обучения: — практическая демонстрация — тренировка — имитация ситуаций — опыт работы — планирование — ролевая игра — игры Активисты сложнее приобретают знания с помощью следующих видов обучения: лекция, структурированное занятие, индивидуальное чтение.

2. РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ Наблюдатели учатся, обдумывая свой опыт, наблюдая и слушая. В основе их 2. РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ Наблюдатели учатся, обдумывая свой опыт, наблюдая и слушая. В основе их стиля лежит попытка понять и идеи и ситуации, не их практическое применение. Наблюдателям нравятся методы обучения: — дискуссии — ситуационные задачи — групповая работа, направленная на обсуждение мыслей или ощущений. Рефлектирующим наблюдателям не нравятся практические занятия.

3. ТЕОРЕТИКИ Теоретики любят размышлять. В основе их стиля лежит размышлять размышление, а не 3. ТЕОРЕТИКИ Теоретики любят размышлять. В основе их стиля лежит размышлять размышление, а не ощущение. Лучше всего они реагируют на следующие методы обучения: — теоретическая лекция — обсуждение отвлечённых понятий — индивидуальные занятия — групповые занятия — структурированное приобретение знаний — логически выстроенный процесс обучения Теоретикам не нравятся неструктурированная деятельность и групповые занятия, на которых нужно обсуждать свои ощущения.

4. ПРАГМАТИКИ Предпочитают всё испробовать на себе Им нравится активное экспериментирование. Они уделяют экспериментирование 4. ПРАГМАТИКИ Предпочитают всё испробовать на себе Им нравится активное экспериментирование. Они уделяют экспериментирование внимание конкретному применению (чего-либо). (чего-либо Лучше реагируют на методы обучения: — планирование действий — планирование Прагматикам не нравится неструктурированная деятельность без определённой цели

Закономерности изменения поведения 1 стадия. «Даже не задумывается» . У человека нет задумывается намерений Закономерности изменения поведения 1 стадия. «Даже не задумывается» . У человека нет задумывается намерений изменять свою привычку в обозримом будущем. 2 стадия. «Начинает задумываться» . Признаёт задумываться существование проблемы и серьёзно задумывается об изменениях привычки, но твёрдого намерения нет 3 стадия. «Готовность есть» . Намерение есть. Первые есть практические попытки изменения поведения. 4 стадия. «Действие» . Человек действует решительно с Действие целью изменить своё проблемное поведение. 5 стадия. «Устойчивый результат» . Сосредоточен на результат том, чтобы удержаться на достигнутом уровне и не допустить возвращения к прошлому.

Программа обучения пациентов • Состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью 90 минут каждое. • Программа обучения пациентов • Состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью 90 минут каждое. • В цикле 4 -8 занятий: (7 обязательных и 1 по желанию). • Занятие хронометрировано, имеет цели, информационный хронометрировано цели материал, перечень методов, форм, средств обучения. • В Школе должны преобладать активные формы обучения. • Все пациенты обеспечиваются Дневником пациента, содержащий пациента справочный материал. • Программа включает обязательные темы. • Дополнительные темы при интересе пациентов можно проводить на коммерческой основе.

Образцы Дневников пациента • Сканировать!!!!!!!!!!!!! Образцы Дневников пациента • Сканировать!!!!!!!!!!!!!

Организационные модели Школы Модель 1: Весь курс обучения проводит один специалист (участковый, семейный врач). Организационные модели Школы Модель 1: Весь курс обучения проводит один специалист (участковый, семейный врач). Модель 2: Занятия проводят разные специалисты в зависимости от квалификации, темы, возможностей учреждения. • В группе должно быть не более 8 – 10 человек. • Семинары желательно проводить за круглым столом. • Оборудование должно соответствовать теме Школы, включает 2 группы: обязательное и дополнительное. группы • Демонстрационный материал обязателен. • Занятия могу проводить врачи, сёстры с высшим сестринским образованием, фельдшеры, прошедшие специальную подготовку.

Факторы успеха обучения в Школе 1. Должны быть определены: проблема, цель, сроки, предполагаемые результаты. Факторы успеха обучения в Школе 1. Должны быть определены: проблема, цель, сроки, предполагаемые результаты. 2. Работа в команде единомышленников 3. Занятия проводить в интерактивной форме, избегать форме больших информационных блоков. 4. Занятие должно быть чётко структурировано Продолжительность не более 45 -90 мин 5. Требования к демонстрационному материалу, наглядным средствам: — красочные — запоминающиеся — понятные — заинтересовывающие

Факторы, влияющие на результативность и эффективность обучения в Школе 1. Факторы отношений и взаимоотношений Факторы, влияющие на результативность и эффективность обучения в Школе 1. Факторы отношений и взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. 2. Факторы профессиональной компетентности медицинского работника. 3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют её качество

Факторы отношений: медработник-пациент Положительное влияние – содействие • Взаимопонимание, сопереживание – эмпатия • Понимание Факторы отношений: медработник-пациент Положительное влияние – содействие • Взаимопонимание, сопереживание – эмпатия • Понимание потребности пациента • Опыт (большой) и возраст (старший) медработника • Уверенность медицинского работника • Умение объяснять Отрицательное влияние – препятствие • Равнодушие • Уверенность медработника в том, что он «знает» , в чём нуждается пациент • Опыт (небольшой) и возраст (младший) медработника • Неспособность объяснять • Неумение убеждать

Факторы профессиональной компетентности медицинского работника Положительное влияние содействие • Знание основ профилактической помощи (понятие Факторы профессиональной компетентности медицинского работника Положительное влияние содействие • Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр. ) • Знание основ поведенческой медицины Отрицательное влияние — препятствие • Пренебрежение профилактической помощью (предпочтение диагностике и лечению) • Преобладание синдромального подхода • Противопоставление лечения • Разумная интеграция лечения и профилактики

Факторы организации и качества профилактической помощи Ф. Содействия Ф. Препятствия • Ненавязчивая форма консультирования Факторы организации и качества профилактической помощи Ф. Содействия Ф. Препятствия • Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости) • Насильственные (требующие усилий со стороны пациента) рекомендации и назначения • Обсуждение с пациентом его проблем здоровья • Директивная форма рекомендаций • Простота и доступность (по времени и цене) профилактических мер и рекомендаций • Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи • Устные советы и рекомендации • Наличие письменных инструкций, советов • Плохое полиграфическое качество материалов • Наличие красочных печатных материалов • Незаинтересованность медработников в профилактической работе • Взаимодействие между медработниками

Оценка Школ Здоровья позволяет получить ответы на вопросы: • Как организована Школа Здоровья? • Оценка Школ Здоровья позволяет получить ответы на вопросы: • Как организована Школа Здоровья? • Соответствует ли модель Школы и программа обучения требованиям качества? качества • Соответствует ли уровень профессиональной подготовки медицинских работников критериям качества? качества • Достаточно ли полно охвачены пациенты обучением в Школе? • Удовлетворены ли пациенты профилактической медицинской услугой? • Получи ли они необходимые знания? знания • Обучились ли они необходимым навыкам? навыкам • Повысился ли уровень медицинской активности пациентов? • Повысилась ли приверженность к выполнению врачебных рекомендаций?

Уровни оценки Школ Здоровья: • Уровень пациента • Уровень медицинского работника, работника проводящего обучение Уровни оценки Школ Здоровья: • Уровень пациента • Уровень медицинского работника, работника проводящего обучение • Уровень учреждения здравоохранения • Уровень территории (региона)

Виды оценок работы Школ 1. Оценка объёма и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья. Виды оценок работы Школ 1. Оценка объёма и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья. 2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах возможна с помощью медикосоциологических опросов. 3. Оценка индикаторов качества — адекватность, действенность, эффективность, результативность, оптимальность, преемственность, удовлетворённость, законность, доступность; 4. Оценка результатов обучения в Школе – оценка знаний, умений, полученных пациентами в Школе.

 • Сканировать некоторыфе опросники!!!!! • Сканировать некоторыфе опросники!!!!!

Будьте здоровы! Будьте здоровы!

Школа здоровья

Школы здоровья

Время, место проведения

Ф. И. О. лектора

На базе Центра Здоровья

Школа здорового образа жизни

1-й четверг месяца

14-00

Врач общей практики

Припутина Т.В.

Школа по отказу от курения

2-й четверг месяца

14-00

Врач общей практики

Припутина Т.В.

Школа профилактики артериальной гипертонии

3-й четверг месяца

14-00

Врач общей практики

Припутина Т.В.

Школа профилактики сахарного диабета

4-й четверг месяца

14-00

Врач общей практики

Припутина Т.В.

На базе отделения медицинской профилактики

Школа профилактики инфаркта миокарда

3-й вторник месяца

14-00

Врач общей практики

Федотова О.М.

Школа профилактики мозгового инсульта

4-й вторник месяца

14-00

Врач общей практики

Ваньшева О.В.

Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

Школа для пациентов с сахарным диабетом

Еженедельно по пятницам

14-00

Зав. отделением эндокринологии

Ососкова Н.В.

Школа для пациентов с артериальной гипертонией

1-й вторник месяца

11-00

Зав. отделением кардиологии

Босякова Н.А.

Школа для пациентов с ИБС и перенесших инфаркт миокарда

2-й вторник месяца

11-00

Зав. отделением кардиологии

Босякова Н.А.

Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью

3-й вторник месяца

11-00

Зав. отделением кардиологии

Босякова Н.А.

Школа для пациентов перенесших ОНМК

Еженедельно по средам

12-00

Зав. отделением неврологии

Житник С.Х.

Школы здоровья

Электронная запись на школы здоровья в отделение медицинской профилактики КДЦ

Школы здоровья в ГНИЦПМ — это прекрасный способ узнать больше о здоровом образе жизни, распрощаться с вредными привычками и укрепить свое здоровье.

Школы в ГНИЦПМ проходят под контролем высококвалифицированных врачей (кардиологов, диетологов, психологов и психотерапевтов) в формате группового занятия, но несмотря на это, каждый участник школы получает индвидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

Школы основаны на методических рекомендациях, разработанных ведущими научными сотрудниками ГНИЦПМ и зарекомендовавшими себе не только в Москве, но и во многих регионах РФ.

Школы проходят в Федеральном центре здоровья, отделении медицинской профилактики КДЦ и на базе лаборатории кардиореабилитации.

Какие школы мы предлагаем:

  1. Школа по отказу от курения. В рамках школы можно будет узнать неизвестные факты о вреде курения, пройти тестирование и узнать свой статус курильщика. Школа по отказу от курения состоит из двух занятий (1 раз в неделю), между которыми участникам дается домашнее задание для закрепления материала. Занятие проводит психолог или врач-психотерапевт.
  2. Школа по рациональному питанию. Проводится врачом-диетологом.
  3. Школа по повышению стрессоустойчивости.
  4. Школа по физической активности (проводится на базе Федерального центра здоровья ГНИЦПМ).
  5. Школа по кардиореабилитации. Проводится для пациентов, перенесших сердечно-сосудистое заболевание или операцию на сердце. Только для пациентов, проходящих лечение в стационаре ГНИЦПМ.

Все школы проводятся БЕСПЛАТНО для всех.

Информация о датах проведения школ регулярно обновляется в разделах «Новости» и «Важная информация»

Подробную информацию можно узнать по телефонам:

Федеральный центр здоровья по адресу Петроверигский пер., 10:

+7(495) 627-03-92, +7(499) 553-69-00, электронная почта [email protected]

Отделение медицинской профилактики КДЦ по адресу Китайгородский пр-д, 7:

+7(499) 553-67-91, электронная почта [email protected]


Актуальность проблемы — Мегаобучалка

Урок №6

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья. Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе. Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

 

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школы здоровья) (School of health, school of patients) — организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Примечание. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и членыих семей, лица с факторами риска и др.) организуются иногда в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: — «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных с астмой», «школы

гипертоников» и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.

Организация Школ Здоровья

 

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения

Школа Здоровья– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.



Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

 

Актуальность проблемы.

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.

 

Цели Школ Здоровья:

1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

 

Задачи Школ Здоровья:

1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

 

Общие положения:

1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).

 

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

· статистические формы регистрации и учета;

· план и график работы;

· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

 

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

 

Критерии эффективности Школ Здоровья:

I. Ближайшие:

1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

II. Отдаленные:

1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;

· стойкой утраты трудоспособности по

 

План школ здоровья

Школа Поведенческих факторов

Девиз: «Твое долголетие в твоих руках!»

Содержание занятий.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий (модулей) по 60 минут каждое. Срок обучения в школе -2 месяца. Занятия проводится еженедельно в среду в 13.00 до 14.00 в кабинете №248.

Ведущие школы:
  • Кудайбергенова А.У.- ЗОЖ врач
  • Жунисова У.Ж. — психолог
  • Касымова Р.З. — социальный работник
  • План занятий по школе «Поведенческих факторов»

Темы занятий

1

Чрезмерное употребление алкоголя

2

Личная гигиена

3

Права и ответственность пациентов

4

Коммуникативные навыки

5

Профилактика стресса

6

Физическая активность

7

Здоровое питание

8

Профилактика табакокурения

Школа Планирования семьи
Девиз « Подружимся с ребенком до рождения!»

Цель: Оказание помощи женщине в формирование сознательного отношения к беременности и родам подготовка женщин к родам.

Содержаний занятий.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий 60 мин каждое. Срок обучение в школе – 2 месяц. Занятия проводится каждый вторник:12:00 — 13:00 в кабинете №114.

Ведущие школы:
  • Врач акушер- гинеколог: Гасанова С.Х.
  • Психолог: Матибаева Ж.Г
  • Соц работник: Болат С.Н.
  • План занятий по школе «Планирование семьи»

Темы занятий

1

Планирование семьи

2

Контрацепция

3

Подростковая беременность

4

Аборт

5

Бесплодие

6

Методика подготовленного деторождения

7

Послеродовой период

8

Грудное вскармливание

Школа «Молодой матери»
Девиз школы: «Здоровый ребенок — счастливая мама!»
Цель:Обучение и повышение информировоности родителей по вопросам профилактики и ухода за ребенкам.

Содержание занятий.

Программа обучения включает 8 структурированных занятий (модулей) по 60 минут каждое. Срок обучения в школе -2 месяца. Занятия проводится еженедельно в вторник:14:00 — 15:00 в кабинете №114.

Ведущие школы:
  • Врач акушер- гинеколог: Гасанова С.Х.
  • Психолог: Матибаева Ж.Г
  • Соц работник: Жолдыбай Р.
  • План занятий по школе «Молодой матери»

Темы занятий

1

Физиология беременности

2

Гигиена питание во время беременности

3

Подготовка к родам без страха

4

Психология родов

5

Роды

6

Послеродовой период

7

Первый контакт с ребенком

8

Новорожденный ребенок

Школа сахарного диабета
Девиз школы: «Сахарный диабет – это не болезнь, а особый образ жизни!»

Содержание занятий:
Программа обучения включает 8 структурированных занятий (модулей) по 60 минут каждое. Срок обучения в школе – 2 месяца. Занятия проводится еженедельно в среду 14:30 — 15:30 в кабинете №263.

Ведущие школы:
  • Врач эндокринолог: Закирьянова Г.М.
  • Психолог: Жунисова У.Ж
  • Социальный работник:Касымова Р.З
  • План занятий в Школе здоровья пациентов с Сахарным диабетом.

Темы занятий

1

Что такое сахарный диабет? Типы сахарного диабета.

2

Принципы питания при сахарном диабете 2 типа

3

Как снизить сахар крови при сахарном диабете 2 типа

4

Физические нагрузки при сахарном диабете

5

Самоконтроль. Контроль сахара крови и ацетона в мое в домашних условиях

6

Самоконтроль. Уход за стопами.

7

Самоконтроль. Состояние глаз и почек у больных диабетом

8

Как вести себя больному сахарного диабета в необычных ситуациях

Школа здорового ребенка
Цель школы: Обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (грудное вскармливание, режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.), определение тревожных признаков опасности, оказание психологической помощи родителям при признаках небрежного или жестокого обращения с ребенком.

Девиз школы: «Счастье семьи в детях!»

Содержание занятий
Программа обучения включает 8 структурированных занятий (модулей) по 60минут каждое. Срок обучения в школе 12 месяца. Занятия проводится еженедельно в вторник 11:00 — 12:00 в кабинете №151.

Ведущие школы:

  • Врач педиатр: Шим В.Р
  • Медсестра кабинета здорового ребенка :
  • Психолог: Абдраманова Г.М.
  • Соц работник: Шотаева А.А.
  • План занятий в школе здорового ребенка.

Темы занятий

1

Грудное вскармливание

2

Прикорм. Правильное введение

3

Победим управляемые инфекции. Делаем прививки по календарю

4

Уход в целях развития здорового ребенка и во время болезни.

5

Питание беременной и кормящей мамы. Пирамида питания

6

Профилактика травм в детском возрасте.

7

Профилактика ОРЗ и ОРВИ у детей раннего возраста

8

Профилактика дерматита у детей

Школа «Артериальной гипертонии»
Цель школы: Повышение образовательного уровня населения в вопросах первичной и вторичной профилактики артериальной гипертонии и формирования здорового образа жизни, снижение риска развития сердечно – сосудистых осложнений и смертности больных.

Девиз: «Сердце человека- это дар. Будь осторожен, не отнесись к нему небрежно».

Содержание занятий:
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 60 минут . Срок обучения в школе – 3 месяц. Занятия проводится каждый четверг 10:00 — 11:00 в кабинете №248.

Ведущие школы:
  • Врач терапевт: Ашимова Ж.А.
  • Психолог: Салимова К.Б.
  • Соц работник: Жолдыбай Р.Ж.
  • План занятий по школе Артериальной гипертонии

Темы занятий

1

Что такое АГ? Этиология, факторы риска

2

Что такое АГ? Диагностика, классификация

3

Правильное измерение АД

4

Здоровое питание. Питание при АГ.

5

Для чего нужно определить холестерин?

6

Физическая активность. Правильное распределение физической активности

7

Профилактика стрессов и привитие навыков по стрессоустойчивости

8

Лечение АГ.

Школа Бронхиальной астмы
Девиз: « Бронхиальная астма – это не приговор!»

Содержание занятий.
  • Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 60 минут каждое. Срок обучения в школе — 2 месяца. Занятия проводится каждый четверг 11:00 — 12:00 в кабинете №248.
  • Врач терапевт: Абубакирова М.А.
  • Психолог: Салимова К.Б.
  • Соц работник: Жолдыбай Р.Ж
  • План занятий в школе здоровья для пациентов с Бронхиальной астмой.

Темы занятий

1

Бронхиальная астма

2

Астма с преобладанием аллергического компонента

3

Неаллергическая астма

4

Смешанная астма

5

Астматический статус

6

Здоровый образ жизни. Немедикаментозные методы лечения

7

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при БА

8

Профилактическое мероприятия

Школа Подготовки к родам
Девиз: «В ожидании чудо»

Содержание занятий.
  • Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 60 минут каждое. Срок обучения в школе — 2 месяца. Занятия проводится каждый четверг 12:00 — 13:00 в кабинете №114.
  • Врач акушер- гинеколог: Гасанова С.Х.
  • Психолог: Қабанбаева М.
  • Соц работник: Болат С.Н.

Темы занятий

1

Физиология беременности и дискомфортное состояния

2

Предвестники родов. Роды, периоды родов

3

Роль партнерства

4

Обезболивание родов

5

Роды. Позиции в родах

6

Техники дыхания

7

Грудное вскармливание

8

Уход в послеродовом периоде. Послеродовая контрацепция.

Школа пожилых людей
  • Девиз: «Возраст требует действий»
  • Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 60 минут каждое. Срок обучения в школе — 2 месяца. Занятия проводится каждую среду в 11:00 — 12:00 в кабинете №248.
  • Врач герантолог: Шинибекова А.Ж.
  • Психолог: Қабанбаева М.
  • Соц работник: Шотаева А.

Темы занятий

1

Факторы благоприятствующие долгожительству. Профилактика болезней людей пожилого возраста. Первая доврачебная помощь.

2

Заболевание сердечно – сосудистой системы. Атеросклероз. Нарушения сердечного ритма. Ишемическая болезнь сердца, стенокардия. Гипертоническая болезнь.

3

Заболевания органов дыхания. Профилактика ОРВИ и гриппа

4

Здоровое питание. Лечебные свойства овощей и фруктов

5

Заболевания позвоночника, их профилактика. Как избежать повторения болей.

6

Физическая активность. Каким спортом заниматься

7

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Симптомы больного желудка. Общие требования к лечению болезней желудка.

8

Головная боль, напряжение, мигрень. Советы для профилактики головных болей.

сборка системного блока

как сохранить и укрепить здоровье школьника

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

За компьютером рекомендуется детям проводить около получаса в день.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *