ЭкспертЗдравСервис. Ресурс для организаторов здравоохранения
Школа здоровья – структурно-функциональный элемент центра здоровья, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №597н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (приложение 1, п. 6: «В структуру центра здоровья рекомендуется включать: … школы здоровья»). В задачи школы здоровья входит индивидуальное и групповое консультирование лиц, как правило, ранее прошедших донозологическое обследование в центре здоровья и имеющих выявленные дисфункции или факторы риска ОНЗ. Консультирование осуществляется по ведущим разделам сохранения и укрепления здоровья, включая рекомендации по коррекции макро- и микронутриентной структуре питания, персональному режиму физической и двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха. Помимо разработки индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей организма человека любой возрастной группы, в школе здоровья целесообразно осуществлять контрольный мониторинг эффективности её деятельности. Для этого проводится тестирование слушателей школ здоровья с определённой цикличностью, начиная, естественно, с первого дня работы школы и повторяя тест второй раз, как минимум на момент окончания обучения в школе и в третий раз через полгода. Мониторинг медико-профилактической грамотности населения является важным элементом контроля роста потенциала здоровья зоны ответственности центра здоровья, сочетанный с мониторингом роста функционально-физиологических показателей лиц, ранее прошедших донозологическую диагностику в центре здоровья. Важнейшей задачей школы здоровья является программное участие в реализации идеологии формирования непрерывного глобального информационного и консультационного обеспечения первичной медицинской профилактики. Такой подход, действительно, позволит обеспечить положительное влияние центров здоровья на медико-социальные и биосоциальные процессы в нашей стране при условии внедрения комплексной превентологической методология, донозологической диспансеризации населения и специальной превентологической подготовки медицинских кадров в формате профессиональной переподготовки.
Школа нозологически ориентированная (нозологически ориентированная школа (НОШ), ранее Школа Здоровья)
— это совокупность специальных методических средств, приёмов и методологических подходов, применяемых с целью достижения максимального индивидуального и группового лечебно-оздоровительного воздействия на пациентов. Цельорганизации школ – оптимизация, совершенствование, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению. Нозологически ориентированная школа – это современная форма повышения интенсификации и качества труда медицинских работников в условиях формирующейся внутриотраслевой преемственности. НОШ – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболеваний, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Деятельность врача в нозологически ориентированной школе всецело относится к вторичной или третичной медицинской профилактике (в зависимости от целевых задач НОШ). Школы здоровья в настоящее время запланированы к действию в структуре центров здоровья.
—
Совет: добавьте в закладки, чтобы не потерять эту страницу.
Пожалуйста, расскажите коллегам об этом материале. Возможно, это именно то, что им необходимо в работе:
Нравится
—
Опубликовано в составе монографии:
УДК 616-084
ББК 51.1(2)5
А23
Терминология профилактической медицины: моногр. / А.Е. Агапитов, Д.В. Пивень. – 2-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2013. – 172 с.
© Агапитов А.Е., Пивень Д.В., кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО «ИГМАПО Минздрава России, 2013
Веб-публикация: Андрей Таевский в составе проектов:
ЭкспертЗдравСервис
Миссия профилактической медицины
Все права защищены. При копировании материала ссылка на источник обязательна.
Статья по физкультуре по теме: Школа — это здоровье.
Еферина Г.Н. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Духовницкое» Духовницкого района Саратовской области Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей степени ослаблены у учащегося. Навыки, приобретённые на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни, учащихся, их родителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растёт ребёнок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Таким образом, программа «Школа – территория здоровья», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей. В нашей школе в течение года проходит большое количество мероприятий,укрепляющих здоровье детей и формирующих положительное отношение к здоровому образу жизни.Зимой на свежем воздухе проходят занятия по лыжной подготовке , лыжные гонки , соревнования и пробеги. Весной и осенью на школьной спортивной площадке проходят не только уроки физкультуры, но и Дни здоровья, веселые старты, подвижные игры, соревнования по футболу и различные подвижные игры. В школе работает секция баскетбол (руководитель Еферина Г.Н.). Старшеклассники и выпускники приходят по вечерам в школу, чтобы позаниматься в тренажерном зале, поиграть в настольный теннис , волейбол , баскетбол и футбол . Администрация школы делает все возможное для того , чтобы максимально использовать возможности школы для физического развития не только учащихся , но и молодежи поселка. Конечно, особое внимание мы сегодня уделяем молодежи , потому что от того , как заложены основы здорового образа жизни в молодом возрасте , зависит дальнейшая судьба и продолжительность жизни каждого человека. В нашей школе уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной работе, профилактикевредных привычек . Стали уже традиционными ежемесячные муниципальные спортивные соревнования. Игра «Зарница», походы по родному краю, беседы и вечера, посвященные профилактике курения, алкоголя и наркомании.Кроме занятий спортом есть масса других увлечений: музыка, книги, животные, работа на пришкольном участке (посадка деревьев, прополка и полив), походы. Планируется провести интеллектуальную игру Брейн-ринг на тему «В здоровом теле – здоровый дух».Цель данного мероприятия — привлечение внимания школьников к здоровому образу жизни. Не только в старшей, но и в начальной школе проходят беседы , классные часы по разделам «Уроки мойдодыра», «Уроки Знайка», «Воспитай себя», «Уроки этикета» В течение года неоднократно проводятся шахматные турниры; дети нашей школы неизменно занимают призовые места на муниципальном уровне и в области. В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: — урок физкультуры; — занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; — спортивные праздники; — соревнования по различным видам спорта; — туристические походы, экскурсии; — «Дни здоровья»; — спортивные викторины; — теоретические занятия, беседы, семинары; — занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; — тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; — наглядная агитация. Для реализации программы «Школа – территория здоровья» ежегодно планируется ряд мероприятий: 1.Оценка физического развития школьников (первичная оценка) – в начале учебного года,мониторинг – в течение учебного года. 2.Распределение учащихся по группам здоровья (первичное распределение) – в начале учебного года,мониторинг – в течение всего учебного года. 3.Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся. 4.Разработка методик профилактики табакокурения,алкоголизма,наркозависимости- в течение учебного года на классных часах, например, «Культура наших потребностей», «Воля и ее развитие», «Алкоголизм и его социальные потребности», «Учитесь говорить «нет»! 5.Проведение спортивных праздников (проводит учителя физкультуры),военно полевые сборы(проводят учителя ОБЖ),дни здоровья (проводят учителя физкультуры с классными руководителями). 6.Беседа инспектора пожарной части о правилах противопожарной безопасности,просматриваются видеофильмы «Безопасность на дорогах» 7.Проводятся конкурсы на лучший плакат: 17 ноября-день отказа от курения, 1 декабря — день борьбы со СПИДом. 8.Организуется работы детского оздоровительного лагеря. 9.Организуется спортивно-массовую работу по параллелям. 10.Проводится мониторинг пропуска занятий учащимися по болезни в течение всего учебного года. 11.Организация обеспечения детей горячими завтраками ,обедами в течение года. 12.Проводится большая работа с педколлективом:создание и поддержание условий комфортной работы,охраны труда работников школы. 13.Работа с родителями проводим в виде родительских собраний, индивидуальных бесед с включением в план родительского всеобуча вопросов по пропаганде здорового образа жизни в течение года.Проводятся совместные мероприятия (праздники,соревнования и т.д.) для детей и родителей. Так как, по данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы заметны негативные тенденции, включающие значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-20%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (более чем у 50-60% школьников), то на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, создание здоровьесберегающих условий обучения. Важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования, предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в ОУ условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшения организации питания учащихся, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека» — утверждает Н.А. Семашко. Разработка и успешная реализация комплексно-целевой программы «Школа – территория здоровья» направлена на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья, формирующей в сознании участников образовательного процесса значимые ценности: «здоровье» и «здоровый образ жизни», обеспечивающей высокий потенциал творческого развития каждого участника образовательного процесса через создание ситуаций успеха в различных видах деятельности. Для реализации программы необходимо создание благоприятных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих условий. Так материально-техническое оснащение нашей школы и условия обучения соответствуют нормам СанПин. Классные кабинеты полностью обеспечены ростомерной мебелью, соблюдаются требования ее расстановки, ученики занимают места согласно рекомендациям врача. В каждом кабинете располагается фито-уголок, позволяющий поддерживать естественный микроклимат. В школе строго соблюдается питьевой режим: Школьная столовая рассчитана на 120 посадочных мест. Для проведения полноценных завтраков и обедов созданы 20 минутные перемены. Неотъемлемой частью урока являются физкультминутки, которые учителя проводят не только традиционно, но и активно используют возможности ИКТ. Уроки физической культуры проводятся по подгруппам с учетом группы здоровья учащихся. Сегодня большие возможности открывает дистанционно-просветительская работа с родителями через сайт школы. Вся выше перечисленная работа по реализации программы «Школа — территория здоровья» направлена на сохранение здоровья учащихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Результат нашей работы – это стабильная, положительная динамика состояния здоровья учащихся. |
5 компонентов здорового образа жизни
Предполагаем, что вряд ли встретится кто-то, кто не мечтал бы быть всегда красивым, полным сил и счастливым. Порой многие пробуют разные виды спорта, тренажерные залы, диеты, прогулки по паркам. Однако, что нам известно про здоровый образ жизни? Редко встретишь того, кто полностью его соблюдает. Из-за чего это происходит? Что мешает людям следить за своим здоровьем? Чем придется заниматься, чтобы выглядеть и чувствовать себя отлично? И как прожить долго и успешно? На все эти вопросы мы попытаемся дать ответы немного ниже.
Сегодня жизнь каждого полна событий, технологий и соблазнов. В наше развитое время люди привыкли куда-то бежать и торопиться, успеть максимум. Быстро работать, изучать новое, питаться фастфудом, лечиться лекарствами с моментальным эффектом. Нет лишней минуты на расслабление и элементарное внимание к себе. Однако рано или поздно здоровье даст сбой. Это не бывает вовремя и всегда приносит плохие плоды.
Избежать этого исхода легко. Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Что же это за «зверь» такой? ЗОЖ – это комплекс полезных привычек, только положительно влияющих на жизнедеятельность человека. С его помощью можно укрепить здоровье, увеличить длительность жизни и быть счастливым. ЗОЖ особенно актуален в последнее время. Технологический прогресс, плохая экология и малоподвижность губительно влияют на людей. Появляются различного рода нагрузки, приводящие к болезням, часто хроническим. В связи с этим ЗОЖ крайне важен для нашего общества.
Из чего состоит ЗОЖ?
Ведение ЗОЖ помогает каждому заботиться и ухаживать за своим организмом. Он способствует его укреплению, устойчивости и силе. Это так только при одном условии. Нужно использовать все его компоненты. Существует множество их классификаций. Мы выбрали простую и содержательную. Итак, ЗОЖ состоит из:
- правильного питания;
- спорта;
- личной гигиены;
- разных видов закаливания;
- отказа или сведения к минимуму вредных привычек.
Правильное питание
Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употреблять только полезные продукты питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным.
Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:
- Еда должна быть разнообразной. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
- Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.
- Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя – это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время;
- Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
- Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
- Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;
- Кушаем богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
- Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
- Употребляем кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;
- Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.
Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков. Сегодня доступна масса сервисов, где каждый найдет рецепты по своему вкусу, сможет контролировать калорийность блюд и количество потребляемой воды.
Спорт и физические нагрузки
Наше тело – это наш главный инструмент. С его помощью мы можем выполнять все свои функции. Поэтому очень важно, чтобы тело всегда было в порядке. В первую очередь им нужно пользоваться. Движение – это жизнь. Лучше и не скажешь. Возьмем для примера автомобиль. Если он стоит без дела многие годы, то покрывается ржавчиной и становится непригодным для использования. Так и наше тело. Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеваний. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать групповые занятия, упражняться в тренажерном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Идеальный вариант для вас – утренняя зарядка. Посвятите ей 10-15 минут в день, и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.
В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Помимо вышеперечисленного, отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.
Личная гигиена и здоровый сон
Держите тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. А здоровый сон поможет быть всегда активными и полными сил и энергии. Старайтесь спать не менее восьми часов. Наиболее приемлемым временем для сна приходится временной отрезок с 22.00 до 6.00.
Закаливание
Чтобы свести риски заболеваний к минимуму стоит заниматься закаливанием. Оно помогает организму бороться с неблагоприятными внешними факторами. Известно много способов повысить сопротивляемость и иммунитет:
- Принятие воздушных ванн. Это наиболее доступный и легкий способ. Старайтесь часто устраивать прогулки на свежем воздухе, проветривайте помещения. Летом выезжайте загород. Чистый лесной воздух – самая лучшая профилактика заболеваний;
- Принятие солнечных ванн. Не менее эффективным для человека является нахождение на солнце. Однако с ним стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов;
- Прогулки босиком. Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов;
- Обтирания – мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца;
- Обливания холодной водой – самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем;
- Контрастный душ. Чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм.
- Моржевание. Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом.
Отказ от вредных привычек
Мы не станем углубляться и долго говорить о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит свое здоровье и уже давно отказался от этих губительных привычек или сейчас на пути к этому.
Здоровье школьников – залог успешного обучения
У кого есть здоровье, есть и
надежда, а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Здоровье человека – проблема достаточно
актуальная для всех времен и народов, а в
настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения
определила здоровье как состояние «полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов».
Как и в воспитании нравственности и
патриотизма, так и в воспитании уважительного
отношения к здоровью необходимо начинать с
раннего детства. По мнению
специалистов–медиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы. Почему это происходит?
Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно
считают: для ребенка самое важное – это хорошо
учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя
болит голова, если твой организм ослаблен
болезнью и леностью?
Деятельность педагогов и медицинского
персонала в направлении укрепления здоровья
учащихся следует считать
оздоровительно-образовательной работой, которая
является комплексом оздоровительных мер
гигиенической, лечебно-профилактической,
физкультурной, психолого-педагогической,
природно-оздоровительной,
художественно-эстетической направленности в
сочетании с образованием детей по вопросам
укрепления и сохранения здоровья. Вопросам,
позволяющим понять значимость оздоровительных
мероприятий, особенности их использования в
личном оздоровлении и формировании осознанного
отношения к своему здоровью.
Школа – это не только учреждение, куда на
протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это
ещё и особый мир детства, в котором ребёнок
проживает значительную часть своей жизни, где он
не только учится, но и радуется, принимает
различные решения, выражает свои чувства,
формирует своё мнение, отношение к кому–либо или
чему–либо.
Внедрение в учебный процесс
здоровьесберегающих технологий позволяет
добиться положительных изменений в состоянии
здоровья школьников.
Основной целью нашего учебного заведения,
стремящегося работать в русле педагогики
здоровья, стало формирование
здоровьесберегающего образовательного
пространства, отвечающего медицинскому и
педагогическому принципу: «Не навреди!»
Мы решили взглянуть на образовательную среду
современной школы с точки зрения экологии
детства и, как её основной линии, – охраны и
укрепления здоровья детей, и ответить на вопрос:
является ли образовательная среда школы
здоровьесберегающей?
В самом общем смысле «среда» понимается как
окружение. Образовательная среда школы
рассматривается педагогами как «система влияний
и условий формирования личности, а также
возможностей для её развития, содержащихся в
социальном и пространственно-предметном
окружении». [ В. А. Ясвин]
Как найти наиболее эффективные формы
организации школьной жизни, пути и средства
внедрения здоровьесберегающих технологий,
возможности разгрузки учебного процесса и
снятия утомляемости школьников? Как сделать так,
чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при
этом им было бы комфортно и интересно?
Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы
определили основные направления в этой работе:
– сохранение и укрепление физического
здоровья детей;
– сохранение психического здоровья;
– создание благоприятной
социально-психологической адаптации.
Помимо уроков физкультуры для укрепления
физического здоровья детей, в нашей школе
проводятся уроки здоровья. На этих занятиях
формируется мотивация здорового образа жизни. Мы
знакомим учеников с упражнениями, позволяющими
снять усталость, развивающие мелкую моторику
мышц, укрепляющие здоровье. Дети узнают об
истории Олимпийского и спортивного движения.
Занятия проводятся в игровой форме, часто на
свежем воздухе.
Наши учителя работают по учебникам в рамках
эксперимента «Организация образовательного
процесса на базе учебного комплекса «Школа –
2000…» В основу его положены
личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, учитель не формирует
личность, а создает условия для проявлений
внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а
идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с
ребенком, раздумывает вместе с ним над его
проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных
оценок личности, а дает ребенку возможность
самому найти себя и пройти свой путь в поиске
истины;
– учитель организует работу исходя из
гуманистических принципов:
– ребенок учится только через действие;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности
в учебной деятельности;
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от
учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его
поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Исходя из этих принципов, мы, организуя процесс
обучения, проводим личностно ориентированные
уроки. Каждый ученик должен научиться составлять
план действий, осуществлять его, уметь
перебирать различные варианты решений, уметь
строго подчиняться заданным правилам, уметь
организовывать поиск необходимой информации.
Поэтому, начальный этап любого урока – это
составление плана. Причем учащимся, по ходу
работы, предоставляется возможность внести
изменения в планирование.
Следующий этап урока – актуализация знаний
детей, необходимых для изучения нового
материала, выработка навыка истолкования своего
опыта. После этого ставится проблемный вопрос
или создается проблемная ситуация (это может
быть игровая ситуация, помощь героям любимых
произведений, иллюстрации на различные темы,
загадка, ребус песни и др.). Есть два варианта
«открытия» детьми нового знания:
– объяснение учителем в процессе беседы с
учениками с опорой на предыдущие знания, решение
учащимися практических и теоретических задач;
– короткое объяснение учителя (введение в
проблему), самостоятельная работа с учебником,
решение практических и теоретических задач.
Итак, учитель опирается на субъективный опыт
учеников, обобщает его, подводит итог, научно
«окультуривает».
Следующий, очень важный этап урока, научить
ребенка применять полученные знания, те или иные
правила, законы. Учащиеся выполняют
тренировочные задания, их число должно быть
больше, чем можно решить на уроке (задания
предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка
создается «ситуация успеха – я могу, у меня
получается, я выберу задания сложней».
На таких уроках учителя применяют различные
формы организации учебно-познавательной
деятельности: фронтальные, парные, групповые,
индивидуальные. Самый сложный способ работы –
групповой. Но это и самый лучший способ развития
речи, способностей детей; он учит детей общению,
формирует у них активную позицию,
самостоятельность в принятии решений. Такая
форма работы является наиболее удачной для
уроков закрепления знаний. Мы ее используем с 1
класса, но делаем это постепенно и
последовательно. Хочется отметить благотворное
влияние групповой формы работы на детей: сильные
стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы
приходить на помощь, объяснить непонятное.
Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них
появилось желание ответить на вопрос, самим
что-либо спросить, помочь товарищу.
Личностно ориентированное обучение является
здоровьесберегающей технологией.
На каждом уроке учителя проводят по две-три
физкультурных паузы, хотя бы одну из них – под
музыку. Для их проведения можно использовать
различные подручные средства, которые позволят
сделать оздоровительные минутки интересными и
разнообразными. К таким предметам можно отнести
любой предмет, лежащий на парте: ластик, книгу,
карандаш и т. д.
Обязательными на уроке являются упражнения для
глаз, мелкой моторики рук. Их часто проводим под
рифмовки.
Также проводим динамические паузы между
уроками и занятиями на различных отделениях
школы дополнительного образования. Динамические
паузы стараюсь проводить на спортивной площадке,
в гимнастическом зале. Дети двигаются, играют,
общаются. Школьники по очереди готовят
интересные игры для одноклассников. Эта работа
помогает им ориентироваться в обилии литературы,
содержащей описание игр для детей. Ученики
учатся работать с коллективом, доходчиво
объяснять свои мысли и желания. А участники игр,
кроме двигательной активности, активизируют и
мышление, память, эмоции. Динамические паузы
можно делать сюжетными, давать им название. Это
формирует у детей интерес к их выполнению, к
окружающей жизни.
В нашем учреждении все учителя работают в
тесном контакте с медико-профилактическим
центром, созданным на базе нашей школы. Врачи
отслеживают медицинские показатели здоровья
детей класса, дают рекомендации по профилактике
и предотвращению некоторых заболеваний. Дети
посещают массажный кабинет, кабинет релаксации,
физиотерапевтический кабинет, пьют кислородные
коктейли. Школьный врач регулярно посещает
учеников классов, следит за динамикой
показателей здоровья. Учителя стараются
следовать всем рекомендациям врачей. В начальных
классах, практически, стопроцентная
посещаемость.
После окончания уроков дети посещают школьную
столовую, где для них уже готов комплексный обед.
После этого они на свежем воздухе совершают
прогулку по «дорожкам здоровья», наблюдают за
изменениями в жизни природы.
Среди условий, обеспечивающих эффективное
решение проблемы сохранения и укрепления
здоровья детей, исключительное значение имеет
возрастной подход к организации школьной жизни
ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы
бывают загружены учебными предметами, домашними
заданиями, занятиями в различных кружках и
секциях. Родители, да и учителя, стараются
максимально научить ребёнка всему. Но наличие
знаний само по себе не определяет успешность
обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел
самостоятельно их добывать и применять. Любой
предмет из школьной программы, рассказанный
доступным детям языком, в игровой форме, с
элементами театрализации, применением красочной
наглядности, может оказаться простым и
интересным. Готовясь к каждому рабочему дню,
учителя должны обязательно подбирать и готовить
интересные задания, развивающие детей.
Принцип развития предполагает ориентацию
содержания образования на стимулирование и
поддержку эмоционального,
духовно-нравственного, социального и
интеллектуального развития детей. Этот принцип
создает условия для проявления
самостоятельности, инициативности, творческих
возможностей детей в различных видах его
деятельности, а не только для накопления знаний и
формирования навыков решения предметных задач.
Принцип вариативности содержания образования
дает возможность сосуществования различных
подходов к отбору содержания и технологий
обучения с учетом возрастных возможностей детей.
Вариативность обеспечивает дифференциацию
образования, то есть возможности
индивидуального развития каждого ребёнка, и что
особенно важно – учет особенностей различных
контингентов детей: детей с проблемами в
развитии, детей-инвалидов. Хочется подчеркнуть,
что без формирования у детей навыков полноценной
учебно-познавательной работы, без сохранения
особой познавательной мотивации, без
становления самосознания и самооценки ребёнка
как субъекта новой для него деятельности «учения
– обучения» нельзя создавать начальную школу
как реальную здоровьесберегающую среду в целом.
Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это
радость, счастье, открытие нового. Очень важно в
начальной школе заложить ростки будущих побед,
успехов, открытий.
А как избежать перегрузки детей на уроке? Как
предотвратить их утомляемость? Мы применяем
задания различной степени сложности, меняем виды
деятельности, подбираем задания развивающего
характера, отдыхаем вместе с детьми, стараемся
разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами.
Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает,
а остаётся высокой. Показателем этого является
итоговая аттестация учащихся.
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет
детям настроиться на плодотворную работу.
Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится.
Пусть не сразу, но получится. Это позволяет
сохранить психическое здоровье детей. С новыми
душевными силами взяться за трудное дело учения.
Каждое утро в нашей школе мы начинаем с
музыкально-ритмической разминки. Под мелодии
любимых детских песен дети выполняют движения,
подпевают любимым героям из мультфильмов,
кинофильмов, учителя тоже поют вместе с ними.
Ни для кого не секрет, что иногда школьные
результаты учащихся способствуют формированию
школьных стрессов, которые, накапливаясь,
губительно действуют на детский организм.
Окружающий мир, которому ребенок радовался,
перестаёт быть для него радостным и
занимательным, маленький человек закрывается и
отгораживается ото всех, оставаясь наедине со
своими проблемами. Музыкально-ритмические
переменки дают возможность «выпустить пар»,
проявить свою самостоятельность, быть
руководителем в проведении некоторых
упражнений. Дети чувствуют себя увереннее. Они
общаются друг с другом, учатся помогать и
поддерживать друг друга, что влияет на изменение
их коммуникативной культуры.
Работа со школьным психологом позволяет
целенаправленно вести наблюдение за психическим
здоровьем детей, гибко реагировать на различные
его изменения. Индивидуальные занятия, тренинги,
групповые упражнения проводятся в классе по мере
необходимости. Школьные страхи, неуверенность в
собственных силах, присутствующие в начале
первого класса у некоторых детей, постепенно
уходят. Ведь рядом понимающие взрослые,
добро
Школа здоровья
Школа здоровья
Школа здоровья «Сахарный диабет»
Цель школы: Помощь пациентов в управлении своими
заболеваниями, дать понятие о сахарном диабете и бороться с
болезнью. Повысить интерес к жизни.
Сахарный диабет — хроническая
заболевание, при котором поджелудечная железа не вырабатывает достаточно
инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин.
Это проводит к повышенному уровню содержания глюкозы в
крови. Выделяют два типа сахарного
диабета.
Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у
детей, подростков и молодых людей с резко пониженной выроботкой
инсулина.
Сахарный диабет ІІ типа – чаще появляется в
зрелом возрасте, после 40 лет, когда в организме ослабевает
воспримчивость клеток к инсулину и его недостаточно
для нормализации сахара в крови.
Факторы риска развития сахарного диабета:
- Малоподвижный образ
жизни;
- Острые стрессовые состояния,
длительное напряжения;
- Родственники первой линии с
сахарным диабетом;
- Сердечно – сосудистые
заболевания: артериальная гипертония;
- ишемическая болезнь сердца,
атеросклероз;
- Заболевания поджелучной железы
(панкреатин, рак)
Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3 основные
группы:
Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло,
сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием жира,
консервированные или жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)
Алкоголь –( крепкие алкогольные
напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).
Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис,
фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба
и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).
Низкая (бедная) пища: Овощи, ягоды, диетический напитки и
подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).
Питание при диабете
Основные принципы:
- Прием пищи в определенные
часы -4-5-6 раз в день
- Прием в течении для основной
части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких белком, боғатых
сложенными углеводами.
- При каждом приеме
пищи равномерное потреблении пищи содержающий простые и
сложные углеводы.
- Умеренное потребление белковых
продуктов
Сахарный диабет – это, прежде
всего, особый образ жизни, при соблюдении которого можно снизить
риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять высокий
уровень качества жизни.
Школа здоровья «Артериальная гипертония»
Цель школы здоровья АГ: обучение населения
навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды
профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным
действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития
заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых
зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою
жизнь и окружающие его условия.
Девиз школы: «Физическая активность
– основа здорового образа жизни»
Артериальное давление – хроническое
заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся повышением
цифр артериального давления выше 140/90 мм ртутного столба.
Гипертоническая болезнь – сложное заболевание, в основе
которого лежит сочетание многих факторов. Это так называемые
факторы риска, которые можно разделить на неизменяемые
и изменяемые.
Неизменяемые факторы риска:
- Наследственность (указание на
наличие у кровных родственников гипертонической
болезни).
- Возраст (у лиц старше 50 лет
вероятность возникновения ГБ значительно возрастает).
К изменяемым факторам риска, связанным с образом
жизни, относятся:
- Избыточная масса тела.
- Повышенное
потребление поваренной соли (более 5-6 г в сутки).
- Курение.
- Злоупотребление алкоголем.
- Малоподвижный образ жизни.
- Длительное употребление
определенных гормональных препаратов.
Основные клинические проявления
Симптомы органных поражений:
- головной мозг и глаза: головные
боли, головокружение, мелькание мушек перед глазами, снижения зрения,
приступы внезапных кратковременных потерь сознания,
нарушения чувствительности и двигательной функции;
- сердце:
сердцебиение, боль в грудной клетке, одышка, отеки ног;
- почки: жажда,
увелечение или уменбшение количество выделяемой
мочи, появление в поче белка, элементов крови.
- периферические
артерии: зябкость конечностей, боли в икроножных мышцах при ходьбе
Дневник больного гипертонической
болезнью
Дата
|
Время суток
|
АД
|
Пульс
|
Принятие лекарства, вид, доза,
крат-ность приема
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
В своем дневнике пациент
должен записывать значения АД и пульса, как минимум, 3 раза в день:
утром после пробуждения, днем и в конце дня; указывать,
какое и когда принял лекарство, а также, если возможно,
записать запущенные погрешности в диете, имевшие место стрессовые
ситуации, метеофакторы, т.е. все, что может повлиять на
уровень артериального давления.
С помощью дневника пациента врач
сможет определить факторы, отрицательно влияющие на АД с тем, чтобы
дать ему правильный совет, а самое главное — правильно
подобрать лекарство, которое будет «держать» его давление в
течение суток на оптимальном уровне, ибо резкие
колебания артериального давления еще более вредны для
сосудов, чес стабильно высокое АД.
Рекомендации по изменению образа жизни
у больных АГ
Мероприятия
|
Рекомендации
|
Снижения массы тела
|
Поддерживать нормальную массу тела
(ИМТ= 18,5 -24,9 кг/м2)
|
Диета
|
Диета, богатая фруктами, овощами, продукты с пониженным содержанием
общего количевство жиров и насыщенных жиров
|
Ограничение потребления соли
|
Потребление соли не должно превышать 100100мэкВ/л (2,4г натрия или
6г хлорида натрия)
|
Физическая активность
|
Регулярные физические нагрузки: быстрая ходьба не менее 30 мин в
день
|
Диета при артериальной гипертонии
Диета для больных АГ должна
быть полноценной, сбалансированной, содержать
дастоточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов,
минеральных солей и микроэлементов. В диете следует значительно
ограничивать потребление поваренной соли, азотистых
экстративных веществ, а также уменьшить
содержание животных жиров и легко всасываемых
углеводов. Рацион должен быть обогащен солями калия и
магния, витаминами С и Р и группы В, растительными
маслами, липотропными веществами, клеточными
оболочками и продуктами моря, содержащими в себе
различные минеральные вещества и микроэлементы, в том
числе и органический йод, витамины
группы В.С помощью диеты можно влиять на основные
факторы риска развития АГ: нарушение водно-электролитного
баланса, дислипидемия и атеросклероз, повышенная масса тела,
неумеренное потребление тонизирующих напитков, алкоголя и никотина.
Школа здоровья «Бронхиальная астма»
Бронхиальная астма — это хроническое
инфекционно-аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое
характеризуется приступами одышки, затруднения дыхания и др.
При устранении аллергена и при
адекватном лечении все симптомы проходят. Различают внешние и внутренние
факторы, которые способствуют развитию астмы.
Аллергенами могут быть любые
вещества: домашняя пыль, шерсть животных, продукты (мед, цитрусовые, специи и
др.), плесень, пыльца растений, предметы бытовой химии, лекарства, табачный дым
и др.
Факторы риска
Существует прямая зависимость от
наследственного фактора. Т.е. если в семье кто-то из родственников имеет
диагноз бронхиальная астма, то у детей вероятность заболеть астмой очень
высока. Помимо этого существует такой фактор, как повышенная чувствительность
дыхательных путей, т.е. состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком
легко или слишком мощно в ответ на аллергены. Так же важным фактором является
половая принадлежность больного. В детском возрасте мальчики болеют
бронхиальной астмой чаще чем девочки. Однако во взрослом возрасте
распространенность бронхиальной астмы среди женщин выше, чем среди мужчин.
Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы
К таким факторам относят:
воздействие физической нагрузки, холодного воздуха, раздражающих газов,
изменения погоды, эмоциональные нагрузки и стрессы. они не могут стать причиной
бронхиальной астмы, однако если такой диагноз поставлен, они могут приводить к
возникновению приступов.
Зная факторы возникновения
бронхиальной астмы, можно избежать этого недуга!
Причины
Причины увеличения
распространенности астмы в детском возрасте многообразны. Имеет значение среда
как внутри жилища, так и вне дома, в особенности это касается аэроаллергенов, в
частности, домашнего клеща. Наличие большого количества насекомых, например,
зеленых мотыльков или тараканов, также может иметь отношение к астме. Важной
причиной является климат, поскольку количество аллергенов тесно связано с
климатической характеристикой местности: влажный и теплый климат благоприятствует
размножению клещей и плесени.
Профилактика
Из питания бронхиальной астмой
должны быть исключены пищевые продукты, являющиеся причиной болезни. Важным
фактором профилактики лекарственной аллергии является полное исключение из
применения лекарственных препаратов, использование которых вызывает приступы
удушья или другие аллергические проявления.
Следует проводить ежедневную влажную
уборку, устранить из жилых помещений ковры, мягкую мебель, ковровые дорожки.
Книги должны находиться в застекленных шкафах или полках. Целесообразно
ограничить использование дома синтетических моющих средств, бытовых химических
аэрозолей.
Не следует содержать в доме
животных, птиц, аквариумы. У больных с выявленной сенсибилизацией к аллергенам
пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать
синтепон или аналогичные материалы.
Дети, больные бронхиальной астмой,
нуждаются в постоянном для контроля над течением заболевания и оценки
эффективности проводимой терапии.
Регулярность наблюдения зависит от
тяжести периода заболевания.
Школа здоровья «Ишемическая болезнь сердца»
Цель школы здоровья ИБС : обучение населения
навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды
профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным
действиям по преодолению поведенческих факторов риска
развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от
которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно
менять свою жизнь и окружающие его условия.
Девиз школы: «Физическая активность
– основа здорового образа жизни»
Ишемическая болезнь сердца -
хроническое (долгосрочное, продолжающееся), постоянно
прогрессирующее заболевание сердца. Она включает в себя
такие формы, как стенокардия, аритмии,
сердечная недостаточность, инфаркт миокарда и др.
Симптомы ишемической болезни сердца:
Приступы боли за
грудиной (стенокардия). Приступы загрудинной боли
воспринимаются одними больными как дискомфорт, другими – как
давящая, сжимающая или жгущая боль (иногда она расценивается или как
изжога). Характерным симптомом ишемической болезни сердца, когда
боль «отдается» в левое плечо или левую руку. Боль может
«отдавать » также в шею, и на правую сторону в плечу и руку, в
межлопаточное пространство.
- Быстрая
утомляемость и мышечная слабость.
- Чувство
нехватки воздуха.
- Одышка при
физической нагрузке и ощущение сердцебиения.
- Появление
отеков на стопах и голенях к концу дня.
- Возможно –
тошнота и снижение аппетита.
Каждый должен
придерживаться следующих мер снижения риска возникновения
сердечных заболеваний:
Придержитесь
здорового питания это важнейшая ступень снижения риска.
Регулярно
занимайтесь физическими упражнениями: это снизит
риск возникновения заболевания. Упражнения
укрепляют сердце, помогают ему более эффективно
работать.
Бросайте курить
Контролируйте
уровень холестерина и сахара в крови.
Следите за своим
весом. Избыточная масса тела, а тем более ожирение способствует
развитию ишемической болезни сердце.
Старайтесь
избегать стрессов.
Контролируйте
кровяное давление. Повышение давления создает серьезную
нагрузку на сердце.
Регулярно
проходите профилактические осмотры.
БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ И ЖИВИТЕ ДОЛГО!
Школа «Будущая
мама»
1. Общая часть
1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе
поликлиники.
1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный
вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В
гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной
пропаганды.
1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:
— здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и
лиц, ее окружающих;
— мать, как носительница нового качества жизни является партнером
врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его
нравственное и физическое здоровье;
— необходимость возрождения святости детства, материнства,
формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он
растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;
— формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.
1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных
женщин и членов ее семьи.
1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный
врач.
1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.
2. Задачи школы
2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.
2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме
работы поликлиники, контактных телефонах.
2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить
правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.
2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной
профилактике гнойно-септических инфекций.
2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных
заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и
др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.
2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических
особенностях новорожденного ребенка.
2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу
грудного вскармливания.
2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной
медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо
вызвать скорую медицинскую помощь.
2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного,
необходимым лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком.
——
2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам,
особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.
2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти
детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной
встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет
предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить
врача-генетика и т.п.
2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди
детей.
2.13. В результате проводимой работы достичь:
— снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими
заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;
— недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых
причин;
— повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности
поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;
— увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;
— обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1
года, снижение числа отказов от прививок;
— снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.
3. Порядок работы школы
3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная
женская консультация.
3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по
необходимости частота занятий может увеличиваться).
3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в
кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за
получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.
3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при
необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.
3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п.,
также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного
изучения.
3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют
анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем
для принятия организационных выводов.
3.7. Учет посещений ведется в журнале ——
4. Оснащение школы «Будущая школа»
ПРОГРАММА
школы “Будущая мама”
Занятие № 1
Тема: Уход за новорожденным.
Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним,
а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать
практические навыки ухода.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за
малышом.
2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.
3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным,
профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
4. Предметы ухода за новорожденным.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 2
Тема: Рациональное вскармливание ребенка.
Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в
формировании здоровья ребенка.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Преимущества грудного вскармливания.
2. Принципы грудного вскармливания.
3. Правила кормления грудью.
4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 3
Тема: Воспитание новорожденного ребенка.
Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания
является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики,
массажа.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического
здоровья ребенка.
2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.
3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.
4. Профилактика травматизма, СВС.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 4
Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения
заболеваний.
Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и
неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы
учреждения.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Профилактические прививки как метод специфической
профилактики инфекционных заболеваний.
2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний
(причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).
3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры
профилактики).
4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике
(режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета
профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова
СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).
5. Информация о работе школы “Молодая семья”.
6. Практическая часть:
— вопросы-ответы
— предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу
— анкетирование