Участие сестринского персонала в работе школ здоровья: Роль сестринского персонала в работе школ здоровья – Тема 2.5. Школы здоровья

Содержание

Роль сестринского персонала в работе школ здоровья

 

1.3 Структура школ здоровья

 

Структура школы здоровья для пациента охватывает сферу интересов всех заинтересованных сторон: пациента, семьи, врача, общества, государства. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента (или его родственников) к решению его собственных проблем. В 1986 г. под эгидой ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в Канаде была принята Оттавская хартия улучшения здоровья, которая включает пять аспектов:1) общественная политика, способствующая укреплению здоровья;2) благоприятная для здоровья окружающая среда;3) личные навыки и умения;4) участие населения;5) переориентация служб здравоохранения. Идея Оттавской хартии улучшения здоровья состоит в том, «чтобы создать структуры и механизмы, которые позволили бы людям использовать все свои потенциальные возможности в отношении здоровья, взять под контроль и улучшить свое здоровье. Здоровье, таким образом, это не просто жизнь, свободная от роковых болезней, это социально активная жизнь для максимально большего числа людей». В Европейской стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» также предлагалось повысить приоритетность вопросов укрепления здоровья и профилактики болезней, уделять больше внимания роли отдельных лиц, семей и групп населения. При этом главным признается повышение качества медицинской помощи [12]. Предлагаемая структура школы здоровья для пациента является современным, перспективным и необходимым фактором повышения качества медицинской помощи. Таким образом, концепция школы здоровья, направленная на активную позицию пациента (и/или его родственников) с целью поддержания улучшения своего здоровья, является актуальной, перспективной с точки зрения повышения качества медицинской помощи.

Первичная ответственность, безусловно, возлагается на медицинский персонал и требование обоснованного качества медицинской помощи с учетом стартовых возможностей ЛПУ.Но при этом нельзя позволить пациенту безответственно относиться к своему здоровью. Практика показывает, что очень часто титанические усилия врачей и медицинского персонала сводятся на нет по вине пациента или его родственников. Идея школы здоровья — взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения. Однако создание школы здоровья возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры поддержания и/или улучшения состояния. Это все увеличивает время общения с каждым конкретным пациентом. Сложно решить эту проблему в нашей реальной действительности, когда в муниципальных ЛПУ нормы времени, отведенного на прием пациента, неприемлемо малы. В коммерческих ЛПУ врач работает в более комфортных условиях и, как правило, не ограничен жестко во времени. Тем не менее более 90% населения получают медицинскую помощь в муниципальных ЛПУ, как по причине высоких цен на медицинские услуги в коммерческом секторе, так и в связи с тем, что не всегда высокая стоимость медицинской услуги гарантирует высокий профессионализм и добросовестность медицинского персонала. Ситуация в российской медицине такая, что рассчитывать на организацию школы  в коммерческих ЛПУ нецелесообразно. Кроме того, школа в конечном итоге уменьшит частоту обращений пациента к врачу, так как пациент научится управлять своим состоянием. А это не в интересах большинства коммерческих ЛПУ. К этой идее примкнут те коммерческие структуры, во главе которых находятся нравственно ориентированные и перспективные руководители. Больше надежд в настоящее время можно возложить на муниципальный сектор здравоохранения и на страховые компании ОМС, так как повышение качества медицинской помощи (включая школы пациента) приведет к сокращению затрат и позволит освободившиеся средства использовать на развитие здравоохранения. Цепная реакция Э. Деминга работает в здравоохранении так же эффективно, как и в других отраслях: повышение качества медицинской помощи приводит к уменьшению затрат [1-5].Убедительным подтверждением является опыт школ для пациентов с сахарным диабетом, которые функционируют в ряде городов уже на протяжении 10 лет.

 

 

 

 

2. РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ БУ «КАНАШСКИЙ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ ЧУВАШИИ

2.1 Школы здоровья БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии

 

Под руководством главных специалистов Минздравсоцразвития Чувашии и лечебно-профилактических учреждений действует , более 1000 Школ здоровья, призванных обучать население основам здорового образа жизни, методам профилактики заболеваний и их осложнений, правилам самоконтроля и психокоррекции. В них обучается свыше 100 тыс. человек. Цикл обучения составляет 6-8 занятий, продолжительностью один час.  
Сохранение здоровья здоровых – определяющая задача школ, содействующих укреплению здоровья. Основным направлением, по которым работают эти школы, является комплексная профилактика заболеваний, включая планомерную, активную конкретную санитарно-просветительскую работу с населением.

Новое направление  в оздоровлении подрастающего поколения – внедрение в общеобразовательные учреждения, так называемых, школьных реабилитационных центров, являющихся моделью школы нового типа – «Школы здоровья». Возможность проведения  эффективных реабилитационных и оздоровительных мероприятий в процессе обучения и в стенах самой школы — главное преимущество этих нововведений. Немаловажным для сохранения здоровья современных вундеркиндов будет и внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка, возраста, пола и т.д. Они помогают школьникам выработать чувство ответственности за свое здоровье. 
Оптимально решать, вопросы первичной и вторичной профилактики призваны школы пациентов, ориентированные на оказание квалифицированной медицинской и психологической помощи пациентам, формирование у населения мотивации на более внимательное отношение к своему самочувствию, на желание вовремя обращаться за помощью к врачу-специалисту.

Школа беременных

В школе беременных обучено 14077 человек.

Тематика занятий школ:

  1. Здоровый образ жизни и здоровье ребенка. Подготовка беременной женщины к кормлению грудью. Значение естественного вскармливания.
  2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком.
  3. Профилактика инфекционных заболеваний. Что надо знать о профилактических прививках.
  4. Жизнь до рождения. Гигиена беременной женщины. Питание беременной женщины.
  5. Подготовка к родам. 
  6. Контрацепция и правила их использования.

Школа профилактики и лечения плоскостопия

Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой ее продольный или поперечный свод опускается и уплощаются. Существует две формы плоскостопия: поперечная и продольная. В некоторых случаях обе формы сочетаются.

Чаще всего встречается поперечное плоскостопие, сочетающееся с другими деформациями стоп (55,23 % случаев). Продольное плоскостопие и другие виды деформаций возникают в 29,3 % случаев.

Продольное плоскостопие характеризуется уплощением продольного свода стопы. При этом ее длина увеличивается и практически вся площадь подошвы соприкасается с полом.

Рис.2.1.1

 

Тематика занятий школ:

  1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы стопы. Строение и функции cтопы.
  2. Плоскостопие. Профилактика и лечение. Ортопедический режим.
  3. Методы подхода к лечению плоскостопия. Формы и средства ЛФК, используемые в лечении плоскостопия. Практическое занятие.
  4. Методы самоконтроля. Диспансеризация и повторные осмотры. Вопросы и ответы.

Школа будущих отцов

Тематика занятий школ:

  1. Физиологическая иммунизация характерная для периода беременности.    
  2. Питание, гигиена, режим дня беременных женщин. 
  3. Особенности сексуального поведения во время беременности. 
  4. Психологическая профилактика родов. Подготовка к совместным родам.   
  5. Уход за новорожденными младенцами

Рис.2.1.2

Школа молодой матери

Тематика занятий школы:

  1. Родителям о ребенке в возрасте 1-3 мес. жизни. 
    Вопросы режима, вскармливания и питания, физического воспитания (массаж, гимнастика, закаливание), воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний (рахит, I анемия, экссудативный диатез), обязательной диспансеризации у педиатра и врачей-специалистов.
  2. Родителям о ребенке в возрасте 3-6 мес. жизни.  
    Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний (расстройства питания, повторные острые заболевания).
  3. Родителям о ребенке в возрасте 6-9 мес. жизни.  
    Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики наиболее часто встречаемых кишечных и острых респираторных заболеваний.
  4. Родителям о ребенке в возрасте 9-12 мес. жизни.  
    Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, подготовки ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.
  5. Родителям о ребенке 2-го года жизни.  
    Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики травматизма у детей.
  6. Родителям о ребенке 3-го года жизни.  
    Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики хронических заболеваний в раннем детском возрасте.

Школа здорового питания

Тематика занятий школы:

  1. Что такое здоровое питание.
  2. Каким должно быть питание человека. Влияние питание на здоровье. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого поведения. Принципы здорового питания. 
  3. Дислипидемия и здоровье.
  4. Питание при дислипидемии. Составление суточного меню. Подсчет жира и холестерина в рационе. Функциональные продукты питания. 
  5. Избыточная масса тела  и здоровье.
  6. Избыточная масса тела, как результат нарушения принципов здорового питания. Поражение органов и систем при избыточной массе тела. Контроль над массой тела. Определение и типы ожирения. Диетологическая коррекция массы тела.
  7. Метаболический синдром.  
    Понятие о МС. Критерии МС принятые ВОЗ. Клиническая картина и связь с другими заболеваниями. Диетотерапия.

Школа активного долголетия

  1. Принципы активного долголетия.
  2. Как подготовиться к выходу на пенсию.
  3. Основные принципы питания в Пожилом возрасте.
  4. Психическое здоровье пожилого человека.
  5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.
  6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школа репродуктивного здоровья женщин

Школа «Репродуктивное здоровье» — это цикл бесед с девочками-подростками, будущими матерями, направленный на повышение их грамотности относительно женского здоровья, здоровья и гармонии семейных отношений, здоровья будущих малышей.

Беседы проводятся как в небольших группах, так и индивидуально, в присутствии родителей и без родителей (по желанию девочки).

Тематика занятий школы:

  1. Анатомо-физиологические особенности женского организма. Менструальный цикл. Гигиена девушки-подростка.
  2. Заболевания, передающиеся половым путем, их профилактика.
  3. Беременность. Аборт: его негативные последствия. Основы контрацепции. Методы контрацепции.
  4. Сексуальное насилие и его профилактика.

Школа поддержки женщин климактерического периода (старше 40 лет)

Тематика занятия школы:

1. Что такое климактерий?  
2. Организм женщины и климактерий.  
• Изменения веса  
• Кожа и внешность  
• Молочные железы  
• Сердце и сосуды  
• Интимная сфера  
• Психоэмоциональные изменения  
• Остеопороз  
3. Преждевременная менопауза  
4. Лечение проявлений климактерия  
5. Диеты для женщин в климактерии  
6. Упражнения при климактерии 

Целью обучения в период пери — и постменопаузы является оказание реальной медико-психологической помощи, формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы женщины смогли адекватно оценивать свое состояние в период пери- и постменопаузы и взять на себя часть ответственности за профилактику и лечение осложнений, связанных с возрастным дефицитом женских половых гормонов.

Школа коррекции осанки

Нарушения осанки — это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. 

 

Рис. 2.1.3 Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок и мышц. 

Отклонение позвоночника в сторону — сколиоз. Вперёд — сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. 
Тематика занятий школы:

1.Нарушения осанки.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы (позвоночный столб). Строение и функция позвоночника. Профилактика, лечение нарушений осанки. Практическое и показательное занятие.

2. Сколиоз

Профилактика и лечение сколиоза.

Ортопедический режим.

Практическое и показательное занятие

          3. Плоскостопие.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы (стопа).

Профилактика и лечение плоскостопия.

Практическое и показательное занятие.

4. Деформация грудной  клетки и нижних конечностей.

Профилактика и лечение.

Практическое и показательное занятие.

           5. Методы подхода к лечению НОДА.

Формы и средства лечебной физкультуры, используемые в лечении НОДА.

6. Ознакомление с лечебной гимнастикой при нарушениях осанки, плоскостопии, сколиозах. Показательные занятия.

7. Заключительное занятие.

Методы самоконтроля.

Диспансеризация и повторные осмотры.

Вопросы и ответы.

Тестирование.

Школа основы планирования семьи

Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

Тема 11 РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ

Тема№ 11 РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ МАТЕРИНСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, К. М. Н. ПУСТАБАЕВА Тема№ 11 РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ МАТЕРИНСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, К. М. Н. ПУСТАБАЕВА М. С.

Что такое «школа материнства» ? ШКОЛА МАТЕРИНСТВА – это форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в Что такое «школа материнства» ? ШКОЛА МАТЕРИНСТВА – это форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.

Организация школ материнства Школа Матерей организуется на базе кабинета планирования семьи. Занятия проводятся в Организация школ материнства Школа Матерей организуется на базе кабинета планирования семьи. Занятия проводятся в условиях отделения общей врачебной практики, женской консультации. Помещения для проведения школы Матерей оснащается всем необходимым оборудованием, инвентарём в соответствии с объемом и характером деятельности. К работе школы привлекаются специалисты, имеющие по теме занятия специальность и подготовку в области гигиенического обучения и воспитания.

Основные цели и задачи: • Формирование ответственности родителей за духовнонравственное психическое и телесное здоровье Основные цели и задачи: • Формирование ответственности родителей за духовнонравственное психическое и телесное здоровье будущего ребенка. • Формирование активной позиции родителей по отношению к своему здоровью и здоровью своего ребенка в течение беременности и в родах. • Формирование культуры телесных отношений Матери и ребенка. • Организация медико-психологического сопровождения семьи во время беременности, родов, послеродового периода, периода новорожденности. • Пропаганда медико-гигиенических, психологических знаний, воспитание нравственной культуры родительства. • Теоретический анализ подходов к процессу формирования ответственного родительства

 Примерные занятия для женщин, посещающих Школу материнства Структура занятий: 1. Видеофильм 2. Гимнастика Примерные занятия для женщин, посещающих Школу материнства Структура занятий: 1. Видеофильм 2. Гимнастика для беременных 3. Лекция – беседа Темы лекций – бесед Педиатр 1. Физиологические особенности новорожденного. 2. Грудное вскармливание. Для чего оно? Вопросы грудного вскармливания и их решение. 3. Прогулки, купание и закаливание детей. Психотерапевт Какая я беременная? Знакомство с собой и другими во время беременности» . О терпении и нетерпеливости. Как стать спокойной? Учимся общению с ребенком. Воспитание до рождения. О правильном дыхании в родах и не только в родах. Что такое материнство? Послеродовые дискомфортные состояния. «Депрессия» или «трудности адаптации? . Сказка о моей семье. Поговорим о кормлении грудью. Акушер-гинеколог 1. Физиологические изменения женщины во время беременности. Питание, гигиена, режим беременной женщины. 2. Предвестники и периоды родов. 3. Особенности послеродового периода. Гигиена. Питание. Режим. Контрацепция. Инструктор ЛФК 1. Массаж новорожденного. 2. Гимнастика новорожденного.

Примерные занятия для женщин, посещающих Школу материнства Беседы с православным священником 1. Православная Церковь Примерные занятия для женщин, посещающих Школу материнства Беседы с православным священником 1. Православная Церковь о семье и чадородии. 2. Православная семья в ожидании ребенка, во время и после его рождения. 3. Смысл и значение Таинств и обрядов Церкви. 4. Ответы на вопросы. Врач клинической лабораторной диагностики Правила сбора мочи и кала на анализ. Факторы, влияющие на результат анализа. Подготовка к сдаче крови на исследование (общий анализ крови, биохимический анализ, на свёртывающую систему, гормональный фон, инфекции и т. д. ) Что надо знать об условиях сдачи гинекологических мазков (общий анализ мазка, мазок методом ПЦР, мазок методом РИФ, мазок на цитологическое исследование). Беседы с пациентами по вопросам интерпретации результатов исследований.

Роль среднего медперсонала в работе школ материнства При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем Роль среднего медперсонала в работе школ материнства При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, и здесь большая роль отводится медсестрам, которые не только в доступной форме доносят пациентам необходимую информацию и обучают поведению в определенных ситуациях, но и оказывают психологическую поддержку, консультируют, тем самым, настраивая пациента на позитивный лад.

Значение участия в работе школ материнства среднего медперсонала Медсестры считают, что школы материнства не Значение участия в работе школ материнства среднего медперсонала Медсестры считают, что школы материнства не только готовят роженицу к родам, но и помогают будущим родителям освоить необходимые навыки ухода за новорожденным. Изучение психоэмоционального состояния беременных женщин до и после прохождения курсов показало у них в целом высокий уровень личностной тревожности. После проведения занятий педиатрической медсестрой уровень ситуативной тревожности беременных уменьшался на 23%, увеличивая тем самым уверенность будущих мам в благополучном исходе беременности и в том, что они смогут ухаживать за новорожденным Лучше всего снималось эмоциональное напряжение, в целом на 33%, что говорит об успокоении и повышении настроения в целом. Отводится большая роль медсестры при подготовке беременных женщин к родам и материнству, что позволяет наметить дальнейшие пути усовершенствования обучающих программ, а также программ по подбору и работы с медицинским персоналом по формированию профессионально важных качеств и личностных характеристик.

Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!!!

Роль сестринского персонала в работе школ здоровья

 

Рис.2.1.4

Планирование семьи необходимо:

•для рождения желанных здоровых детей; 

•для сохранения здоровья женщины;

• для достижения гармонии в психосексуальных отношениях семьи;

 • для осуществления жизненных планов.

Тематика занятий школы:

  1. Современные методы контрацепции.
  2. Гигиена супружеской жизни.
  3. Общие сведения об инфекциях, передаваемых половым путем.
  4. Желанный ребенок в семье.

Школа отказа от вредных привычек и преодоления табачной зависимости

Тематика занятий школы:

1. Курение и здоровье. 
Компоненты табачного дыма. Влияние курения на здоровье. Мифы о легких сигаретах. Почему люди курят.  
          2. Современные методы лечения табакокурения.  
Оценка стажа курения. Оценка типа курительного поведения. Оценка степени никотиновой зависимости. Оценка степени мотивации и отказа от курения. Я решил бросить. С чего начать.  
          3. Здоровый образ жизни без никотина.

Школа гигиены полости рта

 

Современный уровень научных знаний не оставляет сомнений в том, что важную роль в развитии кариеса играет плохой гигиенический уход за зубами. Накопление мягкого налета с последующим образованием на зубах микробной бляшки обусловливает развитие кариозного процесса. Начальный этап кариеса — деминерализация эмали — является результатом воздействия органических кислот, продуцируемых микробами зубной бляшки.  

 

 

 
  Рис.2.1.5

Тематика занятий школы:

  1. Основы гигиены полости рта.
  2. Рациональное питание.
  3. Заболевания пародонта и их профилактика.
  4. Основы гигиенического воспитания у детей.
  5. Аномалии прикуса и их профилактика.

 

Школа поддержки грудного вскармливания

 

Грудное молоко — уникальный продукт для Вашего малыша, который не сможет полноценно заменить ни одна искусственная смесь. Однако, если Вы столкнулись с трудностями на пути грудного вскармливания, мы будем рады помочь Вам преодолеть все препятствия!  
Консультанты по грудному вскармливанию готовы ответить Вам на вопросы о том, как часто нужно кормить ребенка, можно ли кормить ребенка грудью, если мама заболела, что можно есть кормящей маме, как и с какого возраста необходимо вводить ребенку прикорм.

 

Рис.2.1.6

Тематика занятий школы:

1. Режим дня новорожденного. Бодрствование. Сон. 
2. Домашний режим кормящей матери. 
3. Питание кормящей мамы. 
4. Питание ребенка.  
5. Преимущества грудного молока.

Школа мужского здоровья

Тематика занятий школы:

1. Анатомо-физиологические  особенности мужского организма. Различия мужского и женского  организма. Физиология и психология  пубертатного периода. 
          2. Инфекции передающиеся половым путем (ИППП) и их профилактики. 
          3. Методы контрацепции. Роль мужчины и женщины в планировании беременности. Формирование ответственности мужчины за здоровье себя, партнера и потомства.

          4.Искусственный аборт и его осложнения.

          5. Факторы риска, влияющие на репродуктивную систему.

 

Школа здорового образа жизни

Рациональное питание

  • правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон

  • регулярность и своевременность питания

  • восполнение недостатка макро- и микроэлементов

  • умеренность в питании

Повышение защитных сил организма

  • закаливание , солнечные ванны, водные и воздушные процедуры, массаж

  • целенаправленные тренировки

  • применение витаминов

Преодоление вредных привычек

  • азартные и компьютерные игры

Снижение влияния неблагоприятных экологических факторов

  • правильный выбор продуктов питания , бытовых средств очистки воды и воздуха

Высокая двигательная активность

  • подвижные спортивные игры, спортивные секции, аэробика

  • активный отдых, прогулка и ближний туризм

  • утренняя гимнастика

Благоприятный психологический климат

  • разумные жизненные и повседневные цели

  • любовь к людям и к себе

  • видеть свое место в жизни

  • жизнь в гармонии с природой

  • положительный настрой на жизнь

  • рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых

  • положительный микроклимат в семье

 

Тематика занятий школы:

1. Общее понятие о ЗОЖ 
2. Питание и здоровье 
3. Стресс и здоровье 
4. Курение и здоровье 
5. Физическая активность и здоровье               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности сестринского процесса в работе школ здоровья БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития  Чувашии

 

Медицинская сестра школ осуществляет:

— подготовку рабочего места до приема граждан на обследование: список записанных на обследование, расходные материалы на рабочий день и др;

— обследование гражданина на оборудовании, установленном в центре, согласно алгоритму оказания комплексной услуги в центре;

— заполнение медицинской карты центра (учетная форма № 025 ЦЗ/у), паспорта ЗОЖ (учетная форма № 002-ЦЗ/у) на каждого гражданина в части, касающейся медицинской сестры;

— заполнение талона амбулаторного пациента (учетная форма № 025/12/у) на каждого обратившегося в центр;

— после окончания рабочего дня выключение всех персональных компьютеров сети центра и наведение порядка на рабочих местах;

— сдачу всех оформленных за рабочий день талонов амбулаторных пациентов в статистический отдел;

— квалифицированное и своевременное исполнение приказов, распоряжений и поручений заведующего центром;

— принятие участия в работе школ;

— соблюдение “Этического кодекса медицинской сестры”.

Обязанности старшей медицинской сестры школ здоровья БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии:

Старшая медицинская сестра центра подчиняется непосредственно заведующему центра и старшей медицинской сестре БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии

 

Старшая медицинская сестра центра обязана:

— своевременно доводить до сведения медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала приказы, распоряжения вышестоящих органов здравоохранения и организовывать их выполнение;

— составлять графики работ и табель учета рабочего времени на персонал центра в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке;

— разрабатывать и проводить мероприятия по повышению деловой квалификации медицинских работников со средним медицинским образованием, младшего медицинского персонала;

— анализировать основные показатели работы медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала центра и разрабатывать мероприятия по их улучшению;

— проводить оценку качества работы медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала;

— немедленно доводить до сведения заведующего центром информацию обо всех происшествиях, случившихся в центре с посетителями или обслуживающим персоналом;

— повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в учреждениях последипломного образования не менее одного раза в 5 лет в соответствии с установленным порядком;

— проводить мероприятия по рациональному использованию трудовых, финансовых и материальных ресурсов медицинского учреждения;

— организовывать работу по рациональной расстановке и использованию кадров медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала;

— проводить работу по выполнению антитеррористических мероприятий и мероприятий по организации деятельности медицинского учреждения в чрезвычайных условиях;

— обеспечивать лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический и санитарно-эпидемический режим работы БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии;

— осуществлять контроль за своевременным и качественным ведением медицинской документации медицинскими сестрами БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии ;

— обеспечивать своевременную выписку, правильный учет, распределение и использование медицинского инструментария, медикаментов, обеспечивать хранение медикаментов в установленном порядке;

— вести учет всех материальных ценностей, находящихся на ее ответственности, проводить комиссионное списание неисправных, не подлежащих ремонту приборов, аппаратов и инструментов;

— организовывать метрологический контроль оборудования и поверку средств измерения, состоящих на балансе центра в установленном порядке;

— организовывать и контролировать выполнение работниками со средним медицинским образованием и младшим медицинским персоналом центра правил по охране труда и технике безопасности;

— знать и соблюдать “Этический кодекс медицинской сестры”.(Приложение1)

Работа школ здоровья в БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии

Цель таких школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество.

При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Работу в школах организуют и проводят врачи БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии

  в соответствии с планами, положениями  об организации школ и разработанными  программами.

Также в ней принимает активное участие сестринский персонал.

Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать течение заболевания и обеспечить предупреждение осложнений, продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента невозможно. Обучение ориентировано на пациентов, помогает им, а также их семьям понять причину заболевания, вести здоровый образ жизни, осуществлять правильный уход.

“Школа здоровья” является особой формой работы с пациентами, и медицинские работники должны уметь адаптировать свое профессиональное поведение к уровню образования и особенностям восприятия различных пациентов. Медработнику важно осознавать потребности пациентов с учетом их эмоционального состояния и доходчиво рассказывать о заболевании, его причинах и методах лечения, помогать пациентам в управлении своим образом жизни и различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс.

Учебные программы для “школ здоровья” основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем.

«Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска» — КиберПедия

 

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК. 01.02.Основы профилактики

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 2

Семестр III

 

Уфа

20___

 

Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска»на основании рабочей программы ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий: МДК. 01.02. Основы профилактики,утвержденной_________ 20___г.

 

Рецензенты:

Ишмухаметова А.А. – заместитель директора по УПР

Батталова А.М. – председатель ЦМК клинических дисциплин

 

 

Автор: Ветошкина Э.В., преподаватель клинических дисциплин

 

 

Утверждение на заседании учебно-методического совета колледжа от _________ 20___г.

 

 

Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска».

Цель изучения темы:Овладение практическими умениями по обучению в школах здоровья для пациентов.

Задачи:

· Изучить основные принципы работы школ здоровья для пациентов.

· Изучить роль медсестры в работе школ здоровья.

· Обучить осуществлять обучение в школах здоровья для пациентов.

Обучающийся должен иметь практический опыт:

· проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.

Обучающийся должен уметь:

· обучать население принципам здорового образа жизни;

· проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

· консультировать по вопросам рационального и диетического питания.

Обучающийся должен знать:

до изучения темы:

· современные представления о здоровье в разные возрастные периоды;

· возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

· принципы рационального и диетического питания.

после изучения темы:

· цели и задачи школ здоровья;

· критерии работы школ здоровья;

Обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.   Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности:



ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.  

Задания для самостоятельной аудиторной работы обучающихся по указанной теме:

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое школы здоровья?

2. В чем заключается актуальность проблемы создания школ здоровья?



3. Каковы цели школ здоровья?

4. Каковы задачи школ здоровья?

5. Назовите общие положения школ здоровья.

6. Какие существуют критерии эффективности школ здоровья?

7. В чем заключается роль медсестры в работе школ здоровья?

8. Как работают школы здоровья для лиц с факторами риска для пациентов?

3.Проверить свои знания с использованием тестового контроля

Тестовые задания для самоконтроля

Задание: определите правильность утверждений

1. Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования

2. Целью школ здоровья является вторичная и третичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

3. Школы здоровья организуются только в поликлиниках.

4. В школах здоровья формируют рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

5. Ближайшим критерием эффективности является увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

Эталоны ответов

Номер вопроса
Эталон ответа да нет нет да да

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме

Решите кроссворд.

                         
                         
                       
                         
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         

 

 

По горизонтали: 2. Заболевание, при котором пациенты посещают школу здоровья и обучаются введению инсулина. 5.Слушатель школы здоровья. 7.Заболевание, при котором пациенты посещают школу здоровья и обучаются измерять артериальное давление.8.Заболевание, при котором пациенты посещают школу здоровья и обучаются применению карманного ингалятора. 9.Организация, созданная для обучения пациентов.

По вертикали: 1.Словесный метод обучения.3.Словесный метод обучения, при котором пациентам знания даются в готовом виде.4.Вид печатной продукции, используемый для обучения пациентов. 5.Письменное руководство к действию.6.Документ, который ведут слушатели школ здоровья.

 

 

Деятельность медицинской сестры в школах здоровья.

Деятельность медицинской сестры в школах здоровья.
Читайте также:
  1. I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
  2. II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
  3. II. Организация дезинфекционных и стерилизационныхмероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
  4. Quot;Что ж, может быть, этот человек, Синяя Борода, не так уж плох», – подумали сестры.
  5. VII. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  6. Активность, деятельность, опосредствование
  7. АНКЕТА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Лекция

Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.

 

Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Это были заведения для больных бронхиальной астмой. Далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – школы для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.

Цель школ

– достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,

— сформировать у больных четкое представление о своей болезни;

— добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;

— научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.

1. Школы работают по специально разработанным программам. Они основаны на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям, методах лечения и самоконтроля за лечением.

2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» — «шагам»- это:

v постановка цели для каждого учебного шага,

v последовательность действий обучаемого,

v повторения материала,

v закрепления знаний и умений.

3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения. Процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.

4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и группами. Больше пользы получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия. Их можно проводить по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны.

Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или краевых больницах (отделениях по профилю).

Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме. – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.

При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.

С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:

1.Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.

2.Планирование помощи, методов и средств обучения.

3.Реализация плана обучения.

4.Оценка результатов обучения.

Естественно от сестринского персонала требуются хорошие знания и умения, а также аналитическое мышление.

 

Деятельность медицинской сестры в школах здоровья.

I. Так в «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:


Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 4287 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su — 2015-2020 год. (0.01 сек.)

Лекция по МДК 07.02. на тему «УЧАСТИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ»

ТЕМА: УЧАСТИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

План:

1.Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека.

2. Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из новых обязанностей среднего медперсонала.

3. Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.

Достижение высокого уровня здоровья, повышение качества жизни в значительной степени зависит от самого человека, однако не следует недооценивать и роль его окружения в формировании позитивного отношения к здоровью. Окружение человека во многом формирует его микросоциальную среду, которая оказывает существенное влияние на здоровье. Это воздействие проявляется через уровень материального

благополучия, внутрисемейные отношения, семейный климат. Состав семьи, ее состояние, ее образ жизни, распорядок дня, режим питания и другие семейные факторы сказываются на распространенности отдельных заболеваний.

Помимо членов семьи, в состав ближайшего окружения человека должны входить и медицинские работники, в частности сестринский персонал, который своими действиями может влиять на уровень здоровья, способствовать повышению качества жизни конкретного человека, что является конечной целью любого медицинского вмешательства, будь то уход за пациентом или мотивирование к сохранению и поддержанию здоровья. Таким образом, значительную роль в поддержании здоровья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, в частности медицинские сестры, работающие в амбулаторно-поликлинической сети, а также медицинские сестры общей практики и семейные медицинские сестры, одной из основных функций которых является проведение профилактики. Известен факт, что до 80% обратившихся за медицинской помощью, начинают и заканчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Именно поэтому на доклиническом этапе возможно и целесообразно формирование навыков сохранения здоровья, а также потребности к его поддержанию и укреплению.

Так, медицинская сестра, работающая в детской поликлинике, должна дать необходимые рекомендации по соблюдению правильного режима учебы и отдыха для детей разного возраста, провести квалифицированные консультации о принципах адекватного и рационального питания, о необходимых и допустимых физических нагрузках с учетом возраста, физического развития, наличия той или иной патологии, о необходимости обеспечения безопасных условий среды обитания, включая меры по предупреждению травматизма на

улице и дома, а также сведения о правильном хранении лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д. Профилактическая деятельность медицинских сестер детских поликлиник особенно актуальна и заметна в силу естественной заботы родителей о здоровье своих детей, особенно ярко проявляющейся на первом году жизни, а также природной любознательности самих детей. Именно в раннем возрасте ребенка для медицинской сестры особенно важно установить доверительные отношения с родителями малыша, а затем и с ним

самим, добиться необходимого авторитета, продемонстрировать свои знания и умения в том, чтобы объяснить родителям, а позднее и ребенку, значение здорового образа жизни, основные факторы риска развития заболеваний, факторы, способствующие сохранению здоровья.

Свои приоритеты могут быть и в профилактической деятельности медицинских сестер, работающих с взрослым населением. К числу вопросов, которые может и должна решать медицинская сестра, относятся темы планирования семьи, как на уровне предупреждения нежелательной беременности, так и на этапах планирования и ожидания желанного ребенка.

Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и рационального питания, причем решение этой проблемы касается людей всех возрастов. Среди особенностей питания граждан России можно отметить высокое потребление сладостей, хлебобулочных изделий, соли с одновременным дефицитом потребления фруктов, овощей, мяса, рыбы. В последние годы сформировались новые пищевые пристрастия — любовь к чипсам, гамбургерам, хот-догам, газированным напиткам. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением.

Все это может послужить поводом для беседы медицинской сестры со своими пациентами, в ходе которой она должна не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздействия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддерживающие высокий уровень здоровья. При этом медицинской сестре необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осведомленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни.

Особую роль в профилактической медицине призваны сыграть медицинские сестры, работающие с врачами общей практики. Медицинская сестра врача общей практики должна активно и самостоятельно работать с населением. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, медицинская сестра может более эффективно заниматься не только

координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи.

Участие медицинских сестер амбулаторно-поликлинического звена в профилактических мероприятиях может проявляться и в организации и проведении совместно с врачом различного рода школ, семинаров (например, по поддержке грудного вскармливания, профилактике гипертонической болезни, поддержанию безопасных условий жизни и др.).

Таким образом, профилактическая деятельность сестринского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, медико-просветительной работе, но и охватывать обучающую, консультативную деятельность. Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здорового образа

жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья, как больных, так и здоровых людей. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.

Опыт сестринской деятельности в центре здоровья — статьи — Каталог статей

Тема: Обеспечение качества медицинской помощи
Источник: Журнал «Главная медицинская сестра» № 02 2013

 Основной целью деятельности центра является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни (ЗОЖ)… В центре проводится скрининг состояния здоровья людей и выявление факторов риска в целях предупреждения различных заболеваний…

На основе результатов обследований делается расчет индивидуального риска, после чего пациент направляется на более углубленное обследование в лечебное учреждение по месту жительства для прохождения дополнительной диспансеризации и уточнения диагноза у узких специалистов (эндокринолога, кардиолога, терапевта, невролога, психолога, диетолога и др.) либо получает рекомендации по ведению ЗОЖ, отказу от вредных привычек, изменению рациона питания и т. д., приглашается в школу здоровья (далее – школа) для прослушивания курса лекций. В среднем в день проходят обследование 50–60 чел.

Роль медицинской сестры центра

…Медицинская сестра центра осуществляет:

· подготовку рабочего места до приема граждан на обследование: список записанных на обследование, расходные материалы на рабочий день и др;

· обследование гражданина на оборудовании, установленном в центре, согласно алгоритму оказания комплексной услуги в центре;

· заполнение медицинской карты центра (учетная форма № 025 ЦЗ/у), паспорта ЗОЖ (учетная форма № 002-ЦЗ/у) на каждого гражданина в части, касающейся медицинской сестры;

· заполнение талона амбулаторного пациента (учетная форма № 025/12/у) на каждого обратившегося в центр;

· после окончания рабочего дня выключение всех персональных компьютеров сети центра и наведение порядка на рабочих местах;

· сдачу всех оформленных за рабочий день талонов амбулаторных пациентов в статистический отдел;

· квалифицированное и своевременное исполнение приказов, распоряжений и поручений заведующего центром;

· принятие участия в работе школ;

· соблюдение «Этического кодекса медицинской сестры”.

Обязанности старшей медицинской сестры центра

Старшая медицинская сестра центра подчиняется непосредственно заведующему центра и старшей медицинской сестре поликлиники № 1 ГКБ № 1. Старшая медицинская сестра центра обязана:

· своевременно доводить до сведения медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала приказы, распоряжения вышестоящих органов здравоохранения и организовывать их выполнение;

· составлять графики работ и табель учета рабочего времени на персонал центра в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке;

· разрабатывать и проводить мероприятия по повышению деловой квалификации медицинских работников со средним медицинским образованием, младшего медицинского персонала;

· анализировать основные показатели работы медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала центра и разрабатывать мероприятия по их улучшению;

· проводить оценку качества работы медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала;

· немедленно доводить до сведения заведующего центром информацию обо всех происшествиях, случившихся в центре с посетителями или обслуживающим персоналом;

· повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в учреждениях последипломного образования не менее одного раза в 5 лет в соответствии с установленным порядком;

· проводить мероприятия по рациональному использованию трудовых, финансовых и материальных ресурсов медицинского учреждения;

· организовывать работу по рациональной расстановке и использованию кадров медицинских работников со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала;

· проводить работу по выполнению антитеррористических мероприятий и мероприятий по организации деятельности медицинского учреждения в чрезвычайных условиях;

· обеспечивать лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический и санитарно-эпидемический режим работы центра;

· осуществлять контроль за своевременным и качественным ведением медицинской документации медицинскими сестрами центра;

· обеспечивать своевременную выписку, правильный учет, распределение и использование медицинского инструментария, медикаментов, обеспечивать хранение медикаментов в установленном порядке;

· вести учет всех материальных ценностей, находящихся на ее ответственности, проводить комиссионное списание неисправных, не подлежащих ремонту приборов, аппаратов и инструментов;

· организовывать метрологический контроль оборудования и поверку средств измерения, состоящих на балансе центра в установленном порядке;

· организовывать и контролировать выполнение работниками со средним медицинским образованием и младшим медицинским персоналом центра правил по охране труда и технике безопасности;

· знать и соблюдать «Этический кодекс медицинской сестры”.

Работа школ здоровья C 2010 г. в центре ГКБ № 1 организована работа школ:

· преодоления табачной зависимости;

· здорового питания и коррекции массы тела;

· активного долголетия;

· ЗОЖ.

За 2010–2011 гг. в школах обучено более 1500 чел.

Занятия школ проводятся в ресурсном центре оздоровительных технологий ГКБ № 1.

Цель таких школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество.

При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Работу в школах организуют и проводят врачи центра в соответствии с планами, положениями об организации школ и разработанными программами.

Также в ней принимает активное участие сестринский персонал. Медицинские сестры обучают пациентов необходимым навыкам и умениям, применяя методы наглядной пропаганды – плакаты, рисунки, фотографии и видеофильмы.

В школах для граждан проводятся анкетирование, лекции, беседы, конкурсы, викторины.

Школа преодоления табачной зависимости организована в ГКБ № 1 в рамках реализации республиканской целевой программы «Профилактика потребления табака и табачных изделий в Чувашской Республике на 2009–2011 годы” … снижения негативных последствий потребления табака и табачных изделий на здоровье населения и формирования негативного отношения к потреблению табака и табачных изделий среди населения.

Школа создана для желающих отказаться от табакокурения. Она направлена на информирование населения о причинах и последствиях табакокурения, изменение поведения курящего и поддержку некурящих.

Образовательная программа «Школа здорового питания и коррекции массы тела” включает 5 лекций. Здоровое питание – один из важных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья. Результаты проведенного летом 2003 г. социологического опроса показали, что 28,7% жителей г. Чебоксары считают: чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться (этот фактор на первом месте)…

Одно из важных направлений профилактической работы – это составление правильного пищевого рациона каждому пациенту в зависимости от исходного состояния его здоровья, характера жизнедеятельности, возраста, пола, пищевых привычек.

Врачи центра обучают основным принципам рационального питания:

· энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма;

· необходимо соответствие химического состава пищи, включая витамины и минералы, физиологическим потребностям организма;

· пищевой рацион должен быть разнообразным;

· соблюдение оптимального режима питания – регулярность, кратность и чередование приемов пищи.

Основными задачами «Школы активного долголетия” является вовлечение горожан в сохранение собственного здоровья, профилактика преждевременного старения и формирование у населения ответственности за свое здоровье. Образовательная программа этой школы включает 6 лекций…

С целью формирования мотивации к ЗОЖ у граждан при центре функционирует школа ЗОЖ. Обучающая программа включает 5 занятий…

За 2011 г. распечатано и распространено более 30 тыс. листов по вопросам рационального питания, двигательной активности, отказа от вредных привычек и др. …Опыт работы центра здоровья ГКБ № 1 г. Чебоксары с полным основанием можно считать положительным.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *