Восстановить голос после инсульта – Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Содержание

Как можно восстановить речь после инсульта и какие методы применяются

Больной после инсульта нуждается в реабилитации

Человеку после инсульта необходимо все силы направить на восстановление своего здоровья независимо от причины болезни. После медикаментозного лечения реабилитация полностью зависит от степени тяжести инсульта и состояния больного.

Специалисты определяют какие участки мозга повредились и составляют индивидуальную программу реабилитации. Одним из самых распространенных постинсультных расстройств является нарушения речи. Обычно оно появляется вместе с дефектами физической двигательности.

Речевые расстройства могут быть разных видов и проявляются индивидуально. Поэтому для их восстановления подбирают специальные методики, которые применяются на практике сразу после разрешения лечащего врача.

Степень нарушения зависит от пораженной зоны мозга. Для пациента восстановление речи очень тяжелый процесс, поскольку теряется его адаптация в социальной среде, прежние привычки и коммуникативные навыки. Для того, чтобы вернуть нормальную способность говорить понадобится больше времени, чем на нормализацию физических способностей человека. Даже при ее сохранении после инсульта, возможны повреждения, которые требуют медикаментозного лечения и других методов их исправления.

Чтобы понять, как можно вернуть речь после инсульта, необходимо разобраться в видах ее нарушения. У человека, перенесшего инсульт, речевые нарушения могут быть следующие:

  1. Афазия. Человек теряет функции речи из-за поражения левого полушария мозга.
  2. Дизартрия. Нарушен речевой аппарат. Поражается произносительная постановка голоса, артикуляция, ритм и образование голоса.

Афазия подразделяется на следующие виды:

  1. При моторной афазии человек с трудом произносит некоторые звуки и буквы, но в целом окружающие его понимают. В случае тяжелой стадии поражения речи пациент не разговаривает, трудно произносит даже звуки, а ее восстановление невозможно.
  2. Во время сенсорной афазии нарушается понимание речи пациентом. Слух и голос сохраняются, но человек теряет понимание того, что он говорит. Речь теряет смысл и наполнена пустыми словами.
  3. Афазия смысловая характеризуется тем, что человек не понимает значение простых предметов. Например, он не знает, что из чашки можно пить воду, а ложкой есть еду.
  4. При тотальной афазии больной теряет способность говорить и произносить любые звуки.

Упражнения по восстановлению произношения лучше проводить одновременно с приемом лекарственных средств для кровообращения головного мозга. Вместе с логопедическими занятиями проводят массажные процедуры и физические упражнения. Важным моментом после инсульта является помощь и поддержка близких людей человека. Они должны стимулировать речь разговорами, чтением книг для пациента и совместным просмотром телевизора.

После инсульта у людей часто наблюдается дисфония. Это могут быть частичные нарушения голоса. Из-за изменений в коре головного мозга, возникают расстройства тембра, силы голоса. Дисфония характеризуется чувством комка в горле, боли и дискомфорта.

Методы лечения афазии

Для лечения афазии разработаны различные методы

В каждом виде афазии применяют разные методы ее лечения.

Восстановление речи с помощью логопедов. Если степень афазии не тяжелая, то логопедической упражнения совместно с медикаментозной терапией дают прекрасные результаты. Занятия проводят, чтобы привести в активность правое полушарие мозга. С помощью постоянных тренировок можно восстановить речь, но этот процесс очень длительный.

В более сложных случаях используют хирургический метод. С помощью операции улучшается кровоснабжение поврежденных участков головного мозга.

Физиотерапевтические методы с применением приборов, особенно эффективны при моторной афазии.

Рефлексотерапия с применением иглоукалывания, которое улучшает обмен веществ в организме и кровоснабжение мозга.

Чтобы пациент смог выговаривать слова, понадобится работа с навыками нижней челюсти. Нужны занятия с логопедом по восстановлению функции глотания, медикаментозная терапия и комплекс упражнений с языком. Например, поочередно расслаблять и напрягать высунутый язык, делать им круги и выполнять упражнения для губ и мышц челюсти.

Перед началом лечения надо знать, что этим должен заниматься только специальный доктор афазиолог или фониатр. Его методы работы отличаются от упражнений для развития речи у детей. Также терапию лучше проводить в течение первых месяцев после болезни, иначе процесс может усложниться. Заниматься стоит не реже 3 раз в неделю, а для лучшего результата их стоит проводить каждый день. Время на упражнения в начале не должно быть больше получаса, чтобы больной не переутомлялся. Лечение должно разделяться на работу с логопедом и на самостоятельные занятия.

Специальные упражнения

Суть занятий по возвращению речевых функций пациента заключается в повторении несложных звуков и слов. Повтор каждого осуществляется до 10 раз:

Максимально высунуть язык, при этом издавая шипение подобно змее. Вытягивать шею и задержаться в таком положении три секунды, затем отдохнуть и повторить снова.

Логопедами разработаны специальные упражнения

  1. Показывать все свои зубы. Можно упражнение делать без звука.
  2. Широко улыбаться, не показывая зубы.
  3. Подобно звуку цоканья копыт лошади, дотрагиваться зыком до неба.
  4. Пытаться дотянуться кончиком языка к носу, а затем к подбородку.
  5. Дотянуться до подбородка верхней губой.
  6. Сложить губы в колечко.
  7. Свернуть язык в трубочку и высунуть его.
  8. Чмокать губами, как при воздушном поцелуе.
  9. Сложить губы в виде рупора и попробовать потрубить ими.

Поочередность выполнения упражнений любая.

Вместе с логопедическими упражнениями пациента следует учить письму и чтению, потому что они способствуют развитию речи. Если правая рука сильно повреждена, то надо учиться писать левой.

Рекомендации

Упражнения для восстановления нужно делать не только в стационаре, но и дома

Занятия специалисты рекомендуют проводить дома. В домашней атмосфере человек сможет быстрее расслабиться и сосредоточено выполнять все задания логопеда. Близким не нужно присутствовать при выполнении упражнений, потому что это может отвлечь его внимание. Родственникам стоит всегда оказывать больному поддержку и хвалить его за малейшие результаты. Им не стоит разговаривать при нем о сложных моментах ухода за пациентом.

Первое занятие доктор начинает с детального осмотра больного. Чтобы выбрать комплекс упражнений, врачу необходимо определить реакцию человека после инсульта на тихий голос, шепот. Первые упражнения должны быть достаточно простые для человека, чтобы он смог их выполнить без больших усилий. Далее занятия усложняются. Лучше их проводить в форме беседы. Заниматься нужно регулярно, особенно в первые годы после нарушения мозгового кровообращения, тогда процесс выздоровления происходит быстрее и легче. Наибольший эффект как правило проявляется в первые 6 месяцев.

Если человек занимался пением до болезни, то хорошие результаты будут после использования этого навыка с помощью доктора. Тексты песен лучше петь знакомые и понятные больному. Также полезно приговаривать скороговорки, если пострадавшему это под силу.

Логопеды успешно используют метод рисования и карточки с нарисованными предметами, чтобы восстановить речь у людей с сенсорной афазией. Пациенту показывают изображенный предмет, а затем он пытается его повторить в своем рисунке.

Родственники должны понимать, что нарушения голоса не являются психическими расстройствами даже тогда, когда человек произносит слова без смысла. В большинстве случаев больной прекрасно понимает окружающих. Но даже если это не так, нельзя игнорировать человека. Во время беседы нельзя повышать голос, потому что нарушение речи не является глухотой. Люди после инсульта также чутко реагируют на разный шум, поэтому лучше устранить посторонние звуки при разговоре. Речь собеседника должна быть медленной, разборчивой, а голос спокойным.

Очень плохо на пациента влияет отсутствие общения с людьми. Близким нужно спрашивать мнение пострадавшего, заводить при нем беседы с его участием. Разговаривать с человеком нужно на равных и больше слушать его. Людям после инсульта очень тяжело высказаться и объяснить, что им нужно.

Как восстановить речь после инсульта должны знать все близкие люди больного человека. Важно, чтобы человек не чувствовал себя тяжелой обузой для родных. Только при наличии необходимых знаний, терпения и усилий можно максимально восстановить речь. С помощью положительного настроя можно добиться хороших результатов.
Возможно вам также будет полезна информация про имплантация зубов.

Восстановление речи после инсульта: все способы

Нарушение речи – одно из самых распространенных последствий ОНМК. Восстановить способность полноценно разговаривать можно с помощью нескольких методов, но подходить к вопросу следует с максимальной ответственностью, чтобы добиться результата в кратчайшие сроки. Для этого нужно знать не только способы лечения, но также особенности возникновения проблемы.

Афазия и особенности лечения

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии. Оно может нарушать функционирование многих составляющих организма, что полностью зависит от масштабов проблемы. Если инсульт обширный и затронул обе стороны мозга, то пострадавший может потерять память и способность ясно мыслить, а при отсутствии лечения его ждет летальный исход.

Виды

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков. При легких нарушениях прогноз очень положительный, а первые успехи восстановления проявляются уже спустя месяц занятий. Если проводить не все основные мероприятия для реабилитации, то существует риск навсегда остаться с различными дефектами речи, а также столкнуться с расстройством психики.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Логопед

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Также человек может столкнуться с афазией при защемлении нерва, ЧМТ, опухоли мозга, протезировании зубов и некоторых других заболеваниях.

Лечение

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

Медикаментозное лечение

В современной медицине нет специальных препаратов, которые помогали бы возвращаться речевой функции при лечении таблетками. Тем не менее врачи очень часто назначают больным препараты, направленные на улучшение кровотока. Они нормализуют работу всех нервных окончаний, что положительно сказывается на способности произносить слова. При правильном их употреблении проблемы начинают постепенно пропадать, а четкость и громкость голоса повышаются.

Таблетки

Дополнительно могут назначить лекарства для стимуляции работы мозга, которые также укрепляют память и повышают внимание. Все это приводит к значительному улучшению здоровья. Однако этого недостаточно, чтобы полностью вернуть речь человеку.

Наиболее популярные препараты:

  • «Семакс»;
  • «Церетон»;
  • «Цераксон»;
  • «Мексидол»;
  • «Нейромидин».

Указанные лекарственные средства могут заменяться аналогичными, а также дополняться другими препаратами. Необходимость их приема определяется лечащим врачом.

Народные методы

Для избавления от заторможенности речи и ее нормализации могут применяться народные средства. Наиболее эффективны отвары из шишек, ягод калины, можжевельника, чабреца, а также шалфея. Готовить их нужно путем заваривания в кипятке и настаивания в течение 20-30 минут. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях такими средствами должно быть осторожным, т.к. некоторые люди могут столкнуться с негативными последствиями, связанными с индивидуальной непереносимостью компонентов отвара.

Также допускается заваривание более сложных напитков. Они улучшают состояние больного и помогают в лечении утраты речевых функций. Эффективны следующие смеси:

  1. Листья подорожника, тысячелистника, зверобоя.
  2. Агримония, календула, плоды шиповника.
  3. Грецкий орех, ягоды земляники, листья очанки.

Перед приемом подобных напитков рекомендуется проконсультироваться с доктором, чтобы добиться максимального эффекта и избежать неприятных последствий.

Другие методы

Лечить афазию можно не только с помощью медикаментозных и народных средств. Хорошие результаты показывают также другие методы. Целесообразность их применения определяется индивидуально. Большинству пациентов назначают хотя бы один из них.

Популярные методы:

  • Лечебная физкультура. Помогает при параличе мышц, ответственных за речевые функции. В большинстве случаев ЛФК показывает высочайшую эффективность.
  • Физиотерапия. Массаж помогает расслабить мышечные ткани и улучшить кровоток, что важно после инсульта.
  • Иглоукалывание. Такой метод применяется при коррекции артикуляции и нормализации речи. Особенно эффективно при моторном типе афазии.
  • Функциональное биоуправление. Метод показывает хорошие результаты по улучшению речевых функций и заключается в визуальном контроле мышечных тканей, связанных с произношением слов.
  • Работа с психотерапевтом. Занятия со специалистом помогают быстро нормализовать состояние психики, что очень важно при восстановлении после инсульта, которое сопровождается афазией.
  • Хирургическое вмешательство. Операции для восстановления речи проводятся очень редко. Их целью является соединение речевого центра со здоровым участком мозга. Но речь у больного после этого остается невнятной и прерывистой, что делает способ менее популярным.

Особенно важны для лечения афазии специальные занятия с логопедом и выполнение домашних упражнений. Они позволяют восстановиться максимально быстро без каких-либо осложнений.

Современные медицинские технологии позволяют лечить афазию с помощью стволовых клеток. Такой метод применяется в ограниченном количестве продвинутых стран и показывает высокую эффективность.

Занятия с логопедом

Специальные уроки с логопедом после инсульта являются важнейшей составляющей лечения. Начать посещать специалиста нужно сразу после определения типа нарушений речи. Чем раньше больной начнет тренировать способность полноценно говорить, тем больше шансов добиться желаемого результата. Все занятия делятся на 2 этапа.

Упражнение

Первый этап

Занятия на первом этапе направлены на восстановление элементарных речевых функций. Он применим как для взрослых, так и для детей. Если пациент страдает от легкой афазии, то первый этап может проходить в укороченном виде. Он подразумевает применение следующих практических занятий:

  1. Разговор логопеда с пациентом, вынуждение восприятия информации. Для этого специалист говорит на различные темы, заставляя больного понять речь.
  2. Постановка вопросов, требующих развернутого ответа. Врач задает больному особый вопрос, в котором отсутствует возможность ответа только утвердительным или отрицательным жестом.
  3. Распознавание фотографий. Пациенту показывают фото с предметами или знакомыми людьми, а он должен назвать, что именно видит.
  4. Зачитывание букв или цифр. Больному показывают числовые или буквенные ряды, где элементы расположены без какого-либо упорядочивания. Его задача заключается в зачитывании того, что он видит.
  5. Письмо и чтение. При незначительных нарушениях речи больному предлагается писать фразы или предложения, а также читать заготовленные тексты вслух.

Если занятия приносят плохой результат, то они могут проводиться повторно в более упрощенной форме.

Второй этап

На втором этапе больному предлагается более сложный комплекс заданий. Очень важно исключить излишнюю нагрузку, т.к. она может снизить результативность занятий. Поэтому логопед должен внимательно следить за состоянием пациента и давать ему время для отдыха.

Упражнения:

  1. Восстановление связи между словами и образами. Для этого пациенту дают усложненные задания, подобные упражнениям из первого этапа. Также его просят составлять рассказы на основе связанных картинок, работать над интонацией, пересказывать тексты, а также самостоятельно читать и писать небольшие сочинения или письма.
  2. Распознавание речи. Больной должен классифицировать услышанные слова по определенным признакам, выполнять инструкции, выраженные сложными предложениями, импровизировать на любую тему, стремиться к эталонной речи.
  3. Коррекция артикуляции и произношения. Проработка шаблонных фраз, попытка максимально четкого произношения фраз, развитие интонации и навыка окрашивания речи, устная реализация всех мыслей.
  4. Восстановление основных способностей. Чтение книг или писем, анализ прочитанного, проработка узнавания букв с цифрами, написание больших сочинений с постепенным повышением сложности задач.

Для полного восстановления может потребоваться проведение большого количества занятий с логопедом. Если стал заметен прогресс, то прекращать уроки со специалистом нельзя, т.к. следует добиться максимального результата, а также закрепить его, чтобы речевые навыки не начали вновь ухудшаться.

Логопеды могут применять дополнительные упражнения, что позволит добиться еще больших результатов.

Самостоятельные занятия

Дополнительно каждый больной должен заниматься дома самостоятельно. Это поможет ускорить процесс реабилитации. Некоторые врачи выдают пациентам специальную методичку, где описаны все основные упражнения для домашней гимнастики, которые следует выполнять каждый день. Если ее не выдали, то это не означает, что нужно отказаться от домашней тренировки.

Тренировка

Одиночные занятия

Добиться успеха можно без помощи других людей. Достаточно выполнять следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Вытянуть губы трубочкой на 7 секунд.
  2. Стараться свернуть язык трубочкой, повторять многократно до сильной усталости.
  3. Открыв рот, высунуть язык, потянуться им максимально высоко на 5 секунд. Желательно вместе с этим вытягивать шею.
  4. Потянуться языком до носа, а потом до подбородка.
  5. С закрытым ртом постараться дотянуться языком до горла, делать максимально долго.
  6. Водить языком от одного края рта к другому. Делать это с разной скоростью.
  7. Выдвинуть нижнюю челюсть, захватив ею верхнюю губу, на 3 секунды. Повторить то же самое с верхней челюстью и нижней губой.
  8. Приоткрыть рот, соединив губы вместе, водить языком по верхнему ряду зубов, затем повторить с нижним, а также с губами.
  9. Улыбнуться, показав зубы, затем спрятать их губами, продолжая держать улыбку.
  10. Многократно чмокать, словно посылая воздушный поцелуй.
  11. Цокать языком, стараясь постепенно увеличить скорость до предела.
  12. Вытянув язык, долго шипеть.

Упражнения следует делать по 5-10 подходов, если не указано иное. Иногда количество повторений можно увеличивать на свое усмотрение, но не следует забывать о важности отдыха.

Совместные занятия

Дополнительно следует включить в список домашних упражнений специальные тренировки, предусматривающие помощь близких. Они также очень эффективны, поэтому отказываться от их выполнения не рекомендуется.

Что можно сделать с посторонней помощью:

  1. Помощник произносит фразу, обрывая ее на полуслове. Больной должен правильно завершить слово. Начинать следует с удаления одного слога, а потом усложнять задачу.
  2. Оба человека тихим голосом поют. Начинает помощник, ограничивая громкость голоса, затем больной присоединяется к пению.
  3. Больной зачитывает скороговорки своему помощнику. Постепенно их нужно обязательно усложнять, но начинать следует с максимально простых вариантов.

Также больной может самостоятельно читать книги или писать короткие сочинения, если его речевые навыки позволяют это сделать. Дополнительно следует выполнять домашние упражнения, которые посоветует логопед.

Если выполнение упражнений не приносит видимого результата, то стоит немного подождать. Иногда на восстановление может потребоваться очень много времени.

Сложности восстановления речи

После инсульта важно знать, как восстановить речь. Если заняться всеми необходимыми упражнениями в первые месяцы после нарушения кровообращения, то риски осложнений будут минимальными. Больному останется лишь регулярно тренироваться и следовать инструкциям лечащего врача. Тогда он сможет добиться полного восстановления речевой функции.

как быстрее это сделать + упражнения

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Речевые центры головного мозга
Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Советы и приемы логопеда

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Занятие с логопедом после инсульта
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Занятия с логопедом
Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Как восстановить голос после инсульта — Головные боли

Нарушение речи при инсульте любой этиологии требует от пациента значительных усилий для ее восстановления. Но как бы не старался сам больной, какие бы усилия не прилагали родные или специалисты-логопеды, все силы могут быть потрачены впустую, если не брать во внимание степень поражения мозговых клеток. Так же очень важна регулярная медикаментозная терапия после острого периода. Комплекс упражнений, направленный на восстановление речи после инсульта, необходимо начинать только после острого периода, когда исчезнет риск рецидива.

Некоторые источники утверждают обратное, но этим можно лишь навредить пациенту. В первую неделю после приступа, необходимо направить все силы лишь на поддержание жизненных сил. При ишемическом инсульте очень велик процент смертности, почти половина случаев имеет летальный исход. Восстанавливать способность разговора больному нужно начинать по приезду домой, наряду с иными методами реабилитации.

Содержание статьи:

Разновидности афазии

Афазия или потеря речи после инсульта, развивается в случае поражения речевых центров головного мозга. Чаще всего причиной афазии становятся сосудистые заболевания головного мозга – геморрагический и ишемический инсульт.

Потеря речи после перенесенного инсульта может быть различной степени:

  • Тотальная. Полная потеря речи. Часто сопутствует не восприятие реальности, нарушение в узнавании близких.
  • Сенсорная. Нарушается восприятие устной речи на родном языке.
  • Моторная. Нарушается воспроизведение речи пациентом, при сохранении понимания и реагирования на чужую речь.
  • Амнестическая. Теряется связь между окружающими предметами и описывающими их словами.
  • Семантическая. Теряется восприятие сложно построенных предложений, сравнений, синонимов. Воспринимаются только простые предложения.

Программа по восстановлению речи разрабатывается в индивидуальном порядке исходя из степени нарушения.

Восстановительные занятия в домашних условиях

Помощь в восстановлении речи больного может оказать специалист-логопед. Проводить занятия предпочтительнее в домашних условиях. Пациент дома не чувствует себя скованным и легче включится в процесс, не отвлекаясь на сторонние объекты.

Большую роль в реабилитации играет поддержка родственников. Очень важно не обсуждать его заболевание, помогать пациенту двигаться к новым достижениям, радоваться небольшим успехам.

Восстановительные занятия в домашних условияхПоддержка родственников больных после инсульта, играет главную роль в реабилитации

Любые занятия логопед начинает с разговора с пациентом, чтобы понять, насколько нарушена речь и ее восприятие. После этого разрабатывается индивидуальная программа упражнений. Для восстановления речи имеет большое значение возобновление способности к произношению звуков. Возможно, пациент психологически может произносить слова, но из-за длительного нарушения снабжения мимических и жевательных мышц нервами происходит их специфическое одеревенение.

В этом случае их необходимо заставить работать, выполняя несложные упражнения для мышц лица после инсульта:

  • Сворачивание губ в трубочку;
  • Оскаливание зубов;
  • Максимальное вытягивание языка вперед;
  • Легкое поочередное прикусывание зубами верхней и нижней губы;
  • Облизывание губ языком в обоих направлениях (слева-направо и наоборот).

На первом занятии больной не должен перенапрягаться. Выполняя только не сложные для него речевые упражнения, пациент приобретет уверенность в своих силах. И в дальнейшем будет сотрудничать с логопедом в достижении новых результатов.

По мере проведения занятий, добавляются более сложные упражнения. Хороший эффект даст не просто вопрос о названиях предметов, а полноценный диалог, побуждающий к размышлениям. Если у человека была тяга к пению, эту способность можно применить при реабилитации, что позволит быстрейшему восстановлению речи. Необходимо подбирать знакомый репертуар.

Комплекс упражнений для речи при инсульте не должны быть дольше получаса, так как пациенты быстро устают. И при переутомлении, физическом или моральном, можно потерять полученные результаты.

Восстановительные занятия в домашних условияхРечевая гимнастика после инсульта

Помощь в реабилитации

Членам семьи не нужно вмешиваться в процесс реабилитации без согласования со специалистом — логопедом. Зачастую, пытаясь ускорить получение результата, они настаивают на выполнении дополнительных логопедических упражнений. Чтобы не отвлекать пациента, во время занятий, присутствие родственников нежелательно. Люди, которые перенесли ишемический инсульт, зачастую становятся эмоционально неустойчивыми. Упражнения для восстановления речи выполнять им сложно, поэтому не нужно настаивать на выполнении.

Лучшая помощь логопеду от родственников пациента — выполнение его предписаний. Родным необходимо проверять своевременность приема лекарственных препаратов, корректно организовать распорядок выздоравливающего после обширного инсульта. Например, ограничить просмотр телепередач двумя часами. Иначе больной получит переутомление, что негативно скажется на его выздоровлении.

Восстановление речи после инсульта происходит не так быстро, как двигательных способностей. Этот процесс может занять несколько лет. Поэтому занятия следует продолжать довольно продолжительное время, даже если общее состояние человека уже удовлетворительное.

Добиться успеха можно лишь при большом желании выздоровления, даже если длительное время не видно явного результата. Со временем, все усилия будут вознаграждены.

Восстановительные занятия в домашних условияхДля каждого пациента, логопед разрабатывает индивидуальную программу для восстановления речи после инсульта

Рекомендации по поводу упражнений по восстановлению речи довольно четкие. Основной их уклон – подключение соседних нервных клеток, находящихся вблизи пораженного речевого центра, к исполнению утраченной ими функции. Для этого необходимы регулярные тренировки речевой функции и слуха.

Пациент после инсульта намного быстрее восстановит свою способность к разговору, если будет постоянно слышать обращенную к себе речь. Если в случае инсульта была полностью утрачена речевая способность, то для восстановления способности произносить слова необходимо начинать с произношения отдельных звуков и слогов. Слыша часть слова или фразы, человек должен их закончить. Со временем объем проговариваемых слов будет расти, вплоть до повторения небольших стихов и скороговорок. Так же необходимы регулярные прогулки, правильное питание.

Необходимо помнить один основной момент, что помочь пациенту в реабилитации после ишемического инсульта можно только совместными усилиями. Поэтому торопить события нельзя, а нужно запастись терпением и любовью.



Source: SostavKrovi.ru

Почитайте еще:

Восстановить голос после инсульта — Головные боли

Содержание:

Восстановление после инсульта, скорость и полнота реабилитации зависят от величины поражения головного мозга.
У одних больных после инсульта движение и речь полностью восстанавливаются в первые недели или месяцы, у других остаются затрудненными, а у третьих почти не восстанавливаются.
Наиболее быстро процесс восстановления утраченных функций в первый год после инсульта. Затем больной смиряется со своим положением, приспосабливается к имеющимся дефектам, прогресс в реабилитации останавливается

Больной после инсульта, как только позволит его состояние, должен начинать делать физические упражнения, чтобы восстановить подвижность парализованных конечностей как можно полнее и свести последствия к минимуму. А пока лежачий больной не в состоянии что-либо делать сам, с ним должны заниматься его близкие – делать пассивную гимнастику, массаж

Многие парализованные больные впадают в депрессию и безразлично относятся к своему состоянию, реабилитационной гимнастикой они заниматься не хотят, не пытаются восстановить речь после инсульта. Целыми днями лежат в постели без движения. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций.
Часто это происходит даже не из-за лени и депрессии, а из-за поражения определенных областей мозга. Таких больных надо правильно стимулировать, чтобы быстрее преодолеть последствия инсульта головного мозга.

Ниже приведены истории больных, перенесших инсульт, которые смогли восстановить себя в домашних условиях, в том числе и после обширных инсультов, когда врачи прогнозировали полную неподвижность до конца жизни. Истории восстановления людей взяты из газеты «Вестник ЗОЖ» из рубрики «Жизнь после инсульта».

Содержание статьи:

Восстановление движений после инсульта в домашних условиях.

Мужчины перенес обширный инсульт, пострадала большая часть мозга, оказалась парализована половина тела, были утрачены зрение и речь. Жене сказали, что надежды мало, и если он не умрет в ближайшую неделю, будет парализован на всю жизнь. Но целеустремленность, настойчивость, сила воли и вера в себя помогли ему встать на ноги и обслуживать себя самому, хоть многие последствия инсульта остались до сих пор.

Считается, что оставшаяся часть неповреждённого мозга может взять на себя функции поврежденной части и передавать импульсы парализованным частям тела. Но это возможно с помощью тренировок и веры в улучшение своего состояния
Для мужчины было очень сложно научиться глотать, есть пищу, контролировать мочевой пузырь, но он решил не сдаваться, а ежечасно бороться за своё здоровье. Главное не привыкать к тому состоянию, в котором находишься, а ежедневно двигаться вперед.
Та часть мозга, которая управляет речью и пониманием языка, восстановилась после выполнения специальных упражнений, которые посоветовали в больнице. Он выполнял эти упражнения 1 год после инсульта каждый день, и затем еще на протяжении пяти лет в тех случаях, когда лицо начинало перекашивать.

После того, как он научился сидеть на том месте, которое не чувствовал, больной стал думать о том, как бы научится стоять и перемещаться. Но на это не хватало сил – пищу он глотал с трудом, поэтому ел мало. Большую часть дня он проводил, сидя в коляске, научился одной здоровой рукой привязывать себя к ней, а здоровой ногой, отталкиваясь от пола, передвигать коляску. Жизнь сразу стала интереснее.
Затем научился самостоятельно одеваться и раздеваться.
Хоть и через пять лет рука и нога остались парализованы, мужчина научился ходить с помощью палки, спускаться по лестнице с помощью перил спиной вперед.
Перед тем, как парализованный больной после инсульта собирается встать на ноги, ему нужно фиксировать, в каком положении находится нога, иначе можно упасть – парализованная нога во время подъема со стула, кровати не способна удержать вес тела и как бы подгибается. Необходимо время, чтобы научиться опираться на парализованную ногу и удерживать баланс тела.
Очень полезно растягивать парализованную руку и каждый палец на ней по нескольку раз в день, но нужно соблюдать осторожность, чтобы не нарушить суставы из-за отсутствия чувствительности в руке. Если давление в норме, то полезно следующее упражнение: держась здоровой рукой за неподвижную опору, стараться делать приседания, начиная от трех раз, довести до 10 (по 2-3 раза в день)
Восстановление после инсульта в домашних условиях продолжается уже 4 года. Итоги: парализованный мужчина сам ходит, в коляску садится, только если чувствует, что устал или теряет баланс, сам раздевается и одевается, включая обувь, готовит еду, старается из-за всех сил стать независимым (ЗОЖ 2003, №10, стр. 14-15, 2003, №21, с. 24)

Полное восстановление после инсульта – от лежачей больной к утренней пробежке.
Женщина после сильного стресса слегла с инсультом, хотя всегда вела здоровый образ жизни. Долго лежала в депрессии, думала, что жизнь кончилась. Но однажды, прочитав «ЗОЖ», подумала, что очень многие люди борются со своей болезнью еще в более тяжелых условиях, чем она. После этих мыслей с огромным усилием скатилась с дивана, и чтоб дать себе физическую нагрузку стала переваливаться с боку на бок. Затем пришли медики, которые навещали ее ежедневно, и помогли вернуться на диван.
Это было начало, потихоньку бывшая лежачая больная начала ползать на правом боку, ходить с костылями. Это продолжалось полгода, пока её не перевезли жить в деревенский дом. Там она ползала по траве и радовалась, что может сама перемещаться, хоть и координация движений была нарушена. Все эти усилия по реабилитации не прошли впустую. Сейчас ей 63 года, встает она рано утром, делает зарядку, и бегает каждое утро по лесным тропам. Сама пилит и колет дрова для печи, летом работает в огороде. Последствия инсульта головного мозга полностью исчезли. (ЗОЖ 2003, №9, стр. 8, )

Домашнее восстановление после инсульта с помощью тренажера Фролова.

Мужчина перенес инсульт головного мозга. После этого принимал много лекарств, но состояние оставалось очень плачевным.
Помог случай – была медицинская выставка, и один врач посоветовал приобрести ему тренажер Фролова ТДИ-1 для восстановления после инсульта. Здесь же проводились двухмесячные курсы по использованию этого тренажера. Больной прошел курсы, освоил эндогенное дыхание на тренажере. Начал с 5 минут. Занятия давались ему очень тяжело, пришлось мобилизовать всю силу воли и энергию, чтобы их не забросить.
В итоге мужчина занимался на тренажере в домашних условиях не менее двух часов в день. Добился ощутимых успехов – стал обходиться без лекарств, давление упало с 230/150 до 130-140/90. Чувствует себя хорошо, пропали шумы в голове, почти все последствия инсульта головного мозга исчезли — постепенно восстанавливаются парализованные рука и нога. (ЗОЖ 2003, №22, стр. 19)

Восстановление речи после инсульта.

Пример №1. Восстановление речи с помощью стихов.
Женщина в 53 года перенесла инсульт, хоть гипертоником никогда не считалась, давление всегда было 120/80. Однако в день инсульта, когда врач «скорой» померил давление, оно оказалось 240/70.
Три месяца она пролежала дома без движения. Парализовало правую сторону. Рука и нога висели, как плети, речь после инсульта нарушилась. Больная совсем пала духом, но медсестра ее убедила, что можно преодолеть последствия инсульта головного мозга. Тогда женщина стала бороться за здоровье: левой рукой массировала правую сторону, читала вслух, чтобы восстановить речь, делала зарядку. Когда правая нога начала действовать, стала подолгу ходить по комнате. Рука тоже не поднималась выше пояса, тогда она стала чернить левой рукой на стене метки и пыталась дотянуться до них правой рукой. Постепенно руки и ноги стали действовать нормально. В этом помогли ежедневные физические упражнения. С тех пор прошло 12 лет, из последствий инсульта остался только шум в голове. (ЗОЖ 2000, №11, стр.7)

Пример №2. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях – чтение вслух.
Мужчина в 54 года попал с правосторонним инсультом в больницу. Врачи сочли его безнадежным, никакого лечения проводить не стали. Через несколько часов после инсульта очнулся в обычной палате, а не в реанимации. Жена уговорила врачей, не списывать больного со счетов, а бороться за его жизнь. В итоге жизнь удалось спасти, но сроку жизни при выписке назначали 3-4 года.
Реабилитация после инсульта в домашних условиях шла очень медленно, больному пришлось заново учиться ходить, говорить, читать – смысл прочитанного постоянно ускользал, только через полгода вернулась способность к логическому мышлению. Логопед рекомендовал для восстановления речи читать газеты вслух, а трудные слова проговаривать по нескольку раз. Но это было довольно скучно. В то время все зачитывались романами Валентина Пикуля. И больной начал читать первый том вслух, слушательницей была жена. Слова произносил старательно, добиваясь правильного произношения. Читал подолгу, т. к. роман захватывал. После первого тома речь стала намного внятнее, почти все слова удавалась произносить правильно. После второго тома вернулся прежний голос и его окраска, мужчина заговорил, как раньше, до болезни.
Правую руку восстановить так и не удалось, начал писать левой рукой. Сначала получались каракули, после двух лет тренировок подчерк полностью восстановился, и стал похож на почерк правой руки, вот только скорость письма упала.
Восстановление после инсульта проходило не так гладко, как может показаться из этого описания. Эти маленькие победы происходили на фоне болей, в том числе от гипертонии, стенокардии, спазмов в руке и ноге, переживаний по поводу своей ненужности.
Больному, который раньше занимался умственной работой, не хотелось оставлять свой мозг без нагрузки, поэтому он на печатной машинке стал писать повесть — воспоминания о своем друге поэте-фронтовике, которую затем начала публиковать местная газета, читать книги философов. После инсульта прошло почти 20 лет, а смертный приговор так и не состоялся. (ЗОЖ 2001, №15, стр.15)

Восстановление речи после инсульта – упражнения и советы врача.

Женщина в 56 лет перенесла 2 инсульта, после первого у нее парализовало правую сторону, после второго – пропала речь. В газету обратилась дочь, с вопросом как восстановить речь после инсульта в домашних условиях.
Отвечает руководитель неврологического отделения Научного центра неврологии РАМН, профессор, доктор МН А. С. Кадыков.
Восстановление речи и движений после инсульта не всегда происходит одновременно, речь возвращается медленнее.
Даже при самых тяжелых речевых нарушениях интеллект, как правило, не страдает. Поэтому не относитесь к больному после инсульта, как к неразумному ребенку. Самое главное – больше общайтесь с больным, не должно быть речевой изоляции. Сначала надо говорить, называя предметы в именительном падеже «Холодильник, тарелка, сыр», что означает достань из холодильника тарелку с сыром. В дальнейшем речевые занятия усложняйте.
Побуждайте больного к собственным высказываниям, чаще обращайтесь с вопросами. Проявляйте терпение, не торопите больного с ответом. Старайтесь, чтобы каждое слово было произнесено медленно и четко. Речевые занятия прекращайте, когда увидите, что больной устал, не вызывайте раздражения, заставляя отработать положенное время.
При хорошем самочувствии занятия по восстановлению речи в домашних условиях могут длиться 30-60 минут. Проводить их 1-3 раза в день, можно делать и более короткие занятия, но увеличить их число до 5-6 раз.
Чтобы занятия по восстановлению речи у парализованного больного были более эффективны, надо получить предварительную консультацию у логопеда. (ЗОЖ 2010 г, №13, стр. 25)

Народное средство для восстановления речи после инсульта.
Это народное средство помогает восстановить речь после инсульта в домашних условиях.
Смешать полстакана мёда и полстакана лукового сока. Смесь хранить в холодильнике. Настаивать состав не требуется, чем он свежее, тем лучше.
Принимать смесь по 1 ст. л. три раза в день за 20 минут до еды. Когда порция закончится, сделать новую. Курс лечения – 1 неделя. Затем сделать перерыв 7 дней, после чего провести повторный курс – копию первого. (ЗОЖ 2004 г, №7, стр. 21)

Восстановление речи с помощью редьки
Это доступное и проверенное народное средство для восстановления речи после инсульта. Положите натертую или тонко нарезанную редьку под язык и на язык. Держать во рту. Больной должен ощутить холодное жжение и покалывание. Если ЖКТ больной, то скопившуюся слюну надо выплевывать. Процедуру делать 3-4 раза в день. (ЗОЖ, стр. 38, 2012 г., №6)

По рецепту Авиценны
У женщины 8 лет назад случился инсульт. Была парализована правая сторона, нарушена речь. «Скорая» в больницу больную не взяла, назначили лечение на дому.
Когда на другой день пришла медсестра ставить укол, больная мимикой попросила ее взять кровь из вены, т. к. читала у Авиценны, что при инсульте помогает кровопускание. Медсестра долго не соглашалась, но потом все-таки взяла кровь. В этот же день у больной восстановилась речь.
На другой день, увидев улучшения, медсестра кровь снова взяла – 5 мл. Отошла нога. На третий день после взятия крови больная после инсульта полностью восстановилась. Теперь никто не верит, что инсульт у нее был. (ЗОЖ 2011 г, №4, стр. 40)

Этапы востановления после инсульта в домашних условиях.

Женщина в сентябре 2002 года перенесла инсульт, правая сторона осталась парализована. В больнице, куда она попала, врачи заразили её оптимизмом, обещали, что к Новому году она побежит. Прошло более года. Пока не побежала, но дух оптимизма хранит, последствия инсульта головного мозга потихоньку отступают.
Прошедший год после инсульта можно разделить на пять этапов реабилитации.

1-й этап (октябрь-декабрь 2002 года) Больная умеет только лежать и много плакать. В октябре провели 10 процедур массажа. В ноябре – 30 уколов (церебролизин, пирацетам). В декабре – начала заниматься лечебной гимнастикой с тренером. Научилась сидеть в подушках, после этого смогла смотреть телевизор, читать, разгадывать кроссворды.
2-й этап (январь – март 2003) В январе по утрам начало подниматься давление, прошла курс уколов. В феврале прошла курс массажа, продолжала заниматься с тренером лечебной гимнастикой.
В феврале научилась сама садиться в постели с помощью веревки, прикрепленной к ножкам дивана, на котором лежит. Сидя, научилась гладить, шить. Т. к. она левша от рождения, а парализована правая рука, эта работа получалась у нее хорошо.
3-й этап (апрель – июль) С апреля начала учиться ходить, в левой руке костыль, по обеим сторона – дочка и внучка. Дочка поддерживала с правой парализованной стороны, внучка и костыль с левой. Больная доходила от дивана до окошка – 10 шагов, и обратно. Это считалось – 1 раз. С каждым занятием количество раз увеличивали. Появилась надежда, что ходить научится. К тому времени прошло уже полгода после инсульта

4-й этап восстановления после инсульта в домашних условиях (август). В августе женщину перевезли на дачу, там ей очень понравилось – свежие фрукты, воздух. Двигаться она стала больше. И ходить получалось лучше – с одной стороны был теперь только костыль, а справа по прежнему дочка или внучка.

5-й этап реабилитации (сентябрь – ноябрь, прошел год после инсульта) В сентябре стали выводить женщину гулять на улицу, сама же больная научилась работать сидя и помогать заготавливать урожай с дачи – чистила овощи для консервации, мяла виноград для вина. Правая рука не работала, ею она только придавливала овощи.
10 ноября стала ходить по дому только с палочкой, без поддержки родных: с диванчика перебирается на стул, потом на другой стул, который стоит рядом со столом. Держась за стол, встает на ноги, и, опираясь на костыль, идет по квартире до входной двери и обратно. Это 15 метров. Сначала делала по 2-3 рейса в день, к концу ноября уже по 40 рейсов. На ходьбу уходило не менее 2-х часов в день.
В конце ноября проделала курс уколов и массажа.
(ЗОЖ 2004 г, №2, стр. 11)

Восстановиться после инсульта помогли массаж, банки и ходьба
Мужчину в 57 лет настиг инсульт головного мозга. До этого события он и не думал о здоровом образе жизни, старался есть повкуснее, а двигаться поменьше. Болезнь заставила пересмотреть его свое отношение к жизни. В итоге, спустя год после инсульта, он сбросил 28 кг лишнего веса, давление 115/70, биохимия крови в норме.
В своем письме он рассказывает об этапах реабилитации после инсульта головного мозга.
Сразу после перевода из реанимации в обычную палату жена больного решила не ограничиваться назначенным лечением, а заняться реабилитацией самостоятельно. Ведь первые часы и дни после инсульты наиболее важны для максимального восстановления утраченных функций.
Прочитав, что шейный остеохондроз вносит в свой вклад в нарушение мозгового кровообращения, большое внимание уделили массажу после инсульта. Пока больной еще не мог сидеть, жена массировала ему мочки ушей, подколенные ямки, стопы, позвоночник. Массаж проводила, как пальцами, так и массажными мячиками 2-3 раза в день.
Через две недели «отошла» левая нога, через месяц после инсульта – рука, через полтора месяца больной научился внятно говорить отдельные слова.
Как только парализованному больному после инсульта разрешили сидеть, жена начала делать ему массаж воротниковой зоны, сначала осторожно, потом все более интенсивно. Обычный массаж она чередовала с медовым, а через месяц присоединила и банки, которые ставила вдоль позвоночника в 2 ряда.
Через 2 месяца после инсульта больного перевезли в санаторий, где назначили физиопроцедуры, массаж, прогулки. Сначала мужчина мог пройти 300 м за день, через месяц ходил уже по 3 км. Все это делал через «не могу», жертвуя сном, телевизором и другими санаторными соблазнами.
В питании отдавал предпочтение овощным и фруктовым блюдам, избегая есть жирное, сладкое, соль и яйца.
Анализ крови все еще показывал высокий уровень холестерина, тогда за разработку стратегии питания взялись более основательно, исключив все вредные продукты.
После санатория мужчина все так же соблюдал диету и помногу ходил – по 1 часу утром и вечером в любую погоду. Ходил сначала неторопливо, потом все быстрее, потом стал временами переходить на трусцу. Нагрузки регулировал по частоте пульса, повышал и снижал их медленно – после энергичной прогулки не плюхался на диван, а принимал контрастный душ, затем делал упражнения на расслабление.
(ЗОЖ 2004 г, №7, стр. 16)

Восстановление после геморрагического инсульта.

У мужчины произошел геморрагический инсульт. После этого он 2 года пролежал без движения парализованный. Жена и близкие за ним ухаживали. Лежал бы так и дальше, если б не пришел в гости армейский товарищ, и не пристыдил: «Как можно лежать и держать вокруг себя «обслуживающий персонал»? Если правая сторона не парализована, то надо работать над собой». Товарищ привязал ремни к ножкам дивана, на котором лежал больной, и потребовал, чтоб тот пытался поднимать тело и садиться.
Вначале было очень тяжело. Голова болела, кружилась, но больной продолжал постоянно заниматься: то поднимался, то правой рукой разрабатывал левую ногу и руку, ради этого даже перестал спать днем. Из «бревна» начал превращаться в человека. Наконец, стал самостоятельно переворачиваться с бока на бок, садиться. Затем научился спускать ноги с дивана на пол. Сидел поначалу 5-10 секунд, постепенно увеличивал это время.
Затем начал с помощью жены, а потом и кресла, становиться на пол. Стоял 2-3 секунды и садился. Через год после начала тренировок начал ходить по квартире самостоятельно.
Тот же товарищ принес книгу Поля Брэгга «Чудо голодания». Мужчина в течение двух лет голодал по 24 часа в неделю, затем перешел на 36-часовое голодание, а еще раз в месяц голодал по 3-4 дня.
Результат такой реабилитации после инсульта (прошло 5 лет, из них 3 года упражнений и голодания):
1. ясность в голове,
2. давление с 160/120-130 снизилось до 140/100,
3. таблетки больше не нужны.
4. все суставы вращаются свободно, хотя левая сторона по-прежнему «мертвая». Но мужчина научился ею управлять.
Победить последствия инсульта головного мозга самому можно. Для этого нужно включить свою силу воли и упорство, предстоит трудоемкая работа. Возьмитесь за себя. Если вы сами этого не сделаете, никакие лекари вам не помогут. Только самостоятельные ежедневные занятия дают положительный результат.
(ЗОЖ 2006 г, №1, стр. 18)

Реабилитация после инсульта в домашних условиях.

Каждый день как на старте.
Трехкратная чемпионка мира по скоростному бегу на коньках Мария Исакова в 80 лет перенесла инсульт. Левая сторона оказалась парализована. Но бывшая чемпионка сказала себе «Я должна встать во что бы то ни стало».
В первые же дни после инсульта больная, преодолевая головокружение, слабость и предостережения врачей, стала садиться в постели. В постели старалась двигаться, как могла: поднимала здоровые руку и ногу, затем здоровой рукой поднимала больную. Когда в больницу приехала ухаживать за ней дочь, заставляла ставить 2 стула рядом, и, опираясь на них, пыталась делать зарядку, которую до инсульта делала каждое утро. Получалось, конечно, подобие на то, что было раньше, но больная заставляла себя не отступать: поворачивалась, наклонялась, заставляла себя слегка поднимать колен, изображая ходьбу, пыталась даже приседать. Врачи удивлялись ее упорству.
Спустя некоторое время окрепла, смогла ходить с палочкой и поддержкой дочери.
Когда вернулась из больницы домой, тоже не позволяла себе расслабиться. Реабилитация после инсульта продолжалась в домашних условиях. Каждое утро заставляет себя вставать с постели, делает зарядку, т. к. не хочет менять привычный образ жизни, затем умывается, готовит себе кофе. Все получается очень медленно. Потом садится за вязание крючком, к которому пристрастилась после больницы, до этого никогда не вязала.
Вывязывает 20 петель, затем заставляет ходить себя по квартире, как устанет, снова садится вязать. После инсульта прошло 7 лет, вся квартира теперь украшена вязаными ковриками, салфетками, накидками, и родственникам их дарит.
Очень важно иметь дело больному человеку, быть кому-то нужным и от сделанного получать удовольствие. Видеть результат дела – это как лекарство.
(ЗОЖ 2005 г, №24, стр. 16-17)

Как восстановиться после инсульта головного мозга.

Пишет женщина, перенесшая инсульт. На своем примере она показала, что восстановиться после инсульта возможно, и все зависит от желания самого больного. Выход из болезни ей видится в поисках радости, хоть маленькой, но радости. Радость для нее – достигать поставленную цель.
Сразу после инсульта она перенесла жуткий период отчаяния, когда все мысли были только о болезни. Преодолеть это состояние ей помог такой случай. Когда она сидела на стульчике у подъезда, к ней подошла знакомая женщина, узнав, что приключилось, знакомая сказала, что это болезнь коварная, и теперь все будет зависеть от самой больной, кто из них победит. Эти слова запали в душу, больной очень захотелось восстановиться и вернуться к прежней жизни, когда она ездила на дачу, каталась на лыжах. Понял, что если просто ждать, когда все само пройдет, лежать и жалеть себя – то это путь в тупик. Надо бороться и побеждать свою болезнь.
До этого разговора она могла ходить только по комнате, после разговора стала расхаживаться, прибавляя шаги, радуясь, что число шагов увеличивается. Делала зарядку лежа, по 30 минут, потом снова ходьба, день проходил в работе над собой. Появился азарт, вернулся интерес к жизни. Новые победы приносят новые радости.
Чтобы восстановить память после инсульта перед сном старалась пересказать тексты, прочитанные днем. На прогулку брала с собой текст басен и учила их.
Бывают и обострения, и плохое настроение, но женина не дает им разгуляться, сразу мысленно переключается на что-то приятное, чтобы отвлечься. (ЗОЖ 2010 г, №18, стр. 9-10)

Напиток для восстановления после инсульта.
Женщине 81 год. Она перенесла уже 3 инсульта. Преодолевать его последствия, особенно головокружения, помогает ей настой трав, рецепт которого посоветовала врач-невропатолог.
1 ст. л. плодов шиповника, 1 ст. л. плодов боярышника. 1 ст. л. пустырника залить в термосе 1 литром кипятка. Пить по 1 стакану 3 раза в день. Курс лечения 3 месяца. (ЗОЖ 2004 г, №10, стр. 26)

Как удалось преодолеть последствия инсульта головного мозга с помощью яиц.
У мужчины в 78 лет случился инсульт. Дочь прочитала о целительной силе яиц, о том, что свежие деревенские яйца помогают восстановить человека после инсульта, и отправила своего больного отца в деревню к сестре. Там он съедал по 2 яйца утром и вечером. Через месяц после лечения ожил – начал ходить, восстановилась речь и память. Все соседи были поражены, никто не думал, что он сможет встать с постели.
Мужчина прожил все лето в деревне, прибавил в весе и сейчас чувствует себя хорошо. (ЗОЖ 2002, №23, стр. 19)

Восстановление после инсульта в домашних условиях пожилому человеку.

Пожилой мужчина в 68 лет перенес инсульт. 16 часов пролежал в бане без сознания, т. к. жил один. Левая сторона была полностью парализована. С первых же дней было огромное желание полностью восстановиться. Прошло 4 года после инсульта, пока не до конца удалось восстановиться, но целеустремленность не проходит.
Больной встает в 6 утра, делает зарядку в постели, потом 100-150 приседаний, 50-70 отжиманий от турничка. Разрабатывая левую руку, 30 раз поднимает кирпич, 20 раз отжимает от себя и притягивает.
На завтрак ест запаренные кипятком овсяные хлопья, добавив в них курагу, чернослив, изюм, свежие или мороженые ягоды, грецкие орехи, натертую морковь.
Для профилактики повторного инсульта пьет смесь из лимонов, чеснока и меда 3 раза в день.
На ужин съедает 3 ст. л. гречневой крупы, размоченной в кефире с добавлением меда. Через час после ужина — стакан кефира (ЗОЖ 2010 г, №6, стр. 9)

Головные боли после инсульта — советы врача.

Женщина перенесла 2 года назад инсульт, обратилась в газету с жалобой, что после инсульта не проходят головные боли, головокружение, чувство страха.
Ей отвечает руководитель неврологического отделения Научного центра неврологии РАМН, профессор, доктор МН А. С. Кадыков.
Головные боли могли быть и до инсульта. Сам по себе инсульт ведет к головным болям очень редко. Поэтому, если они появились недавно, надо выяснить причину их возникновения. Бывает, что головные боли после инсульта появляются при слишком большой интенсивности восстановительных занятий.
Когда болит голова, воспользуйтесь народными средствами – приложите к ступням горчичник, или приготовьте настой из смеси трав: душица, мята, зверобой в равных пропорциях. 1 ст. л. сбора на 1 стакан кипятка – выпить в 3 приема в течение дня. Курс лечения – 2-3 недели. Это средство хорошо помогает при головных болях неврологического характера.
Головокружение после инсульта может быть пи вегето-сосудистой дистонии.
Чувство страха снимут реланиум, седуксен, но сначала попробуйте растительные народные средства — настойки или настои пустырника, валерианы. (ЗОЖ 2010 г, №4, стр. 28, )



Source: Narodn-Sredstva.ru

Почитайте еще:

Восстановление речи после инсульта — упражнения

как восстановить речь после инсульта - фото

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к изменению или полному отсутствию некоторых важных функций работы тела, и проявляется тяжелыми последствиями системного характера. Инсульт чаще поражает пожилых людей (хотя существуют и пострадавшие молодого возраста). Поэтому после достижения 50 лет врачи рекомендуют проводить профилактику развития инсульта.

Почему нарушается речь после инсульта

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока. Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей. Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания. Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Нарушение речевой функции

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.

Способы лечения афазии

Лечение является очень важным этапом в процессе постинсультного восстановления больного. Вовремя начатая терапия часто помогает сохранить не только определенный вид функциональной активности и работы отдельных систем человеческого организма, но и саму жизнь пациента.

Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.

На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы. При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.

Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).

Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность. Поэтому хирургическое лечение афазий и других последствий такого рода хотя и является довольно действенным методом, применяется относительно реже и только после письменного согласия пациента (или его родственников в случае отсутствия сознания у последнего).

Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.

Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей. Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом. Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.

Восстановление речи после инсульта

Для преодоления постинсультных последствий в виде нарушения понимания и произнесения слов используют комплексную терапию. К ней относится фармакологическое воздействие, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и другими специалистами такого профиля. При этом восстановление речи после инсульта ускоряется при такой комплексности.

Однако прогноз по устранению таких патологий очень индивидуален. Он зависит от степени поражения организма, интенсивности и качества терапии, направленной на восстановление утраченной активности, а также регенерационных возможностей самого организма.

Большую роль на этапе восстановления утраченных функций имеет психологическая поддержка больного. Родные и близкие, которые принимают непосредственное участие в такой реабилитации, должны поддерживать моральный дух своего родственника. Психологическая помощь для больного в такой период является очень важной, поэтому рекомендуется окружить его любовью и поддержкой.

Стоит помнить, что двигательные функции и активность органов целенаправленного воздействия восстанавливается гораздо быстрее. Паралич руки и ноги при применении хорошей терапии можно вылечить в течение года. Для полного восстановления утраченных речевых функций обычно требуется гораздо больше времени. Поэтому в таких случаях нужно запастись терпением.

Логопедические приемы различных уровней сложности и интенсивности применяют в пределах лечебного учреждения, а также при работе врача с больным дома. В таких ситуациях медицинский работник подбирает специализированный комплекс упражнений индивидуально для каждого больного для восстановления утраченных функций и ускорения выздоровления.

На начальных этапах рекомендуют проводить небольшие нагрузки на пораженный организм. К примеру, упражнение, в котором нужно закончить слово или букву. К примеру, логопед произносит «замечательная сегодня пого …», а пациент отвечает «да».

Существует большое количество логопедических приемов и средств воздействия для восстановления потерянных речевых функций человека, перенесшего инсульт. Они подбираются и корректируются врачом индивидуально для каждого больного, чтобы достичь большего терапевтического эффекта.

Практикуется использование помощи логопеда на поздних стадиях заболевания. То есть, к занятиям приступают не сразу после возникновения осложнений, а некоторое время после. Такое лечение хотя и имеет определенную положительную динамику улучшения утраченных функций, приносит заметно меньше пользы по сравнению с логопедическими занятиями, которые начинают проводиться сразу после удара.a

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях тоже приносит позитивный результат. Для этого существует целый комплекс упражнений, которые больной может самостоятельно выполнять дома без посторонней помощи. Это, например, вытягивание губ трубочкой и их облизывание, высовывание языка, приоткрывание рта и тому подобное. Такие упражнения способствуют восстановлению моторики органов, с помощью которых образуется речь.

Советы родственникам больного с нарушениями речи

Как мы уже упоминали, большое значение при проведении восстановительной терапии имеет психологическая помощь родственников. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
  • нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
  • общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
  • ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности

Соблюдение этих простых правил поможет установлению благоприятного микроклимата для больного. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению выздоровления и восстановлению утраченных функций.

Прогноз

При поражении участков головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, прогноз может быть очень разным. Он будет зависеть от нескольких факторов. В первую очередь, от степени поражения, то есть, интенсивности развития патологического процесса и его последствий. Важную роль также играет оказания первой неотложной помощи. Важно, чтобы это было быстро и квалифицированно.

При обеспечении восстановительной терапии в постинсультном периоде важное значение имеет качество проведения лечения. При условии соблюдения всех рекомендаций реабилитация будет проходить относительно быстро. Поэтому при комбинированном использовании медикаментов, физиотерапии, работы с логопедом и помощи родственников результат не заставит себя долго ждать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *