Речевая афазия — расстройство речи: восстановление и коррекция нарушений
Белкина Юлия Борисовна
Логопед
Скрипай Елена Юрьевна
Логопед
Труш Виктория Андреевна
Логопед
1. Определение понятия афазия
2. Афазия и речь: виды
3. Факторы возникновения речевой афазии
3.1 Сосудистый фактор
3.2 Травматический фактор
3.3 Опухолевыйи фактор
4. Восстановление и коррекция речи у больных афазией
В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.
Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни.
Определение понятия афазия
Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.
В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.
Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.
Афазия и речь: виды
Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:
- Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения.
Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» — многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией.
- Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
- Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей.
Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:
- Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
- Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
- Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
- Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи.
По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:
- Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
- «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий.
Факторы возникновения речевой афазии
Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.
Сосудистый фактор
Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.
Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.
Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз.
Травматический фактор
Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.
Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности.
Опухолевый фактор
Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров.
Восстановление и коррекция речи у больных афазией
Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.
Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.
На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:
- Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
- Лепка из пластилина.
Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.
Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:
- Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
- Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
- Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
- Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
- Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
- Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.
В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.
Клинический институт мозга
Рейтинг: 5/5 —
2 голосов
Поделиться статьей в социальных сетях
Программы:
Другие статьи по теме:
Восстановление речи при афазии. Видео занятий
Афазия — полная или частичная потеря речи, вызванная поражением центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохраненной функции речевых мышц (губ, гортани, языка). Восстановление речи при афазии проводят по специальным логопедическим методикам.
Причиной появления афазии являются черепно-мозговые травмы, инсульты, абсцессы, опухоли. Известны случаи проявлений афазии как явления временного в момент приступа мигрени или эпилептического припадка. Речевой афазии сопутствуют расстройство чтения (алексия), письма (аграфия), утрачивается способность к счету (акалькулия). От зоны поражения афазии классифицируются различными формами, поэтому течение и прогноз этого расстройства во многом зависит от характера и течения основного заболевания. Так, например, при микроинсульте речь может сама восстановиться через несколько часов или дней. Наиболее благоприятный прогноз при сенсорной афазии, при моторной афазии зависит от возраста (более благоприятный в молодом возрасте, нежели в пожилом). Играет большую роль при любом виде афазии время начала проведения комплексной терапии, которая должна быть направлена на лечение основного заболевания и проведение специализированных занятий афазии – регулярных в речи, чтении и письме.
Как проходит лечение речевой афазии
Коррекция афазии не может проводиться без лечения основного заболевания, вызвавшего речевую афазию. Лечение афазии должно проводиться в двух направлениях – медицинском и логопедическом и контролироваться неврологом или нейрохирургом и логопедом–афазиологом. Комплексная терапия предусматривает медикаментозную терапию, при неотложных состояниях проведение хирургического вмешательства, реабилитационные мероприятия (физиотерапию, лечебный массаж, механотерапию, ЛФК).
Медикаментозная терапия должна быть направлена на восстановление очага поражения центральной нервной системы, которыми могут быть опухолевые процессы, нарушения питания, травматические поражения, инсульты и др. Поэтому независимо от причины появления очага поражения во всех случаях обязателен прием препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, витамины и препараты, обладающих седативным действием.
Для восстановления нарушенного мозгового кровообращения традиционная медицина использует ноотропы (средства, влияющие позитивно на интегративные функции мозга). Ноотропы способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, способности к обучению, стимулируют устойчивость мозга к разного рода повреждающим воздействиям (что особенно важно при микроинсультах и инсультах, экстремальных умственных нагрузках, гипоксии), снижающие неврологический дефицит, повышающие кортикосубкортикальные связи. Однако реальных представителей ноотропной группы производится не так уж много!
Достаточно эффективно использовать фитотерапию и апитерапию. В качестве фитотерапии используют гречиху красностебельную, пустырник, ромашку аптечную, цветки и плоды боярышника, плоды шиповника, траву мелиссы лекарственной, плоды рябины обыкновенной.
Среди средств апитерапии широко применяется гомогенат трутневый расплодный, маточное молочко, цветочная пыльца.
Этим было обосновано создание биологически активного комплекса «Мемо-Вит», обладающего не только ноотропным действием, но и гепатозащитным. Произведенный по инновационной технологии криоизмельчения, сохраняющей природные свойства составляющих компонентов, в удобной форме таблетки, витаминный комплекс «Мемо-Вит» содержит порошок гречихи красностебельной, источника природных флавоноидов, гомогенат трутневый расплодный, источник витаминов, свободных аминокислот, микро- и макроэлементов, являющийся донатором энтомологических прогормонов, порошок шиповника майского, источник витамина С, К, Р, Е, провитамина А.
Важен прием и седативных (успокоительных) препаратов на основе валерианы лекарственной, синюхи голубой, пустырника, мелиссы лекарственной, на основе которых произведен биологически активный комплекс «Нерво-Вит», в котором седативное действие лекарственных трав усилено витамином С. Полезно использовать препараты «Валериана П» и «Пустырник П», также обладающие успокоительным действием на основе лекарственных трав валерианы и пустырника, усиленные действием витамина С.
Восстановление речи при афазии
Восстановление утраченной речевой способности производится на специализированных логопедических занятиях по коррекции речи. Важным при речевой афазии при любых её формах является выработка у больного стойкой установки на регенерацию речи, развитие сохраненных периферических анализаторов, восстановление всех сторон речи (экспрессивную, импрессивную, чтение, письмо). Основной задачей логопедических занятий при афазии (моторной эфферентной) является восстановление динамики произношения слов, что отличает её от задачи, ставящейся перед больным афферентной моторной афазией и являющейся в первую очередь дифференциацией кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии важно вернуть фонетический слух и восприятие речи, при акустико-мнестической – важно преодолеть изъян слухоречевой и зрительной памяти. При амнестико-семантической афазии занятия должны быть направлены на устранение импрессивного аграмматизма, а при динамической – на возврат способности программирования и планирования речи, речевой активности.
При афазии занятия на восстановление речи следует начинать как можно раньше, с первых же дней, как только позволяет соматическое состояние после перенесенного инсульта или травмы, это необходимо для предотвращения фиксации патологических речевых симптомов. Работа по восстановлению речи при афазии – процесс длительный, который может продолжаться не один год с лучшей динамикой для людей более молодого возраста.
Вася в 17.07.2014
/ Здоровье
Афазия – формы афазии, восстановление речи при афазии
Афазия – это полная или частичная утрата способности нормально разговаривать, которая возникает у людей с уже сформировавшейся речью из-за повреждения участков мозга, отвечающих за неё. Это одна из самых сложных форм речевой патологии. Восстановлением речи при афазии занимается логопедия, нейропсихология и психолингвистика.
Причины заболевания
Центры, связанные с формированием и развитием речи, находятся в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга. Повреждение этих зон ученые и связывают с развитием разных форм афазии. Оно может наступить в результате травмы головного мозга, воспалительного процесса, развития опухоли, сосудистых заболеваний или нарушения мозгового кровообращения. При этом характер повреждения накладывает свой отпечаток и на проявления афазии.
Симптомы афазии
Формы афазии четко связаны с причинами, вызвавшими заболевание. К примеру, если причиной нарушения стал инсульт, то характер афазии определяется величиной и локализацией очага, а также общим состоянием мозга. Еще до развития инсульта пациент начинает забывать слова, упорно повторяет какую-либо фразу. После инсульта эти нарушения становятся более явными, причем у трети возникает тотальная афазия, у остальных – нарушение импрессивной или экспрессивной речи.
Если причиной афазии стала травма головного мозга, то поначалу проявляется общее расстройство речи. При обратном восстановлении речи после афазии симптомы зависят от локализации поражения и характера ранения.
При опухоли головного мозга формы афазии появляются уже на поздних стадиях болезни, когда происходит сдавливание головного мозга. Причем при злокачественных опухолях расстройства речи нарастают быстрее, чем при доброкачественных. В зависимости от этапа болезни формы афазии могут развиваться от дифференцированной к тотальной.
У больных афазией могут проявляться как речевые, так и неречевые симптомы:
- Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.
- Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.
- Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.
- Речевые расстройства. Афазия – это системное нарушение речи, которое может включать в себя речевые эмболы (повторение одного и того же слова или фразы), персеверации (навязчивое повторение элементов речи), парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других), параграфии (замена слов на письме), паралексии (замена слов при чтении) и контаминации (смешение элементов двух или более слов).
С точки зрения клинической картины, симптомы афазии делятся на негативные и позитивные. Негативные формы свидетельствуют о патологической деятельности мозга, позитивные же говорят о том, что речь можно восстановить.
Разновидности заболевания
У больных афазией речевые расстройства могут принимать разные формы, проявление которых зависит от локализации и степени поражения головного мозга:
- Моторная афазия или афазия Брока. Речевое расстройство, которое возникает при поражении двигательного речевого центра, также называемого центром Брока. Больной афазией начинает выражаться в телеграфном стиле, с трудом переключается с одного слова на другое, заменяет одни звуки другими, демонстрирует грубые нарушения чтения и письма.
- Динамическая афазия. При этой форме афазии больной не может построить внутреннюю программу высказывания. Это явление называют распадом внутренней речи, оно возникает по причине поражения префронтальной области левого полушария у правшей.
- Афферентная моторная афазия. В основе заболевания – поражение задне-центральной и теменной областей коры. В речи это выражается тем, что больной афазией не различает близкие по артикуляции звуки, например картофель-кардофель. При моторной афазии человек путает артикуляционные ощущения.
- Сенсорная афазия или афазия Вернике. При этой форме заболевания возникает нарушение звукового состава слов.
- Акустико-гностическая афазия. Разновидность нарушения, когда больной утрачивает способность интерпретировать звуки речи.
- Акустико-мнестическая афазия. У больного сужается объем слухоречевой памяти, он не способен удерживать в голове весь комплекс слухоречевой информации.
- Оптико-мнестическая афазия. Разновидность заболевания, при которой у больного нарушается зрительная память, и он испытывает слабость в создании зрительных образов слов.
- Амнестическая афазия. Заболевание связано с поражением теменно-височной области и вызывает трудности в назывании предметов. Больной афазией этой формы знает их назначение, но забывает название.
- Номинальная афазия. Похожа на амнестическую и тоже связана с затруднением называния предметов, но является симптомом болезни Альцгеймера.
- Семантическая афазия. Связана с дефектами симультанного анализа и синтеза речи. Больной утрачивает способность понимать сложные логико-грамматические конструкции.
В упрощенной классификации применяются лишь две формы афазии – моторная и сенсорная. Под моторной афазией понимается состояние, когда пациент хорошо понимает устную речь, но не может произносить слова и фразы. Полностью осознавая произнесенную окружающими речь, больной с трудом пользуется предлогами и артиклями, путается во временах и падежах.
При моторной афазии пациенту трудно переключаться со слова на слово и даже со слога на слог, поскольку его речевые стереотипы становятся инертными. Ему все труднее становится искать нужные слова и даже их синонимы. При моторной афазии больным сложно произносить связные фразы, сохраняя смысл высказывания.
Под сенсорной афазией понимается состояние, когда больной не понимает речь, но может произносить слова и фразы. Про него говорят, что он испытывает глухоту на слова. Больной сенсорной афазией и вправду не различает звуковой состав слов. И тогда при правильном повторении слова возникает феномен «отчуждения смысла слова». Сенсорная афазия – довольно странное состояние, при котором родной язык звучит как иностранный. Речь при этом становится бессмысленной. Хотя сенсорная афазия не мешает выполнять односложные слова и команды.
Восстановление речи при афазии
Успех лечения зависит от сохранения и восстановления функций головного мозга. К примеру, после ишемической атаки или микроинсульта, когда приток крови к мозгу восстанавливается после кратковременного нарушения, афазия проходит без лечения. Восстановление речи при афазии в этом случае может наступить через несколько часов или дней. К сожалению, в большинстве ситуаций оно бывает не быстрым и не полным. Если признаки нарушения сохраняются, для восстановления речи при афазии применяются логопедические методики, которые требуют порой многолетнего лечения.
Восстановление речевых функций при афазии
Логопеды-афазиологи,
которые занимаются лечением этого
заболевания, в настоящее время имеются
почти во всех областных и республиканских
больницах, во многих неврологических
отделениях городских больниц и в ряде
районных поликлиник.
Рекомендуется
начинать логопедические занятия уже в
первые 1—2 недели после инсульта. Именно
в это время наблюдается наибольшая
эффективность восстановительного
обучения. Занятия с больными длятся
достаточно долго — от нескольких месяцев
до двух-трех лет, и поэтому желательно,
чтобы родственники больного периодически
получали у логопеда консультации по
использованию тех или иных приемов
восстановления речи.
Прежде
чем начать занятия с больным, надо его
успокоить и ободрить.
Рекомендуется
проводить в его присутствии обсуждение
таких домашних забот и небольших событий,
которые косвенно касаются больного, но
не травмируют его. Это могут быть
разговоры о здоровье детей или внуков,
об их проказах, о покупке новых вещей и
т. д.
Привлечение
внимания больного к событиям дня, когда
он прислушивается к негромкой и спокойной
речи близких ему людей, полезно. С одной
стороны, больной чувствует, что окружен
вниманием, что для него делается все
необходимое, а с другой, такие беседы
стимулируют восстановление его речи.
В то же время в присутствии больного
нельзя обсуждать его речевые затруднения.
Напротив, необходимо фиксировать все
его успехи, малейшие улучшения состояния:
от такта и чуткости родственников
нередко зависит то, как больной будет
преодолевать свои речевые дефекты.
Нередко
с больным, тяжело переживающим свое
заболевание, даже близким людям не сразу
удается установить контакт. Особенно
сложно установить его при сенсорной
афазии, так как первое время больной
часто не осознает самого факта своего
заболевания, не «слышит» себя.
Чтобы
больной с сенсорной афазией осознал
свой речевой дефект, ему предлагают
списать несколько простых слов или
решить простые арифметические примеры.
При этом больной делает ряд ошибок,
например, списывая слово «дом», он пишет
«дтцкри», то есть набор букв. Больному
надо деликатно показать его ошибки. Так
как у него нарушено понимание речи,
объясняться с ним приходится с помощью
мимики и жестов. Если больной игнорирует
жесты и мимику собеседника, можно
подчеркнуть его ошибки красным
карандашом.
После
осознания своего дефекта (нарушения
понимания речи, письма, чтения, счета)
больной с сенсорной афазией обычно
пытается прилагать все усилия для его
преодоления, но сам без посторонней
помощи этого сделать не может.
Для
восстановления понимания речи используют
картинки с изображениями различных
предметов, животных, частей тела, с
подписями к ним. Удобно использовать
картинки из детских лото.
Первоначально
это должны быть слова, состоящие из
разного числа звуков, например: сыр —
рубашка, мяч — виноград, дом — чашка.
Больного просят разложить подписи к
предметным картинкам, обозначающие их
слова, написанные на отдельных маленьких
полосках бумаги. Когда больной научится
справляться с этим заданием, предлагают
списывать эти подписи и читать их вслух.
В речи и письме больного длительное
время будут наблюдаться звуковые и
буквенные ошибки. Обычно больные очень
болезненно реагируют на свои ошибки,
поэтому исправлять их надо очень
деликатно: не более 2—3 из 10 сделанных
ошибок. При этом следует обязательно
похвалить за каждое правильно выполненное
задание.
Постепенно
количество картинок, к которым больной
правильно подбирает слова-подписи,
расширяется. Следующая задача —
нахождение заданных окружающих предметов.
Больному называют вслух предмет
(например, «стол», «окно», «шкаф»,
«ложка»), чтобы он показал их. Первое
время это ему удается с трудом. Когда
же больной научился достаточно хорошо
воспринимать на слух название отдельных
предметов, приступают к обучению
дифференцированного восприятия слов,
близких по звучанию: «стол—стул», «шкаф—
шарф», «рак—лак», «дом—том» и т. д.
Работа
с предметными картинками восстанавливает
фонематический слух, а постепенно и
чтение отдельных слов, письмо. Больной
начинает контролировать свою речь,
слышать ее, появляются попытки к
исправлению ошибок, хотя речь его все
же остается неполной, аграмматичной,
со своеобразной заменой одного слова
другим, в частности, употреблением
местоимений вместо существительных.
Все это продолжает затруднять понимание
его речи окружающими.
У
больных с моторной афазией при грубом
нарушении устной речи также может быть
несколько нарушено понимание речи
окружающих в первое время, но не столь
глубокое, как при сенсорной афазии.
Кроме дефектов устной речи, при моторной
афазии расстраиваются письмо и чтение.
Для
тех больных с моторной афазией, у которых
наблюдаются лишь небольшие нарушения
понимания речи, в течение одной-двух
недель после инсульта проводятся занятия
по восстановлению, о которых говорилось
выше. Обычно у больных с моторной афазией
понимание речи восстанавливается
быстро. В связи с тем, что на этом этапе,
вслушиваясь и прислушиваясь к речи, они
начинают понимать ее, надо быть максимально
осторожным в обсуждении состояния
больного в его присутствии. Слова,
которые он слышит в это время, должны
ободрять его, вселять уверенность, что
скоро начнется восстановление речевых
и двигательных функций.
Стимулирование
понимания речи на слух осуществляется
в процессе бесед на темы дня. Для этого
используется побудительная и вопросительная
речь. Больного спрашивают, не хочет ли
он пить, есть, спать, побриться. Просят
его дать тот или иной предмет обихода
(например, носовой платок или салфетку,
которой больной пользуется, положить
или взять ложку, выпить лекарство,
поправить одеяло, причесаться, пригладить
волосы, повернуться на другой бок).
Выполнение
этих заданий не только позволяет
убедиться, насколько верно больной
понял вас, но и закладывает фундамент
для восстановления его активной речи
в будущем. Уже через 2—4 недели после
инсульта можно разрешить больному (если
позволяет его общее состояние) слушать
радио и смотреть короткие передачи по
телевидению. Так же, как и беседа, это
стимулирует восстановление у него
понимания речи.
В
тех случаях, когда больной затрудняется
выполнить то или иное задание, ему
показывают действие, которое он должен
выполнить (по повторной просьбе). Каждое
правильно выполненное действие надо
обязательно поощрять словами: «хорошо»,
«очень хорошо», «молодец». В тех случаях,
когда больной не понимает значения
предлогов или местоимений, следует
показать, куда надо положить ложку или
платок (на тумбочку, в стакан или около
него), а вместо местоимения назвать
нужный предмет или человека, о котором
идет речь.
Нередки
случаи, когда на раннем этапе заболевания
по тем или иным причинам с больным
занимаются не опытные логопеды, а
родственники. Занятия эти часто состоят
лишь из повторения отдельных слов или
называния предметов по картинкам. Такие
занятия, ограничивающиеся лишь
упражнениями в повторении и назывании,
могут привести к формированию так
называемого телеграфного стиля, когда
речь больного состоит из одних
существительных в именительном падеже.
Например: «ботинки… пальто… улица»,
что означает «Помогите мне одеть ботинки
и пальто, хочу пойти гулять на улицу».
Во
избежание этого надо сразу же стремиться
к формированию речи, состоящей хотя бы
на первых порах из коротких фраз типа
«здравствуйте», «хочу пить», «дайте
хлеб», «идем гулять».
Следует
помнить, что после инсульта в первое
время многие стороны речевой деятельности
находятся в стадии торможения.
Растормаживание речевой функции возможно
за счет вовлечения сохранных речевых
автоматизмов. К их ряду относятся:
упроченные в памяти — порядковый счет
до десяти, название дней недели и месяцев
года, а также куплеты любимых песен и
строфы стихотворений. Лучше всего
начинать речевые занятия с попыток
произнесения порядкового счета в
пределах первого десятка.
В
дальнейших занятиях переходят к пению
песен, хорошо известных больному,
например, первых куплетов песен «Вечерний
звон», «Катюша», «Подмосковные вечера».
Важно, чтобы сначала больной услышал
пение первого куплета песни. Занимающийся
с больным должен петь негромко, четко
артикулируя каждое слово. Больной же,
вслушиваясь в слова песни, уже со второго
прослушивания может начать подпевать.
Конечно, поначалу он может исполнять
лишь окончания слов, а сами слова
произносить нечетко, но с каждым новым
пропеванием песни слова все больше
наполняются звуками.
По
мере восстановления речи в занятиях с
больным переходят к повторению
относительно простых фраз, тема которых
подсказана событиями дня: «Сегодня был
врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я
буду обедать. Дайте мне лекарство».
Желательно, чтобы эти фразы от занятия
к занятию менялись.
Одновременно
с этим ведутся занятия по восстановлению
чтения и письма. Автоматизированные
речевые ряды, названия предметов и
действий, фразы, которыми овладел больной
в устной речи, должны быть записаны в
специальной общей тетради крупным,
четким почерком, так, чтобы больной мог
легко их читать (без очков).
Сенсомоторная афазия – что это такое, как восстановить?
Сенсомоторная афазия – это утрата речевых функций полностью или частично. Патология снижает качество жизни и является основанием для оформления инвалидности. Причина потери речи – снижение функциональности речевых центров вследствие поражения отдельных участков коры мозга из-за перенесенной травмы черепа или системного заболевания.
СодержаниеСвернуть
Локализация очага поражения влияет на клинические проявления афазии. В зависимости от симптоматики патологию классифицируют на сенсорную, моторную и смешанную. Сенсорно моторная афазия сочетает симптоматику первых двух форм и характеризуется грубым расстройством речевых функций.
Причины нарушения речи
Причина сенсомоторной афазии – патологическое поражение областей головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. В каждом полушарии есть участки, отвечающие за сенсорную (органы чувств) и моторную (двигательную) функцию.
При моторной форме расстройства пациент утрачивает умение говорить. Это свидетельствует о нарушении нижней лобной извилины левого полушария мозга, обеспечивающей двигательную активность. При сенсорной разновидности пациент не понимает речь других людей. Следовательно, поражена височная доля доминантного полушария, ответственного за анализ речи.
Сенсомоторную афазию называют также тотальной, поскольку она сочетает в себе симптоматику обоих форм и развивается вследствие поражения перечисленных участков коры головного мозга.
Спровоцировать патологию могут:
- ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), или инсульт, – это самая распространенная причина потери речи среди взрослых;
- образование тромбов в кровеносных сосудах мозга;
- травмы черепа;
- операции на головном мозге;
- злокачественные новообразования;
- энцефалит – воспаление вещества головного мозга;
- дегенеративные заболевания, характерные для пожилого возраста – болезнь Пика или Альцгеймера.
В группе риска находятся пациенты:
- старше 65-70 лет;
- родственники которых страдали афазией;
- имеющие в анамнезе атеросклероз, гипертонию, сахарный диабет, ишемию миокарда, сосудистые болезни или порок сердца.
Характерные симптомы нарушения
Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.
В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:
- Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
- Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.
При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.
Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.
Методы диагностики
Выявление сенсомоторной патологии направлено на определение причины, которая ее спровоцировала. Обычно применяют комплексное исследование, включающее:
- Первичный прием у невролога, сбор анамнеза и изучение специфической симптоматики. Врач выявляет сопутствующие болезни. Для этого проводит внешний осмотр и направляет больного на лабораторные анализы. В результате доктор определяет очаг поражения, специфику течения заболевания, состояние пациента.
- Консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Специалисты диагностируют уровень нарушения речи и разрабатывают тактику коррекционной работы для восстановления речевых навыков.
- Прохождение инструментальных и клинических обследований для уточнения предварительного диагноза. Для этого пациента направляют на МРТ (магнитно-резонансную томографию), КТ (компьютерную томографию), энцефалографию, ангиографическое исследование сосудов головного мозга.
Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей
Клиницисты отмечают перечень общих и отличных признаков при сенсомоторном нарушении речи у детей и взрослых. Схожей является этиология (причина) заболевания. Чаще всего утрата речевых навыков у ребенка связана с травмой головы. Аневризма (патологическое расширение церебрального сосуда), злокачественное новообразование и инсульт диагностируются значительно реже. В то время как у взрослых пациентов ОНМК – главная причина афазии.
Еще один общий признак – и у взрослых, и у детей пропадают уже сформированные речевые навыки. Поэтому симптоматика сенсомоторной афазии у обеих групп пациентов идентична и сопровождается неврологическими нарушениями, «заглушающими» речевой синдром.
Отличие афазии у малышей и взрослых связано с уровнем стойкости речевого расстройства. У детей патологические нарушения имеют нестойкий характер, заметны только в остром периоде болезни и хорошо поддаются коррекции. Это обусловлено пластичностью головного мозга у детей с высокой функциональностью межзональных нейронных связей.
Однако лечение сенсомоторной афазии у детей до сих пор до конца не разработано. Особенно та ее часть, которая призвана вернуть утраченные речевые навыки.
Диагностика речевого расстройства у ребенка в зависимости от общего самочувствия длится от 10 минут до часа. После консультации логопед диагностирует форму речевого нарушения и степень ее выраженности (легкая, средняя или тяжелая), а также базовый дефект и специфику течения патологического процесса.
В остром периоде полноценное логопедическое обследование маленького пациента бывает затруднительно или невозможно. Это связано с плохим самочувствием ребенка, его повышенной утомляемостью.
Негативная симптоматика острого периода проявляется у детей ярче, поскольку их высшие психологические функции и эмоционально-волевая сфера полностью не сформированы. Поэтому дефектолог обычно довольствуется ускоренным исследованием, направленным на обнаружение речевого расстройства с применением специальной диагностической шкалы.
При этом специалист оценивает:
- состояние артикуляции;
- уровень распознавания чужой речи;
- степень сохранности устной речи, навыков чтения и письма;
- функциональность речевого аппарата (подвижность языка, мягкого неба, нижней челюсти).
В заключении указываются не только качественные показатели, но и количество баллов, позволяющее разработать оптимальную программу коррекции. Сложность диагностического обследования зависит от возраста маленького пациента и степени сформированности у него речевых и высших психических функций.
Для диагностики сенсомоторной афазии у дошкольников применяют упрощенную методику, схожую с выявлением ОНР (общего недоразвития речи).
Дополнительно применяют методику наблюдения. Перед диагностикой логопед собирает анамнез имеющихся заболеваний и определяет уровень психического и речевого развития малыша. Важно понять, какие речевые навыки были до травмы или болезни. Оценку речевого расстройства проводят с учетом возрастных норм формирования высших психических функций.
Лечение и логопедическая коррекция
Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.
Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:
- Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
- Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.
При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).
Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения
Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента. Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным. Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.
Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.
- «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
- Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
- Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
- Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
- Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).
Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.
симптомы, причины, лечение, упражнения для коррекции
Амнестическая афазия — это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли. Сложности возникают из-за того, что больной забывает названия предметов, наименования, у него сильно снижается словарный запас. В речи преобладают глаголы. Например, о карандаше говори так : “Это предмет, которым рисуют”. Вербальные сложности сильно сказываются на качестве общения, социальных функциях. При этом нарушений артикуляции, интеллекта, слуха нет.
Важно не путать афазию с алалией — отсутствием речи в детском возрасте. Амнестическая афазия является приобретенной патологией, которая в 90% случаев встречается у людей зрелого возраста, до болезни, имеющих нормальное речевое развитие.
Общие сведения
У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее. Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается — левая часть, у левшей — правая. Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.
Классификация
Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:
- Оптиконестическую афазию
Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.
- Акустикомнестическую афазию
Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.
В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.
Многие специалисты в России при диагностировании подобных нарушений пользуются классификацией А.Р. Лурия, который выделял гораздо больше разновидностей афазии:
Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.
У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.
Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.
У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.
Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.
Патогенез
К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:
- удары головой;
- травмы черепа в результате падений, ДТП;
- оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
- инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
- инсульт;
- тромбоз;
- острое отравление организма ядами;
- передозировка лекарственными препаратами;
- психические заболевания;
- злокачественные, доброкачественные опухоли;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Пика;
- генетическая предрасположенность к афазии;
- ишемические болезни головного мозга, сердца;
- гипертония;
- эпилепсия;
- мигрень.
В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.
Симптомы
Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:
- Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
- Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
- Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
- В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
- Артикуляция, слух страдают редко.
- Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
- Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
- Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
- Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.
Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.
Диагностика
Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.
Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:
- Рентген мозга, черепа;
- КТ;
- УЗИ, сонографию;
- Картирование сосудов;
- МРТ головного мозга;
- Комплекс лабораторных анализов.
Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:
- По устному описанию вспомнить название предмета.
- Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
- Счет от 0 до 10 и обратно.
- Пение песен.
- Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
- Исследование чтения и письма.
- Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
- Расшифровка смысла пословиц, поговорок.
По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения — задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.
Лечение
Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции. Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии. Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.
Восстановление когнитивных функций — длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.
Коррекция
Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.
Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:
- Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.
Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.
- Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
- Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
- После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.
Упражнения
Приведем пример простых заданий, которые входят в обязательный минимум коррекционной работы с больными амнестической афазией. Их можно выполнять самостоятельно, без помощи логопеда и психолога:
Пациент показывает части своего тела и называет их. Позже можно усложнить упражнение вопросами: зачем нам ноги, руки, голова, какого цвета волосы, глаза?”.
Больному человеку понадобится помощь для называние предметов, изображенных на иллюстрациях. Можно использовать слайды с подписями.
- Ответы на вопросы, составление текста;
Серию вопросов предлагайте пациенту после беседы на определенную тему или чтения небольшого произведения.
- Поиск предметов по их описанию или наименованию;
Называйте вещи, расставленные по комнате или нарисованные на картинке. Задача больного найти их, указать и произнести название.
- Письменное заполнение анкеты;
Вопросы могут касаться любых тем.
Предложите больному взять предмет положить его на верхнюю полку шкафа, открыть определенную страницу книги, прочитать пятое слово сверху. Придумывая инструкции, насыщайте предложения существительными.
Этот метод работы можно использовать в качестве разминки или отдыха между занятиями.
Начните с простого: пословицы, детские стихи, сказки, басни.
Используйте запоминание самостоятельно прочитанного текста и услышанного от помощника.
Добиться успешного лечения амнестико-семантической афазии возможно. Большинство пациентов достигают хороших результатов, если ежедневно тратят на занятия со специалистом несколько часов, тщательно следуют рекомендациям по соблюдению режима дня, питания, физическим нагрузкам. Кроме тренировок речевых функций с логопедом врачи назначают курс медикаментов, помогающих улучшить работу головного мозга, сосудов.
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
37
Афазия
Почти у всех перенесших инсульт в первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух… Используя эти каналы, можно многое восстановить.
В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).
Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.
Моторная афазия
При моторной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в состоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется правильно назвать предметы, действия.
Бывают случаи, когда больной не в состоянии ни повторить, ни самостоятельно произнести звук или слово. При попытках говорить долго и часто безуспешно ищет положение губ, языка. Однако может петь и читать хорошо знакомые стихи.
Сенсорная афазия
У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.
Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” — как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.
В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.
Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона)…
Лечение
Что делать? Ответ однозначен: заниматься лечением афазии. Повторяем: не все безнадежно разрушено — есть интеллект, память, внимание, слух. Лучше, конечно, воспользоваться помощью специалиста по восстановлению речи (логопеда-афазиолога), но не всегда это возможно. Обычно вся нагрузка ложится на родных и близких. Чтобы максимально использовать время, отведенное на тренировки, попытаемся дать необходимые рекомендации.
Вам придется постоянно стимулировать и исправлять речь больного. Будьте готовы к тому, что на первых уроках ваш ученик быстро утомится. Делайте паузы и обязательно заполняйте их рассказами о простых вещах и событиях, о том, что когда-то до болезни очень интересовало вашего подопечного.
Когда и по сколько заниматься, зависит от состояния больного, но имейте в виду: частота и регулярность тренировок имеют огромное значение.
Если у вашего подопечного сохранено сознание, начинайте уроки с первых дней инсульта.
Поначалу занимайтесь не больше 10-15 минут, лучше 2-3 раза в день. Через 2-3 недели средняя продолжительность занятий может составить уже 40-60 минут.
Лечение моторной афазии
При лечении моторной афазии прежде всего необходимо растормозить речь, создать у больного психологическую готовность, условия, при которых возникают намерение и желание говорить.
Вот один из приемов. Заранее подберите красочные журналы с фотографиями (можно старые). Откройте семейный альбом. Произнесите фразу с определенной интонацией, например, радости: “Я счастлив видеть тебя!” — и попросите подопечного выбрать ту картинку или фотографию, с которой эта фраза ассоциируется.
Очень полезно напевать или вместе с больным прослушивать записанные на магнитофон известные ему песни. Это помогает поднять настроение, вызывает воспоминания, оживляет в памяти дорогие образы. Попросите его петь вместе с вами. Он потихоньку подхватит мелодию и вдруг довольно внятно произнесет какое-нибудь слово, чаще рифмованное.
Повторите это же на второй день, третий… Больной начнет произносить и другие слова, а через неделю-две после многократного пропевания любимых мелодий совместное пение не будет составлять для него труда. Теперь можно попросить его договаривать стереотипные предложения, знакомые стихи, пословицы. Например: “Тише едешь — дальше… (будешь)”, “Семь бед — один… (ответ)”.
Параллельно тренируйте пациента на так называемых автоматизированных речевых рядах. Предложите вместе с вами посчитать (один, два, три, четыре…), перечислить дни недели (понедельник, вторник…).
Его может заинтересовать чтение эмоционально насыщенного событиями рассказа. Показывайте картинки, отдельно написанные слова — это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей. Вдруг у вашего подопечного вырывается адекватно содержанию: “Ах, черт возьми!”, “Ай-яй-яй!”, “Нехорошо!”, “Здорово!”…
Кроме того, обязательно просите больного как можно чаще называть имена близких ему людей, термины, связанные с профессией или любимым делом.
В процессе повседневного общения старайтесь, чтобы он вспомнил как можно больше существительных, глаголов, других частей речи — сначала в отдельных предложениях, затем в простых диалогах, беседах. Так, подходя к столу, вы говорите: “Я сажусь на… (стул). Я беру… (карандаш), чтобы… (рисовать)”. Готовясь к умыванию: “Где тут у нас туалетное… (мыло), чтобы руки… (мыть)? А вот зубная… (щетка), чтобы зубы… (чистить). Теперь нужно махровое… (полотенце). Им мы лицо… (вытираем)”.
Если больной вдруг произнес какое-то слово, например, “хлеб” или “мяч”, похвалите его, порадуйтесь успеху и не упустите шанс продвинуться дальше — напомните действия, с которыми связаны эти слова: “Хлеб мы… (едим). В мяч дети… (играют)”.
Не пытайтесь обучать вашего подопечного грамматике, опирайтесь на свойственное ему “чувство языка”. Варьируйте одно и то же слово: “Хлеб лежит на сто…(ле). Мяч лежит под сто…(лом). Я пошел к сто…(лу)”. Слова не надо зубрить, записывать — они должны постоянно встречаться в ваших беседах.
Разговаривая с больным, обязательно учитывайте его интересы и увлечения. С женщинами сподручнее говорить о кулинарии, моде, косметике, с мужчинами — о рыбной ловле, машинах, спорте, помогая жестами, показывая вещи или картинки, на которых изображено то, о чем идет речь. Например: “Вот река. В ней водится… (рыба). Ты любишь рыбу … (ловить). Ты ее ловишь… (удочкой). Но сначала надо накопать… (червей). Червяка ты насаживаешь на… (крючок). Рыба… (клюет)” и т. д.
Со временем диалог усложняется. Связная речь при моторной афазии, если она мягко выражена, обычно появляется вслед за увеличением словаря больного.
Лечение сенсорной афазии
При лечении сенсорной афазии акцент занятий делается на восстановление понимания сказанного. А чтобы облегчить этот процесс, надо постараться затормозить поток обильной и малоинформативной речи (она так и вырывается из уст больного), оживить сферу зрительных образов, которые необходимы для осознанного восприятия окружающего мира.
Затормаживание речи предполагает переключение внимания больного на другие виды деятельности. Полезны любая работа с цифрами и числами, игра в шахматы, лото, рисование по образцам, составление картинок из детских кубиков, выполнение различных заданий — нарезание карточек, полосок бумаги, шрифта из газет, журналов, а также мытье посуды, уборка квартиры, если ему это уже по силам.
Обязательно сопровождайте краткими пояснениями, что, как и зачем делать. Как можно меньше слов! Только отрывистые конкретные инструкции и оценки: “Разрежь бумагу на полоски”, “Хорошо”, “Правильно”, “Помоги помыть посуду”, “Нет”, “Не так”… Контролируйте, как осознает ваш подопечный бытовые команды: “Проходи к столу”, “Садись здесь”, “Открой тетрадь”, “Начинай рисовать”… Как это ни трудно, разрешайте больному лишь короткие высказывания, реплики, вопросы: “Это так?”, “Что делать?”, “Не знаю, как…” — не больше.
Очень важно научить его слушать. Процесс разбивается на ряд последовательных этапов — понимание сначала общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом отдельных слов, звуков.
Ведь больному сенсорной афазией гораздо легче произнести тираду слов самому, чем выделить одно, нужное.
Прежде чем начать разговор, обязательно сообщите, о чем сейчас пойдет речь в беседе, в рассказе, который вы намереваетесь прочесть. Например, “о природе”, “о животных и растениях Севера”, “о школе”… Это поможет создать состояние ожидания, готовность слушать текст определенного содержания, необходимый эмоциональный настрой. Заранее подготовьте картинки: одна соответствует тексту, другая — близкая к нему, третья — нейтральная. Положите их перед больным, прочитайте текст медленно и выразительно и попросите найти нужную картинку. Еще раз прочтите текст и попросите сказать, о чем идет речь, посчитать количество предложений. Выделите одну какую-нибудь фразу. Пусть он найдет на картинке соответствующий ей фрагмент. То же самое проделайте с отдельным предложением, потом словом. Лист, цветок, самолет, река… — звучание каждого ему нужно соотнести с соответствующим элементом картинки. Сюжет, изображенный на ней, должен вызывать только положительные эмоции. Да и текст небольшой — 3-7 предложений из 3 — 5 слов. Проштудируйте так 7-10 текстов, которые резко отличаются по содержанию и лексике. И уже после такой общей работы — восстановления умения слушать и понимать начинайте учить различать звуки.
Нарежьте из старых журналов картинки с изображением различных предметов. Разложите их перед больным. Напишите на трех листах бумаги крупно по букве, например, Б, Л, Ц. Предложите ему распределить картинки в соответствии с начальной буквой изображенного предмета. Новое задание: к оптическому образу буквы присоедините ее звучание. Повторяйте: “Сложи картинки к букве Л” и т. д. Позже больной должен классифицировать картинки, ориентируясь только на звучание названных букв (листы с написанными буквами уберите). Отработав первые три звука, переходите к следующей паре или тройке.
У страдающих сенсорной афазией в известной степени сохранены навыки письма. Но записывать такой больной может лишь то, что сам произносит. Чтобы упорядочить этот процесс, предложите ему сначала складывать слова из разрезной азбуки. Можно сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию: “дом-том”, “дочка-точка”, “гора-кора”, “баба-папа”… Постепенно в процессе тренировки он начинает различать эти похожие по звучанию слова, понимать, какая подпись соответствует какому рисунку.
Полезно записать на бумаге и еще раз прочитать с ним слова, только что произнесенные. Так постепенно восстанавливается и навык чтения. А если параллельно больной еще и слышит запись этих слов на магнитофоне, эффект будет выше: он вслушивается в звучание произносимых им слов и исправляет ошибки.
Препараты
Восстановлению речи способствуют медикаментозные препараты. Они растормаживают не погибшие, но оказавшиеся как бы в недееспособном состоянии нервные элементы вокруг очага поражения.
Пробудить, образно говоря, от спячки речь и память помогает ноотропил. Его надо принимать долго (несколько месяцев) по 2,4 г (в первые недели после мозговой катастрофы гораздо больше — 3,6-4,8 г) три раза в день.
Если же лекарство возбуждает больного и его сон становится беспокойным, сдвиньте прием препарата на первую половину дня. Часть курса можно провести в виде внутримышечных инъекций ноотропила по 5 г ежедневно в течение 20-30 дней.
Эффективен, особенно при нарушении памяти и внимания, церебролизин. Его вводят по 5 мг ежедневно внутримышечно 20-30 дней.
Оба препарата — ноотропил и церебролизин — можно применять и одновременно. Их хорошо переносят больные.
Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их вашему подопечному все в обязательном порядке. Учитывайте его индивидуальные возможности.
Однако одно правило незыблемо. Не стоит думать, что, старательно проведя занятия, вы свободны и вольны заниматься своими делами. Если вы по-настоящему хотите помочь близкому человеку вернуться к нормальной жизни, с ним надо как можно больше разговаривать, рассказывать о семейных делах, событиях дня, вместе смотреть телепередачи, слушать радио, по возможности ходить в театр.
Не забывайте ни на минуту: главное, что помогает восстановлению речи и других нарушенных в результате инсульта функций, — добрая, благожелательная атмосфера в семье, не устранение, а привлечение больного к участию в обсуждении домашних дел, выполнению посильной для него работы. Терпения вам и здоровья!