Все о школах здоровья: 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы. – Темы школы здоровья | Здоровье Сердца

Содержание

Что нужно знать о «Школе Здоровья« | +7 495 77 565 11

15.05.2019

Тематические лекции «Школа здоровья» в клиниках «Здравствуй!»

Пожалуй, самое естественное желание человека-жить долго и вплоть до преклонного возраста сохранить хорошее здоровье. Как в народной, так и научной медицине давно известно, что своеобразным универсальным ключом, открывающим «замок» двери, ведущей в страну здоровья и долголетия, является наш опорно-двигательный аппарат. Заболеваниями позвоночника и суставов человечество страдает с древнейших времен. В разные столетия на различных континентах эти болезни называли по своему, но повсюду народные целители настойчиво искали и находили методы их лечения. Их практический лечебный опыт стал мощным   фундаментом, на котором сегодня стоит академическая медицина. В «Школе здоровья» учат как предостеречь и уберечь людей от заболеваний позвоночника и суставов, болезненного расстройства организма, помочь человеку сначала самостоятельно разобраться, что же именно с ним происходит, а потом сделать шаги в правильном направлении.

«Школа здоровья» проводится доступным языком для нашей аудитории слушателей. Они узнают, каким образом устроен, как функционирует и чего боится наш опорно-двигательный аппарат, соединенный «нервными нитями» с внутренними органами.

Цели школы:

  • Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.

  • Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.

  • Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.

  • Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.

  • Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска.

  • Профилактика заболеваний суставов и позвоночника среди слушателей, относящихся к группе риска.

  • Численность в группе не более10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час.

Что бы мы были здоровые и прекрасно себя чувствовали, нам потребуется не только грамотное лечение, но и профилактика заболеваний! Причем, и то и другое подразумевает доступ к адекватной информации, а поиск в интернете и 

«спросить у соседки» не всегда означает получение экспертного лечения…

Именно поэтому клиники здорового позвоночника «Здравствуй!» реализуют программу научно –популярного лектория «Школа здоровья». Это встречи с лучшими врачами разных специализаций, готовыми рассказать о профилактике заболеваний, эффективных методиках лечения и ответить на все интересующие Вас вопросы. И здесь основная задача наших врачей уделить время людям ,что так актуально при высокой загруженности районных поликлиник .

«Школа здоровья» ждет наших читателей и всех желающих.

Адреса клиник:

м. Марьино, ул. Люблинская, д. 108
м. Отрадное, Северный бульвар, д. 7Г, стр. 2
м. Пролетарская, ул. 1-я Дубровская, д. 1, кор. 2
м. Щёлковская, Щёлковское шоссе, д. 61
м. Юго-Западная, проспект Вернадского, д. 105, корп. 4
м. Чертановская, Балаклавский пр-т, д. 16
м. Медведково, ул. Широкая, д. 3, корп. 3
м. Беговая, Хорошевское ш., д. 12, корп. 1
м. Октябрьская, Ленинский пр-т, д. 2а

Вход свободный.

Расписание лекций и тем в клиниках «Здравствуй!»:

Марьино
Отрадное
Пролетарская
Щёлковская
Юго-Западная

Октябрьская
Чертановская
Медведково
Беговая

Информация по телефону: +7(495) 77-565-11

Школа здоровья для педиатрических пациентов.

Забота о сохранении здоровья детей — задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений — «Школа здоровья»

В Москве «Школы здоровья» начали активно формироваться с 2000 года. На 1 января 2009 года статус «Школа здоровья» имели 98 государственных образовательных учреждений. За 10 лет существования таких ОУ сложились три направления в организации их деятельности:

  • «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе
    , в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.
  •  «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы? позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса
  •  «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом.

Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания.

В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.

Важный показатель деятельности «Школы здоровья» — отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников.

В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.

Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление:

  • о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;
  • о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;
  • о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы.

При создании образовательных учреждений такого вида необходимо учитывать состояние здоровья и реальные потребности детского населения, развивать на их базе форму инклюзивного образования.

 

9 главных страхов родителей о здоровье школьников

«Отдали в школу здорового, назад получим больного» — примерно такие мысли проскальзывают в родительской голове с началом учебного года. Мы перетряхнули копилку родительских страхов, и оказалось, что самое страшное — не то, что снаружи, а то, что внутри. Чего же стоит бояться родителям школьников на самом деле и почему школа — это совсем не так плохо для детского здоровья, как мы рисуем в собственном воображении? «Мел» собрал все самые популярные родительские беспокойства о том, как школа может испортить здоровье ребёнка, и спросил кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Игоря Вайсбейна, какие из этих беспокойств — оправданы.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Ребёнок начнёт недосыпать

Утреннюю негу перед сытным завтраком и послеполуденный сон сменят ранние (о ужас, раньше 7 утра) подъёмы и долгие часы занятий с короткими переменами. После школы измученный ребёнок будет вынужден корпеть над домашними заданиями до первой звезды. Какой тут здоровый сон? Прощай, здоровье!

Комментарий доктора:

Школьный распорядок в первую очередь позволяет наладить режим. Как врач я считаю, что для ребёнка режим — это всегда хорошо. Чередование сна и отдыха, подъём и отход ко сну в определённое время и питание согласно распорядку идут на пользу здоровью и развитию. Школа, в отличие от домашних условий, как раз дисциплинирует, вынуждая этот режим соблюдать. Также я считаю благом посещение детского сада. Когда детей кормят и укладывают спать в определённое время, организм подстраивается под этот режим. Появляются так называемые выработанные рефлексы, которые поддерживают нормальную жизнедеятельность организма, улучшают пищеварение и делают сон глубже и продуктивнее. Так что школа как дисциплинирующая система, несомненно, на пользу.


2. Ребёнок будет плохо питаться

Больше никаких сырников и дополнительной порции молока с печеньем. Быстрый завтрак с хлопьями, деньги на полдник, которые, скорее всего, будут истрачены на чипсы с шоколадками, и казённые обеды непонятно из чего. А часть денег на школьное детское питание наверняка поделили между собой ушлые завхоз и директриса.

Комментарий доктора:

Сегодня практически во всех школах налажено питание, которое соответствует требованиям о калораже и разнообразии детской пищи. Детей кормят хорошими продуктами. Поверьте мне, дома ни одна мама или тем более бабушка не стала бы соблюдать требования к калорийности детских полдников и обедов. В школах же отслеживаются нормы соотношения белков, жиров и углеводов в пище, поскольку всё это контролирует Роспотребнадзор. Кроме того, сейчас многие дети просто перекормлены. Это приводит к нарушениям метаболических процессов и провоцирует проблемы с сердцем. Отрегулированное школьное питание также помогает эту проблему решить.


3. Ребёнок будет слишком уставать

Непривыкший к таким нагрузкам детский организм просто не справится. Современная образовательная система слишком многого требует от наших детей. Уроки, домашние задания, репетитор — о каком здоровье может идти речь с такими нагрузками?!

Комментарий доктора:

Важный пункт успешного процесса обучения — это чередование умственной и физической нагрузки. В советских школах в 11 утра все без исключения делали зарядку. Это помогало организму переключиться и отдохнуть. Во многих школах на сегодняшний день эта практика снова применяется. Вообще, отношение к спорту в нашей стране в последние годы изменилось, что лично меня как врача радует.

Родители ошибочно полагают, что в школе ребёнок устаёт настолько, что всё, на что он способен дома — это лежать на диване с гаджетом в руках. На самом деле такой «отдых» наносит детскому организму куда больше вреда. Лучший отдых после умственной нагрузки — физическая активность. А пассивное потребление информации, когда ребёнок не выпускает гаджеты из рук, плохо сказывается на всём — начиная от сна и заканчивая способностями запоминать и учиться новому. Детям нужно ограничивать количество времени, которое они проводят перед экранами компьютера, планшета или телевизора. Это сложно, но необходимо.


4. У ребёнка испортится зрение

Неизбежное ухудшение зрения как плата за аттестат видится чем-то неизбежным, а если в семье уже есть свой старший «очкарик», самое время начать присматривать школьнику его первую роговую оправу.

Комментарий доктора:

Проблемы со зрением у школьников в абсолютном большинстве случаев связаны с неконтролируемым доступом к компьютеру и мобильным устройствам, а также отсутствием каких-либо ограничений в этом отношении. Сегодня дети привыкают читать на ходу, в машинах и метро, что категорически недопустимо. При таком чтении возникает тремор и, как следствие, чрезмерное напряжение глазных мышц и глазного яблока, что ведёт к ухудшению остроты зрения. Категорически нельзя позволять детям читать в постели, под неправильным углом и при плохом освещении.

Школьные нагрузки велики, но не чрезмерны, а в совокупности с повышенной нагрузкой вследствие использования гаджетов возникает риск ухудшения зрения. За этим как раз позволяют следить регулярные школьные осмотры, которые должны проводиться хотя бы раз в год.


5. У ребёнка испортится осанка, разовьётся искривление позвоночника

Не бывает школьников с нормальной осанкой — этот «бабушкин» постулат родители принимают как данность. А как же на самом деле?

Комментарий доктора:

Это самый больной вопрос. Как дети сидят, что они носят за плечами и в руках — всё вызывает оправданное беспокойство и родителей, и врачей. Неокрепшие мышцы спины и связки подвержены деформации из-за неправильного положения. Но все эти изменения происходят не только и не столько за школьной партой. Большое значение имеет положение тела во время сна, правильно подобранный матрас и запрет на чтение в постели. Мягкая кровать и любовь почитать на сон грядущий также влекут за собой кифозы и сколиозы. Добавьте к этому не подходящие школьнику ранцы, сумки, которые дети носят на плече, и вы получите перечень факторов, влияющих на появление проблем с осанкой.

Очень важно подбирать правильные ранцы и подходящую обувь, следить, в какой позе школьник сидит за партой и за письменным столом, купить достаточно жёсткий матрас и регулярно проходить осмотры, тогда многих проблем удастся избежать.


6. Ребёнок не справится с повышенными психоэмоциональными нагрузками

«Он у нас к такому не привык», «он требует особого подхода», «посмотрю я на этих учителей», «другие дети будут ему мешать», «от школьников сейчас требуют столько же, сколько от лауреатов Нобелевской премии».

Комментарий доктора:

Детская психика очень лабильна и подстраивается под меняющиеся условия реальности гораздо лучше, чем мы себе представляем. Важно устраивать разгрузку, моменты чередования умственного и физического напряжения, когда один вид энергии переходит в другой. Вы помните старую шутку-утку о том, будто бы в японских офисах устанавливают манекены в виде начальников, и любой подчинённый после выговора может подойти к такому манекену и выместить на нём досаду и негодование?

Умственная напряжённость должна сменяться физической, так задумывала нас природа. Когда заяц видит лису, он а) пугается и б) удирает. Здесь налицо смена эмоциональной напряжённости физической активностью. Лиса при виде зайца также испытывает стресс и бросается в погоню.

В школе бывает много стрессов, начиная от ссор с одноклассниками и заканчивая учительскими замечаниями. Но особенно пугает ребёнка ситуация с плохими оценками, потому что он тут же начинает переживать о реакции родителей. Эмоциональный негатив, накопившийся во время уроков, должен «сгорать» во время физических упражнений. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка после школы сидеть за компьютером. Он должен бегать, прыгать и снимать стресс.


7. Школьные занятия физкультурой только вредят детскому здоровью

Все мы помним, как мучились, карабкаясь к потолку спортзала по канату под смешки одноклассников, и бежали кросс на последнем издыхании. И кажется, что наши дети, эти нежные создания, немедленно падут жертвой нормативов, пригодных скорее для бойцов регулярной армии, чем для школьников. Надо немедленно добыть справку, пожизненно освобождающую ребёнка от зверств физрука.

Комментарий доктора:

Подобные страхи в массе своей базируются на растиражированных СМИ историях о несчастных случаях во время школьных занятий физкультурой. Но не нужно забывать, что все пострадавшие дети пострадали исключительно ввиду «недообследованности». И родители, и медицина пропустили пороки в их развитии, и организм этих детей не справился с нагрузками. Как врач скажу: любая физкультура полезна. Речь идёт не о профессиональном спорте, а о среднестатистических уроках и спортивных играх. Да, тут могут быть и синяки, и ушибы, но у кого из нас в детстве не было ни того, ни другого?


8. В школе невозможно соблюдать гигиенические нормы

Школа — настоящий рассадник инфекции. Общие парты, общие канцелярские принадлежности, о школьных туалетах даже подумать страшно. Грязь, микробы и антисанитария. А дети — они такие, постоянно тянут руки в рот.

Комментарий доктора:

Если ребёнок ест грязными руками — это вопросы к культуре семьи, а не к школе. Старая истина «мойте руки перед едой» никуда не исчезла. Да, сегодня мы все немного зациклены на гигиене, и нас пугают повсеместно присутствующие микробы. Но микроорганизмы всегда были, есть и будут. Были проведены исследования, на основании которых можно сделать выводы, что болезненное отношение к чистоте и чрезмерное увлечение антисептиками, наоборот, ведёт к снижению иммунитета. Ведь иммунитет вырабатывается только на основании внедрения инфекции в организм, и никакие лекарства или тем более БАДы повысить его не способны. Так что вопрос об обязательной стерильности отпадает. Достаточно соблюдать элементарные правила личной гигиены, поскольку множество заболеваний передаётся перорально, пить только подходящую для питья воду и мыть руки перед едой.


9. Ему сделают ненужную прививку, а я против!

Обязательные ежегодные прививки школьников — предмет неутихающих споров. Атмосферу накаляют сообщения об осложнениях и сложных случаях. Кроме того, в интернете каждый день появляется столько разных мнений на этот счёт и противоречивых факторов. Может быть, от греха подальше, запретить школьной медсестре приближаться к ребёнку совсем?

Комментарий доктора:

Я бы рекомендовал всем без исключения родителям книжки доктора Мясникова. В них он подробно рассказывает о том, что такое иммунитет. Иммунитет формируется при внедрении в организм ослабленного возбудителя заболевания. В качестве ответной реакции происходит выработка антител. Если ребёнок у вас не переболел в детстве ветрянкой, это значит, что иммунитета к возбудителю ветряной оспы у него нет, и если возбудитель попадёт к нему в организм во взрослом возрасте, случится тяжелейшее заболевание.

Наш мир умирал от полиомиелита, холеры, чумы, и если бы не прививки, эти эпидемии продолжали бы буйствовать и губить людей. Абсолютное большинство умирающих от гриппа сегодня были непривитые. Сейчас начинается кампания прививок от вирусов гриппа типов А и Б. Надо прививаться и не ждать, пока случится что-нибудь страшное.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 идеальных ланчей для школьника

Почему нельзя насиловать детей лишними знаниями

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

SHE Ассамблея

26-28 октября в городе Сантандер (Испания) состоится Ассамблея SHE. На Ассамблеи предполагается обсудить внедрение и использование руководства «Как стать школой здоровья».

03.07.2015

Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования».

Третьего апреля в городе Строитель были подведены итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования». Конкурс «Образование – для здоровья, здоровье – для образования» проводился по инициативе Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД. Всего за победу боролись 54 школы из разных регионов России. В финал вышли 15 победителей номинаций. 1. МБОУ Вязьма-Брянская средняя общеобразовательная школа имени героя Российской Федерации А.В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области «Создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных 2. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1450 «Олимп» г. Москва Структурное подразделение 628 «Научно-методическое обоснование реализуемых в школе здоровьесберегающих технологий» 3. МБОУ средняя общеобразовательная школа № 30, г. Нижний Тагил,Свердловская область «Системная деятельность школьного центра здоровья» 4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–средняя общеобразовательная школа № 11 имени В.В. Рассохина г. Армавир Краснодарский край «Волонтерское движение в формировании здорового образа жизни обучающихся» 5. МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 5» г. Гусь-Хрустальный Владимирская область «Эффективное взаимодействие школы с муниципальными социальными институтами в сфере здоровьесбережения обучающихся» 6. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1«Классический» г. Ростов-на-Дону «Внедрение новых информационно-компьютерных технологий мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций» 7. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Земская гимназия» г. Балашиха Московская область «Системная интеграция инновационных технологий здоровьесбережения детей в образовательном процессе» 8. Государственное бюджетное образовательное учреждением Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан «Использование этнокультурного наследия региона для сохранения и укрепления здоровья обучающихся» 9. МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 им. В.И. Данильченко муниципального образования Каневской района, ст. Стародеревянковская Краснодарский край «Креативность в практико-исследовательской деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников»; 10. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия №13 г. Пензы «Совершенствование системы школьного питания – важнейшей составляющей сохранения и укрепления здоровья детей»; 11. МБОУ «Ластольская средняя общеобразовательная школа» Приморского района Архангельской области «Медико-социальное партнерство в сохранении и укреплении здоровья учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» 12. МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка и математики» Республика Карелия «Внедрение новых образовательных практик по продвижению здорового образа жизни обучающихся при сотрудничестве с зарубежными коллегами» 13. МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонский район Белгородская область «Инновационная модель формирования культуры здоровья на основе комплексного подхода к обучению детей на природе» 14. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Новокузнецк, Кемеровская область «Совершенствование компетенций педагога как активного субъекта здоровьесберегающего процесса в школе» 15. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Шевченко муниципального образования Тимашевский район Краснодарский край «Создание школьной команды, реализующей программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» В Школу № 2 г. Строитель Яковлевского района съехались представители 12 субъектов страны. Школа № 2 имеет уникальную базу для реализации здоровьесберегающих технологий. С 2006 года здесь действует собственный районный Медико-оздоровительный центр: созданы зал лечебной физкультуры, кабинеты массажа, кабинет биологической обратной связи (БОС-технологий), ионотерапии, работают бассейн и танцевальные классы, а на переменах ребята могут посетить фитобар и выпить кислородный коктейль или травяной чай. Открывали заключительный этап Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья: первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области, начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования – Е.Г. Тишин и начальник управления образования администрации Яковлевского района Я.А. Тарасова. С докладами выступили сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД: член-корреспондент РАН В.Р. Кучма, д.м.н. И.К. Рапопорт, к.м.н. С.Б. Соколова. Были проанализированы итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования», обсуждались основные направления развития российской сети школ здоровья. В рамках встречи свои мастер-классы продемонстрировали победители всероссийского конкурса «Школ здоровья». На торжественной церемонии награждения были вручены дипломы победителям номинаций. В заключении была представлена концертная программа, в которой участниками являлись дети Яковлевского района.

03.07.2015

II международная научно-практическая конференция «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации»

1-2 апреля 2015 года в Белгородском институте развития образования состоялась II международная научно-практическая конференция «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации». В числе организаторов конференции департамент образования Белгородской области, «Белгородский институт развития образования», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Перед началом работы конференции её участники смогли ознакомиться с выставкой из опыта работы муниципальных систем образования в сфере сохранения и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья детей и подростков. На пленарном заседании выступил начальник департамента образования Белгородской области И.В. Шаповалов, ректор БелИРО Н.В.Кирий, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» В.Р. Кучма, заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Е.О. Гузик, научный сотрудник Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов Т.Н. Ле-ван, профессор кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный исследовательский университет» В.Н. Ирхин. В конференции приняло участие более 300 специалистов, всего же на форум поступило более 400 докладов из 12 регионов Российской Федерации, Белоруссии, Сербии, Казахстана, Польши, Словакии, Великобритании, Ирака, Венгрии, Сингапура, Болгарии, Приднестровья. Второго апреля на конференции были представлены стендовые доклады, публичные лекции и мастер-классы. В заключении конференции были подведены итоги в формате круглого стола и была принята резолюция.

03.07.2015

Врачи выяснили: школа убивает здоровье детей!

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Вспомните собственные школьные годы. Сколько очкариков у вас было в классе? Лично мне пришлось топать к окулисту за рецептом уже на втором году обучения. А на общей фотографии с выпускного очки были чуть ли не у каждого третьего!

— Абсолютно здоровых детей в школах нет уже ко второму-третьему классу, — приводил на данные на совещании в Российской академии образования Владислав Кучма, директор Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. — Проблемы со здоровьем есть у 50-60 процентов школьников. Страдает опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, а также нервная система. Патология органов зрения к выпускному классу увеличивается в 10 раз!

Что же у нас в школах — лучины светят вместо лампочек? А в столовых филиал Макдональдса? Но нет, ежегодные проверки докладывают, что все в порядке. В прошлом году в Москве нарушений не нашли у 51 процента школ. Маленькие недочеты есть у 48 процентов, но их тут же и устранили.

— Мы фиксируем все обращения и ведем учет, — не верит этим цифрам Владислав Кучма. — Мы видим, что в каждой пятой школе стоит неправильная мебель, которая портит осанку. Неправильное освещение — в каждой 16-ой. В каждой третьей школе есть отклонения в микроклимате. А авторитарная педагогика приводит к стрессам и нервным срывам!

Если же в школе еще и техникой пользуются, это совсем караул. На работу с компьютерами по СанПиНам положено тратить не больше 20 минут. Вот учителя и пытаются запихнуть в этот лимит побольше всего… Лучше бы занимались по полчаса, но без спешки, ворчат физиологи.

— Больше половины 9-классников жалуются на утомляемость, головные боли и проблемы со спиной, — перечисляет Кучма. — Что же начнется, когда электронные учебники введут? Мы их тоже протестировали, они серьезно утомляют зрение учеников!

САМИ ВИНОВАТЫ?

Надо признать: все-таки проблемы со здоровьем у детей начинаются не со школьной скамьи. Каждый пятый первоклассник уже приходит на День знаний с букетом расстройств и неврозов.

— А к концу первого года в школе таких детей становится 40 процентов, — дает статистику Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. — За лето они немного восстанавливаются, но с каждым учебным годом проблемных ребят становится все больше.

Ортопедическими ранцами и витаминами тут ничего не решишь. От школьного стресса так просто не избавишься!

— Детей сейчас нагружают не по возрасту! — вот в чем корень всех бед по мнению Марьяны Михайловны. — Прописи для семилеток спускают в детские сады… В три года учат читать и писать… Но у ребенка в этом возрасте еще не развиты функции, которые помогли бы ему этому научиться! Такое сверхраннее обучение только тормозит развитие.

Многие родители жалуются, что дети сейчас читают и не понимают смысла прочитанного. Это подтверждают и международные исследования грамотности TIMSS и PIRLS.

— Дело в том, что этих детей слишком рано научили читать! — утверждает Марьяна Безруких. — Они так и остались на уровне четырехлетки, который фиксируется на каждой букве… Из-за спешки сложный текст такой ребенок не осилит никогда. И это еще в школах отменили нормативы по скорости чтения… Сколько мы бились над тем, что ребенок должен читать в удобном ему темпе! Так нет, до сих пор некоторые сидят с секундомером…

Плюс — бесконечные школьные стрессы. На работе с постоянными дедлайнами, авралами и проверками либо протянешь месяц, либо протянешь ноги. А дети живут, и ничего.

— Классические труды по физиологии показывают, что работа в условиях ограничения времени обостряет хронические заболевания и повышает утомляемость, — доказывает Марьяна Безруких. — И дома, и в школе — бесконечная спешка и подгонка. Если мы это не остановим, из школ будут выпускаться законченные невротики!

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Без паники: план спасения уже есть. Врачи подсчитали, как надо распределять нагрузку в школе, чтобы детям было попроще:

— Можно ввести сдвоенные уроки, — предлагает Владислав Кучма. — При правильной организации они гораздо менее утомительны, чем обычные и лучше влияют на сердечно-сосудистую систему. Да и время выполнения домашних заданий у детей приходит в норму… А вместо ноутбуков лучше использовать компьютеры с отдельной клавиатурой — они лучше позволяют удерживать правильную осанку. Текст лучше вообще читать с ридера, особенно, если размер кегля увеличить.

Чтобы дети не засиживались, врачи предлагают увеличить динамическую разминку — с пяти минут до 15. И все без ущерба для программы!

Но согласовать с Минобрнауки все эти предложения не удалось. А сами учителя этого просто не умеют…

— Наши учителя умеют работать только с классом, — объясняет Марьяна Безруких. — А ведь дети все разные. У нас же в каждом классе на 20 человек четверо медлительных, четверо с синдромом дефицита внимания, пятеро леворуких, а еще пятеро часто болеют. И это только самые частые особенности! Но учителя просто не умеют работать с малыми группами — их этому не научили в вузе.

Похоже, утопающим придется спасать себя самостоятельно. Единую систему наладить так и не удалось: психологи в школах отдельно, учителя отдельно, медсестер днем с огнем не сыщешь. Директора же рапортуют наверх, что все прекрасно. И лишь родители ворчат, что они в свое время такими болезными не были.

СКАЗАНО

Анастасия Зырянова, директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки:

— Нам важно, чтобы ребенку было комфортно в школе и физически, и психологически. Обязанности государства по созданию условий для сохранения здоровья зафиксированы в статье №41 закона «Об образовании». Там четко определено, на какие моменты школы должны обращать внимание. Это текущий контроль за состоянием здоровья учащихся, организация занятий физкультурой и спортом, контроль и профилактика заболеваний школьников и пропаганда здорового образа жизни. Каждая школа сама определяет и нагрузку, и длительность каникул. И сейчас нам нужны научные исследования, на которые школы могли бы опереться.

Особенно это касается домашних заданий — мы получили массу писем от родителей, которые жалуются, что дети сидят за уроками до двух часов ночи! Если нагрузку в школе регулируют санитарные правила, то в отношении домашней работы они имеют рекомендательный характер. Эти нормы не менялись десятки лет!

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *