В школе здоровья: 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы. – Темы школы здоровья | Здоровье Сердца

план занятий, роль медицинской сестры

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Содержание статьи

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа
    предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Методика работы в школах здоровья для лиц с факторами риска.

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Актуальность проблемы.

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.

Цели Школ Здоровья:

  1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

  2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

  3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

  4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

  1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

  2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

  3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

  4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

  5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

  6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

  7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

  8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Общие положения:

  1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

  2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

  3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

  4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

  • ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

  • инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

  • статистические формы регистрации и учета;

  • план и график работы;

  • закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

Критерии эффективности Школ Здоровья:

I. Ближайшие:

  1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

  2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

II. Отдаленные:

  1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

  2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

  • временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;

  • стойкой утраты трудоспособности по

какие занятия проведут в поликлиниках / Новости города / Сайт Москвы

В городских поликлиниках и больницах проведут мероприятия, посвященные профилактике болезней и уходу за организмом. Москвичи смогут пройти обследование, послушать лекции и проконсультироваться со специалистами.

Понедельник, 21 октября

Место: детская городская поликлиника № 110, филиал № 3

Адрес: улица Яблочкова, дом 33

Время: 11:00

Телефон: +7 (499) 530-57-07

В поликлинике № 110 прочтут лекцию для молодых родителей. Врач расскажет о преимуществах естественного вскармливания и его важности для формирования иммунитета ребенка, даст советы по сцеживанию и хранению грудного молока, а также профилактике гипогалактии — снижения выработки молока у кормящих матерей.

Место: городская поликлиника № 23

Адрес: улица Авиаконструктора Миля, дом 6, корпус 1

Время: 18:00

Телефон: +7 (495) 539-30-00

В школе здоровья поликлиники № 23 состоится занятие для тех, кто хочет бросить курить. Врачи объяснят, как бороться с этой вредной привычкой, и дадут персональные советы всем желающим.

Вторник, 22 октября

Место: городская поликлиника № 62, филиал № 1

Адрес: Чапаевский переулок, дом 4

Время: 15:00

Телефон: +7 (499) 157-23-23

Школа профилактики инфаркта миокарда организует семинар для пациентов с артериальной гипертонией, ишемической болезнью и церебро-васкулярными заболеваниями. Занятие также будет интересно всем, кто хочет узнать, как свести к минимуму риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Место: детская городская поликлиника № 130, филиал № 2

Адрес: улица Пивченкова, дом 9

Время: 12:00

Телефон: +7 (499) 685-45-35

В школе молодых родителей состоится встреча, посвященная гиподинамии и другим болезням, связанным с малоподвижным образом жизни. В частности, родители узнают, как бороться с избыточной массой тела у детей.

Среда, 23 октября

Место: Троицкая городская больница, филиал № 2

Адрес: поселок Коммунарка, улица Фитаревская, дом 11

Время: 08:00

Телефон: +7 (499) 638-34-32

В Коммунарке — единый день диспансеризации. Все желающие смогут без предварительной записи пройти обследования и сдать анализы. Ветеранов Великой Отечественной войны обслужат без очереди.

Место: городская поликлиника № 9

Адрес: Перервинский бульвар, дом 4, корпус 2

Время: 14:00

Телефон: +7 (499) 550-10-95

В школе здоровья поликлиники № 9 тоже ждут курильщиков. Специалисты расскажут о болезнях, которые может спровоцировать эта привычка, и дадут советы, как бросить курить и с чего начать вести здоровый образ жизни.

Четверг, 24 октября

Место: консультативно-диагностическая поликлиника № 121, филиал № 8

Адрес: улица Изюмская, дом 37

Время: 14:00

Телефон: +7 (495) 989-40-47

В школу профилактики инфаркта приглашаются жители Южного Бутова, страдающие повышенным артериальным давлением, избыточным весом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациентам расскажут о методах предотвращения инфаркта.

Место: детская городская поликлиника № 99, филиал № 3

Адрес: 9-й проезд Марьиной Рощи, дом 6

Время: 14:00

Телефон: +7 (495) 682-84-17

В школе для родителей района Марьина Роща пройдет лекция о детской иммунопрофилактике. Участники встречи узнают о правильном порядке вакцинации и методах укрепления здоровья ребенка. Вход свободный.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Пятница, 25 октября

Место: городская поликлиника № 134, филиал № 4

Адрес: Новоясеневский проспект, дом 30, корпус 2

Время: 13:00

Телефон: +7 (495) 125-09-09

Жители Ясенева, обеспокоенные проблемами со зрением, могут прийти на встречу с офтальмологом. Врач расскажет о борьбе с заболеваниями глаз, в частности, с синдромом сухого глаза.

Место: городская поликлиника № 62, филиал № 1

Адрес: Чапаевский переулок, дом 4

Время: 15:00

Телефон: +7 (499) 157-23-23

В районе Сокол состоится мероприятие для людей старше 75 лет, подверженных высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний. Им расскажут, как лучше распределять физические нагрузки в пожилом возрасте, чтобы избежать болезней сердца.

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Суббота, 26 октября

Место: городская клиническая больница имени В.В. Вересаева

Адрес: улица Лобненская, дом 10, корпус 3

Время: 09:00–13:00

Телефон: +7 (499) 231-31-18

В поликлиническом отделении больницы имени В.В. Вересаева состоится день открытых дверей «Диабетическая стопа». В этот день можно будет получить консультацию одного из ведущих врачей-эндокринологов. Кроме того, специалисты в области подологии расскажут пациентам, как правильно ухаживать за ногами, а при необходимости дадут направление на обследование или госпитализацию.
Чтобы попасть на прием, необходимо предварительно записаться по телефону. При себе иметь паспорт и полис ОМС.

Место: городская поликлиника № 46

Адрес: улица Казакова, дом 17а

Время: 13:00

Телефон: +7 (499) 638-36-46

В поликлинике № 46 пройдет лекция о болезнях сердца и методах борьбы с ними. Слушатели узнают о факторах риска инфаркта и инсульта. Врач даст подробные рекомендации, как вести здоровый образ жизни.

Распорядок дня курсов оздоровления организма в Школе Здоровья.

6ч.00м.Утренняя пневмотерапия.
6ч.25м.Очищение кишечника по методу «Шанкт Прокшалана» (2-й день.).
6ч.25м.Раствор перекиси водорода.
6ч.30м.Чесночная клизма (с 3-го дня).
6ч.40м.Очистительная клизма (2ч.л. лимон. сока + 1ч. л. соли на 2 л. воды) с 3-го дня.
7ч.10м.Спринцевание (Ж) Ванночки (М). Замеры (1,3,6 день)
7ч.20м.Югланекс (натуральный экстракт из грецкого ореха) 1ч. л.- запить водой.
7ч.40м.4 цветка полыни + 2 цветка пижмы +1 гвоздика — запить дегельминтиком №1 (холл 2-го этажа).
7ч.50м.Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч. л.- не запивать.
8ч.00м.2 день. Полигоналка. 3, 5день. Волновое оздоровление (комната №4).
8ч.15м.Прием масла расторопши 1ч. л. (не запивать).
8ч.30м.Прием дегельминтика №2. На 6,7день №3. (холл 2-го.этажа).
8ч.30м.Термотерапевтический массаж (новый корпус).
8ч.55м.Овсяной напиток (200 гр) (коридор нового корпуса).
9ч.00м.Коррекция позвоночника (кабинет №15 сауна — комната отдыха).
9ч.00м.6 день. Медовая вытяжка.(кабинет №15 сауна — комната отдыха).
9ч.30м.Голубая глина (в комнате).
10ч.30м.Вибротракционное оздоровление позвоночника (комната №7).
10ч.45м.Комната №7.»Ингаляционной терапии».
11ч.00м.Масло касторовое на 2, 3 день.
11ч.00м.Статическая гимнастика.
12ч.30м.Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч.л.- не запивать.
13ч.00м.Прием дегельминтика №2. На 6,7день №3. (коридор нового корпуса).
13ч.00м.Очистительная клизма с чистотелом (150 гр. на 2л. воды).
13ч.30м.Свекольно-яблочный напиток (200гр.) (коридор нового корпуса).
13ч.30м.Сухой дождь (комната №8). Ушные фитоворонки 1 раз в заезде.
13ч.50м.Прием масла расторопши 1ч.л. (не запивать).
13ч.55м.4 цветка полыни + 2цветка пижмы + 1 гвоздика — запить дегельминтиком (в столовой).
14ч.00м.Обед.
14ч.20м.Венички (комната №5.).
14ч.50м.Ревизия живота (кабинет №17, новый корпус).
15ч.20м.Раствор перекиси водорода.
15ч.20м.1, 3, 5 день. Фитобочка (кабинет №18).
16ч.20м.Почечный чай (коридор нового корпуса).
17ч.00м.Дыхательная гимнастика.
18ч.10м.Банные процедуры (в две смены). Косметический массаж.
18ч.50м.Югланекс (натуральный экстракт из грецкого ореха) 1 ч. л. — запить водой.
19ч.10м.Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч. л. — не запивать.
19ч.20м.Прием масла расторопши 1ч. л. (не запивать).
19ч.25м.4 цветка полыни + 2 цветка пижмы + 1 гвоздика (в столовой).
19ч.30м.Ужин.
21ч.30м.Очистительная клизма (2ч. л. лимон.сока + 1ч. л. соли на 2 л.воды).
21ч.40м.Спринцевание (Ж). Ванночки (М). 200 мл.
22ч.00м.М/клизма с льняным маслом (чередуя с уриной) 3-4-6 день (задержать на ночь).
22ч.10м.Свечи с маслом чайного дерева (задержать на ночь) 3-4-6 день.
22ч.15м.Раствор перекиси водорода.
6 день.Перед сном вечером съесть 3-4 кусочка селедки (не пить никакой жидкости).
22ч.30м.Сон.

Программа «Школа здоровья»

I. Введение

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо

Понятие «здоровье» — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

  • несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
  • перегрузка учебных программ;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • недостаточное или несбалансированное питание;
  • стрессовые воздействия;
  • распространение нездоровых привычек.

В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

В школе авторская программа «Здоровье» реализуется с 1997г. За прошедшее время нам удалось достигнуть следующих результатов:

  • число практически здоровых детей увеличилось в среднем на 9%;
  • количество детей с хроническими заболеваниями уменьшилось в среднем на 5%;
  • число детей, занимающихся в основной группе по физкультуре, возросло в среднем на 7%;
  • количество детей, посещающих специальную группу, уменьшилось в среднем на 6%.

Однако наряду с положительными результатами отмечается рост заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата. Факторы, вызывающие их развитие, зачастую не зависят от образовательного процесса. Поэтому в рамках программы «Здоровье» необходимо реализовывать проекты, способствующие формированию культуры здоровья.

II. Этапы реализации Программы

Год Название этапа Содержание
2007 – 2010 г.г. Преобразующий 1. Введение Программы.
2. Накопление дидактического материала.
2011 – 2012 г.г. Обобщающий 1. Анализ и подведение итогов.
2. Корректировка Программы по результатам анализа.

III. Цели и задачи Программы

Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  4. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
  5. Организация рационального питания.
  6. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся 

IV. Основные направления Программы

Направления Программы Краткое содержание
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
  • обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
  • нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;
  • организация рациональной системы питания учащихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
  • разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
  • создание банка данных по заболеваемости обучающихся;
  • анализ самочувствия школьников;
  • формирование и организация коррекционных групп с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора;
  • анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями
  • изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций;
  • организация родительского всеобуча;
  • проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
3. Учебно-воспитательная работа
  • внедрение элективных валеологических курсов;
  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка валеологической тематики классных часов;
  • организация работы спортивных секций;
  • организация работы кружкой валеологической направленности.
4. Создание здорового воспитательного пространства
  • осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
  • диагностика психологического климата в классном коллективе;
  • профилактика социально-психологической дезадаптации;
  • оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям;
  • социальный патронаж неблагополучных семей;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
5. Оздоровительно-профилактическая работа
  • профилактика и коррекция здоровья;
  • разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача;
  • проведение в школе праздников и вечеров здоровья;
  • проведение дней здоровья;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий;
  • профилактические мероприятия в период каникул;
  • разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

V. Ожидаемые результаты:

  1. Будет сохранено физическое и психическое здоровье учащихся.
  2. Учащиеся школы будут владеть знаниями о здоровом образе жизни и осознавать ответственность за свое здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
  4. Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.
  5. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  7. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  8. Улучшение социально-психологической ситуации в школе.
  9. Учитель будет строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.  

VI. Основные мероприятия по реализации программы «Школа здоровья»

Таблица 3

Приложения.

План-конспект занятия по ЗОЖ (3, 4 класс) на тему: Конспект «Занятие в Школе здоровья»

Конспект

 «Занятие в Школе здоровья»

 4 «А»класс

                                                               Автор-составитель:                                                    

                                                            Шахмирзоева Рада Юрьевна.

Беседа на  тему «Занятие в Школе здоровья»

Цели:

  1. раскрыть понятие здоровый образ жизни,
  2. определить условия сохранения здоровья,
  3. формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности,
  4. воспитывать общую культуру здоровья.

Этапы занятия:

  1. Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.
  2. Основная часть занятия. Раскрытие понятия здоровый образ жизни.
  1. Режим дня.
  2. Гигиена тела.
  3. Гигиена зрения.
  4. Правильное питание.
  5. Занятия физкультурой и спортом.
  1. Итоговая часть.

Оборудование:

  1. плакаты с пословицами «Здоровому всё здорово», «В здоровом теле – здоровый дух!»
  2. таблички «Здоровый образ жизни», его составляющие;
  3. таблица режима дня с разрезными частями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы вместе с вами в нашей ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье. Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен.)
До 1940 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Так что же такое здоровье?
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Давайте-ка хором прочитаем девиз нашего занятия: «В здоровом теле – здоровый дух!»
– А как вы понимаете это выражение?

Дети: Делать утреннюю зарядку
– Соблюдать режим дня
– Заниматься спортом
– Закаляться
– Соблюдать чистоту
– Правильно питаться и т.д.
– Да, чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека. (В ходе вступительной беседы учитель на доске выставляет карточки, на которых записаны условия здорового образа жизни.

II. Основная часть занятия

А) Режим дня

– Как понимаете это выражение: «режим дня»? (Режим дня школьника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток)
– Расскажите о своем распорядке дня.
– Как самому составить распорядок дня? (Составить список дел, указать время, соблюдать это расписание.)

Дети делятся на 2-3 группы, каждая группа получает карточки: подъём; утренний туалет, зарядка, завтрак; дорога в школу; занятия в школе; дорога домой; обед; отдых, прогулка, посещение секций, кружков; выполнение домашнего задания; помощь по дому; ужин; чтение книг; спокойные игры, телепередачи, помощь по дому; сон. Ученики выстраиваются в определенном порядке. Затем выбирается наиболее оптимальный вариант режима дня.

7.00 – …
7.00-7.20 – …
7.20-7.40 – …
7.40-8.00 – …
8.30-13.00 –…
13.00-13.30 – …
13.30-14.00 – …
14.00-14.30 – …
14.30-15.30 – …
15.30-17.00 – …
17.00-19.00 – …
19.00-19.30 – …
19.30-20.30 – …
20.30-21.00 –…
21.00-7.00 – …

– Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых.
– Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение.)

В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа – указывать потраченное на него время. Например: «Делал домашнее задание по математике – 25 минут». «Ходил в библиотеку – 45 минут».
Вечером просмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.

Б) Гигиена тела

– Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена».
Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же система действий, направленная на поддержание чистоты.
– Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает наше тело, контрастное обливание помогает закалить организм.)
– Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)
– С чем это связано?
– Как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки)
– Почему руки необходимо мыть с мылом?
– Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними!

В) Гигиена зрения

– Почему человеку важно сохранять хорошее зрение?
– Как сохранить хорошее зрение? (Соблюдать правильное расстояние от тетради, книги до глаз при чтении, письме, необходимо правильное освещение, просмотр телевизора – с соблюдением мер безопасности.)
– Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения. Какие из них вы используете? (Ученики показывают упражнения, объясняют правила выполнения и объясняют их назначение.)

Упражнение «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

(Стихотворение читает ученик):

Когда хотят, чтоб вещь
служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто –
не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя –
тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть,
упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
к самому экрану!
И смотри не все подряд,
а передачи для ребят,
что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко,
не держи учебник близко!
И над партой каждый раз
не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз –
ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай,
их здоровья не лишай!

Г) Правильное питание

– В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо есть? (Не менее 3 раз.)
– Самый важный прием пищи – утренний. Древние говорили: «Завтрак съешь сам». Почему?
– Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Врачи рекомендуют на завтрак есть молочные блюда, омлет, чай с бутербродом.)
– Разнообразное питание способствует здоровью или нет?

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

– Из списка выберите полезные (хлопают 1 раз), вредные продукты. Объясните свой выбор.
(Детям предложен набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, торты, подсолнечное масло, морковь, капуста, сникерс,мясо, фанта, яблоки, чипсы, лук.)
– Но также надо запомнить Золотые правила питания:

  1. Главное – не переедайте. Древнегреческий философ Сократ, дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
  2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко
    усваивается и соответствует потребностям организма.
  3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
  4. Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Гигиена, режим дня,
Всё понятно вам, друзья!?
Но вам необходимы
Ещё и витамины!
От простуды, от ангины
Нас спасают витамины.
Витамины А, В, С
Есть, ребята, не везде!

В зал входят Витамины.

Витамин А:

Витамин “А” просто
Незаменим для роста.
Для глаз, волос и кожи
Он очень нужен тоже.
В овощах и фруктах
Оранжевого цвета
Без труда мы обнаружим
Витаминчик этот.

Витамин В1:

Витамины группы “В”
Есть и в мясе, и крупе…

Витамин В2:

Рыбе, яйцах, молоке…

Витамин В3:

Орехах, сыре и муке!

Витамины В1, В2, В3 (хором):

Эти витамины
Ничем не заменимы!

Витамин С:

Ну а аскорбинка –
Как микроапельсинка,
Сохранит иммунитет,
И болезням скажет – “нет”!

Д) Занятия физкультурой и спортом

– Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. О своем спортивном увлечении расскажет ваш одноклассник Бадалян Лёва. (Мальчик занимается дзюдо, участвует в соревнованиях, имеет награды: медали и грамоты.)

– Что дает занятие спортом? (Ученик не болеет, всегда бодрый, энергичный)

Учитель: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает. Попробуйте отгадать мои загадки:

1. Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём,
Не угнаться за… (мячом).

Задание. Назвать игры с мячом.

2. Эта птица – не синица,
Не орёл и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется… (Волан.)

Задание. Как называется игра с воланом?

3. На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (Лыжи.)

4. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки.)

5. Мне загадку загадали:
Что это за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ
Это мой … (Велосипед.)

6. Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной – туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят… (Душ.)

7. Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье
Плюс хорошая фигура
Вот что значит… (Физкультура.)

III. Итоговая часть

– Сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в вопросах здоровья? Я буду зачитывать различные высказывания. Если вы считаете его верным, то хлопаете в ладоши 1 раз, если не верным, то 2 раза.

Викторина

Вопросы:

1. Согласны ли вы, что зарядка – это ИСТОЧНИК бодрости и здоровья? (Да.)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (Да.)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
5. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
7. Отказаться от курения легко? (Нет.)
8. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет.)
9. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)
10. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
11. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)
12. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)
13. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет.)

(Обсуждение вариантов ответов вместе с учащимися)

– Какой теме был посвящёно занятие нашей школы здоровья?
– Как понять значение слов здоровый образ жизни?

Нужно:

  1. Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.
  2. Пить воду, молоко, соки, чай.
  3. Заниматься спортом.
  4. Как можно больше ходить.
  5. Дышать свежим воздухом.
  6. Спать достаточно.
  7. Проявлять доброжелательность.
  8. Чаще улыбаться.
  9. Любить жизнь.

Пожелание:

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

– Постарайтесь следовать нашей формуле здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье – быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты.
А сейчас – аплодисменты – это не только благодарность за хорошую работу, но и массаж наших ладошек, на которых находятся волшебные точки здоровья.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *