Восстановление афазия – Индивидуальные логопедические занятия по восстановлению речи при акустико-мнестической афазии у больных перенесших сосудистые поражения головного мозга в условиях стационара

Содержание

Речевая афазия — расстройство речи: восстановление и коррекция нарушений

Белкина Юлия Борисовна

Белкина Юлия Борисовна

Логопед

Скрипай Елена Юрьевна

Скрипай Елена Юрьевна

Логопед

Труш Виктория Андреевна

Труш Виктория Андреевна

Логопед

1. Определение понятия афазия

2. Афазия и речь: виды

3. Факторы возникновения речевой афазии

 3.1 Сосудистый фактор

 3.2 Травматический фактор

 3.3 Опухолевыйи фактор

4. Восстановление и коррекция речи у больных афазией

 

В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни. 

Определение понятия афазия

Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения. 

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения. 

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» — многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией. 

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей. 

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи. 

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий. 

Факторы возникновения речевой афазии

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза. 

Сосудистый фактор

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз. 

Травматический фактор

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности. 

Опухолевый фактор

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров. 

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды. 

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов. 

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина. 

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма. 

Клинический институт мозга

Рейтинг: 5/5 — 2 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Программы:

Другие статьи по теме:

Восстановление речи при афазии. Видео занятий

восстановление речи

Афазия — полная или частичная потеря речи, вызванная поражением центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохраненной функции речевых мышц (губ, гортани, языка). Восстановление речи при афазии проводят по специальным логопедическим методикам.

Причиной появления афазии являются черепно-мозговые травмы, инсульты, абсцессы, опухоли. Известны случаи проявлений афазии как явления временного в момент приступа мигрени или эпилептического припадка. Речевой афазии сопутствуют расстройство чтения (алексия), письма (аграфия), утрачивается способность к счету (акалькулия). От зоны поражения афазии классифицируются различными формами, поэтому течение и прогноз этого расстройства во многом зависит от характера и течения основного заболевания. Так, например, при микроинсульте речь может сама восстановиться через несколько часов или дней. Наиболее благоприятный прогноз при сенсорной афазии, при моторной афазии зависит от возраста (более благоприятный в молодом возрасте, нежели в пожилом). Играет большую роль при любом виде афазии время начала проведения комплексной терапии, которая должна быть направлена на лечение основного заболевания и проведение специализированных занятий афазии – регулярных в речи, чтении и письме.

Как проходит лечение речевой афазии

Коррекция афазии не может проводиться без лечения основного заболевания, вызвавшего речевую афазию. Лечение афазии должно проводиться в двух направлениях – медицинском и логопедическом и контролироваться неврологом или нейрохирургом и логопедом–афазиологом. Комплексная терапия предусматривает медикаментозную терапию, при неотложных состояниях проведение хирургического вмешательства, реабилитационные мероприятия (физиотерапию, лечебный массаж, механотерапию, ЛФК).

Медикаментозная терапия должна быть направлена на восстановление очага поражения центральной нервной системы, которыми могут быть опухолевые процессы, нарушения питания, травматические поражения, инсульты и др. Поэтому независимо от причины появления очага поражения во всех случаях обязателен прием препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, витамины и препараты, обладающих седативным действием.

Для восстановления нарушенного мозгового кровообращения традиционная медицина использует ноотропы (средства, влияющие позитивно на интегративные функции мозга). Ноотропы способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, способности к обучению, стимулируют устойчивость мозга к разного рода повреждающим воздействиям (что особенно важно при микроинсультах и инсультах, экстремальных умственных нагрузках, гипоксии), снижающие неврологический дефицит, повышающие кортикосубкортикальные связи. Однако реальных представителей ноотропной группы производится не так уж много!

Достаточно эффективно использовать фитотерапию и апитерапию. В качестве фитотерапии используют гречиху красностебельную, пустырник, ромашку аптечную, цветки и плоды боярышника, плоды шиповника, траву мелиссы лекарственной, плоды рябины обыкновенной.

Среди средств апитерапии широко применяется гомогенат трутневый расплодный, маточное молочко, цветочная пыльца.

Этим было обосновано создание биологически активного комплекса «Мемо-Вит», обладающего не только ноотропным действием, но и гепатозащитным. Произведенный по инновационной технологии криоизмельчения, сохраняющей природные свойства составляющих компонентов, в удобной форме таблетки, витаминный комплекс «Мемо-Вит» содержит порошок гречихи красностебельной, источника природных флавоноидов, гомогенат трутневый расплодный, источник витаминов, свободных аминокислот, микро- и макроэлементов, являющийся донатором энтомологических прогормонов, порошок шиповника майского, источник витамина С, К, Р, Е, провитамина А.

Восстановление речи при афазииВажен прием и седативных (успокоительных) препаратов на основе валерианы лекарственной, синюхи голубой, пустырника, мелиссы лекарственной, на основе которых произведен биологически активный комплекс «Нерво-Вит», в котором седативное действие лекарственных трав усилено витамином С. Полезно использовать препараты «Валериана П» и «Пустырник П», также обладающие успокоительным действием на основе лекарственных трав валерианы и пустырника, усиленные действием витамина С.

Восстановление речи при афазии

Восстановление утраченной речевой способности производится на специализированных логопедических занятиях по коррекции речи. Важным при речевой афазии при любых её формах является выработка у больного стойкой установки на регенерацию речи, развитие сохраненных периферических анализаторов, восстановление всех сторон речи (экспрессивную, импрессивную, чтение, письмо). Основной задачей логопедических занятий при афазии (моторной эфферентной) является восстановление динамики произношения слов, что отличает её от задачи, ставящейся перед больным афферентной моторной афазией и являющейся в первую очередь дифференциацией кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии важно вернуть фонетический слух и восприятие речи, при акустико-мнестической – важно преодолеть изъян слухоречевой и зрительной памяти. При амнестико-семантической афазии занятия должны быть направлены на устранение импрессивного аграмматизма, а при динамической – на возврат способности программирования и планирования речи, речевой активности.

При афазии занятия на восстановление речи следует начинать как можно раньше, с первых же дней, как только позволяет соматическое состояние после перенесенного инсульта или травмы, это необходимо для предотвращения фиксации патологических речевых симптомов. Работа по восстановлению речи при афазии – процесс длительный, который может продолжаться не один год с лучшей динамикой для людей более молодого возраста.

 

Вася в 17.07.2014

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *