Школа пациента: Школа пациентов – 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.

Школа пациентов

«Школы пациентов» – информационно-просветительский проект, проводящийся на базе НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова при участии ведущих специалистов-онкологов, клинических психологов и юристов.

Организаторами этого важного проекта являются Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Петрова и Межрегиональное общественное движение «Движение против рака».

Первая «Школа пациентов» состоялась в апреле 2008 года. За прошедшие годы регулярное проведение школ позволило найти наиболее эффективную форму занятий: это встречи с участием онколога (медицинская часть школы), юриста (правовая часть школы) и психолога.

Даты ближайших мероприятий можно посмотреть здесь.

Специалисты-онкологи в доступной форме рассказывают о современных технологиях и передовых методах диагностики и лечения злокачественных опухолей. Юристы поднимают важные аспекты прав пациентов, взаимодействия с работодателем, вопросы социальной защиты. Особое внимание уделяется правам пациентов на получение бесплатной медицинской помощи и лекарств, а так же необходимым действиям в случае нарушения этих прав.

Важным блоком «Школы пациентов» является участие психолога, который подсказывает больным как не сломаться и выстоять в борьбе с заболеванием. В основе тем и обсуждений каждого последующего занятия, лежат вопросы участников школы, актуальные темы, которые волнуют пациентов и их родственников.

Проект, в рамках которого ведется актуальный диалог специалистов с больными и их родственниками, имеет высокое социальное и общественно-полезное значение. Регулярные встречи на курсах «Школы» помогают укреплению доверия между пациентом и врачом, позволяют наладить плодотворное сотрудничество между ними на благо пациента. И конечно, огромная польза школы в том, что она позволяет пациентам познакомиться, обменяться опытом борьбы с недугом и поддерживать друг друга.

«Школа пациентов» в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова – это место, где пациенты и их родственники всегда могут задать волнующие их вопросы и получить компетентные ответы.

«Школа пациента»

В России, в соответствии с программой государственных гарантий, всем ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации   медицинская помощь предоставляется бесплатно, в том числе и лечение — антиретровирусная терапия (АРВТ), которая в свою очередь является пожизненной.

Нарушение схемы лечения приводит к появлению устойчивости вируса к лекарственным препаратам, прогрессированию заболевания и дальнейшему распространению ВИЧ-инфекции среди населения. Это подтверждает важность формирования у пациентов высокого уровня приверженности к приему лекарств.

Выполнение всех необходимых условий эффективного лечения требует от пациента определенных усилий, дисциплины и организованности.

Эффективное сотрудничество пациента и медицинского специалиста, уверенность в необходимости лечения и его положительных отдаленных результатах, устойчивая мотивация на постоянный прием препаратов – являются залогом успешной борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Для того чтобы помочь людям, живущим с ВИЧ, узнать больше о заболевании и получить ответы на все интересующие вопросы, касающиеся проблемы ВИЧ-инфекции, БУЗ Орловской области «Орловский центр СПИД»  организует набор участников в программу «Школа пациента» — программа лекций и консультаций о жизни с ВИЧ.

Основные задачи программы «Школа пациента»:

 

  1. Повышения информированности пациентов о заболевании и его фактах  риска.
  2. Формирование  умений  и  навыков  по  самоконтролю  состояния  здоровья,  оказанию  самопомощи в  случаях обострений и присоединения сопутствующих ВИЧ  заболеваний.
  3. Формирование  навыков  и  умений  по  снижению неблагоприятного  влияния   здоровье  поведенческих  факторов  риска (характер питания,  вредные привычки и др.).
  4. Формирование  практических  навыков  по  анализу  причин, факторов,  влияющих  на  здоровье  и обучение  составлению плана индивидуального оздоровления.

План-график и программа работы Школы ВИЧ-инфицированных взрослых пациентов

День работы

Время работы

Тема

Первая, вторая пятница месяца февраль, март, июнь, август, ноябрь

с 13‑30 до 14‑30

Что такое ВИЧ-инфекция. Факторы риска передачи ВИЧ-инфекции. Дискордантные пары. Социальные проблемы у ВИЧ-инфицированных. Психологическая адаптация  больных ВИЧ-инфекцией. Взаимоотношения в быту и обществе.  

Вторая, третья среда месяца: февраль, март, июнь, август, ноябрь

с 15‑30 до 17‑00

Наблюдение в Центре СПИД. Антиретровирусная терапия: цели, показания, сроки назначения,  схемы и причины смены препаратов. Лабораторные и клинические показатели эффективности лечения.  Контроль и самоконтроль  антиретровирусной терапии, течения  ВИЧ-инфекции.

Третья, четвертая пятница месяца: февраль, март, июнь, август, ноябрь

с 13‑30 до 14‑30

Осложнения ВИЧ-инфекции. Первичная и вторичная их профилактика. Законодательство  в области профилактики, диагностики и лечения  ВИЧ-инфекции. Права и обязанности ВИЧ-инфицированных

План-график и программа работы Школы ВИЧ-инфицированных детей и их родителей

День работы

Время работы

Тема

Первая пятница месяца: апрель, октябрь

с 13‑30 до 14‑30

Что такое ВИЧ-инфекция. Факторы риска передачи ВИЧ-инфекции от матери  плоду, новорожденному.  Поведение детей и родителей в быту и  коллективе.

Вторая среда месяца: апрель, октябрь

с 15‑30 до 17‑00

Наблюдение в Центре СПИД. Антиретровирусная терапия: цели, показания, сроки назначения, схемы и причины смены препаратов. Лабораторные и клинические показатели эффективности лечения.  Контроль и самоконтроль  антиретровирусной терапии

Четвертая пятница месяца: апрель, октябрь

с 15‑30 до 17‑00

Осложнения ВИЧ-инфекции. Первичная и вторичная их профилактика

План-графи и программа работы Школы ВИЧ-инфицированных беременных женщин

День работы

Время работы

Тема

Первый вторник месяца: май, сентябрь, июль

с 13‑30 до 14‑30

Что такое ВИЧ-инфекция. Наблюдение в Центре СПИД. Факторы риска передачи ВИЧ-инфекции от матери плоду, новорожденному.

Вторая среда месяца: май, сентябрь, июль

с 15‑30 до 17‑00

Антиретровирусная терапия. Цели, показания, сроки назначения. Схемы и причины смены препаратов. Лабораторные и клинические показатели эффективности лечения. Контроль и самоконтроль антиретровирусной терапии

Четвертая пятница месяца: май, сентябрь, июль

с 15‑30 до 17‑00

Осложнения ВИЧ-инфекции. Первичная и вторичная их профилактика

Для того чтобы стать участником

достаточно просто обратиться к своему лечащему врачу!!!

 

                             

Занятия ведут специалисты БУЗ Орловской области «Орловский центр СПИД», 

участники программы – люди, живущие с ВИЧ-инфекцией.

Все новости

Школа пациентов – Фонд развития МСП

С 2008 года Фонд развития МСП реализует этот подход в рамках одной из своих ключевых программ “Обучение для пациентов и повышение информированности по вопросам лечения”.

«Школа пациентов» – это системная деятельность по оказанию и содействию в получении комплекса специализированных медицинских, психологических и социальных услуг для людей с ВИЧ-инфекцией и их близкого окружения, основанная на медико-социальном сопровождении клиентов и объединении усилий соответствующих профильных служб, в целях повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий и развития приверженности им.

Разработка и апробация методики

В 2007 г. в РФ были приняты Стандарты лечения ВИЧ-инфекции (утв. Приказами МЗСР №474, 475 от 9.7.2007), которые впервые стали содержать услугу “Школа больного с ВИЧ-инфекцией”, функционирование которой до сих пор официально не регламентировано. После утверждения указанных Стандартов, в этом же году Фонд развития МСП приступил к разработке методики “Школы пациентов” и реализации пилотного проекта по ее апробации и внедрению в практику здравоохранения. К разработке модели были привлечены медицинские специалисты, эксперты в области организации здравоохранения и социальных услуг, представители сообщества пациентов. В 2008–2009 гг. была организована работа 10 пилотных “Школ пациентов” в 9 городах РФ (Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Набережные Челны, Оренбург, Пермь, Челябинск) на базе центров по профилактике и борьбе со СПИДом, которая получила позитивные отзывы.

В 2010 году модель «Школы пациентов», разработанная Фондом, была взята за концептуальную основу для проекта по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, который был реализован Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест» (РКК) на федеральном уровне в рамках Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2009 г. N 1079 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Общероссийской общественной организации “Российский Красный Крест” на осуществление мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции».

В рамках проекта понятие “Школа пациентов” рассматривалось как комплексная система поддержки пациентов с ВИЧ-инфекцией, групповые занятия были включены в эту систему как один из методов работы, были проведены обучающие мероприятия для ведущих групповых занятий. В каждом регионе ежемесячно проводилось не менее 1 цикла групповых занятий. Для данного проекта были дополнительно разработаны программы для отдельных групп пациентов (беременные, наркопотребители, дискордантные пары и т.д.), которые показали свою востребованность и стали широко использоваться в дальнейшем.

Описание методики и включение в стандарты оказания помощи

Так как деятельность Школы пациентов не регламентирована, ее методика развивалась и совершенствовалась Фондом развития МСП на основе собственного многолетнего практического опыта. По итогам проделанной работы в рамках федерального проекта, в 2011 году Фонд развития МСП выпустил Практическое руководство по организации социального сопровождения пациентов с ВИЧ-инфекцией (1я редакция – 2011 года). В руководстве описана методика модели «Школа пациентов», включая требования к организации работы, требования к персоналу, приведено описание услуг, принципы и особенности функционирования, этапы и порядок работы, начиная от привлечения клиентов и заканчивая мониторингом и оценкой ее эффективности. В 2016 г. Фондом выпущено 2е издание Руководства.

С 2012 года «Школа пациентов, инфицированных ВИЧ» снова нашла отражение в новой редакции Стандартов медицинской помощи, согласно которым эта услуга относится к немедикаментозным методам профилактики, лечения и медицинской реабилитации в составе медицинских услуг для лечения заболевания и контроля за лечением. Стандарты первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи при болезни, вызванной ВИЧ утверждены приказами Минздрава РФ №1511н и №758н.

В 2018 году Школа пациентов вошла в новые Стандарты первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ (утв. приказами Минздрава РФ №№797-802 от 20.11.2018), где усредненный показатель частоты предоставления этой услуги составил – 1 (ранее был 0,1), а усредненный показатель кратности применения – 3 (ранее был 1). Предложенная Фондом и отработанная за 10 лет методика проведения школы пациентов предусматривает проведение как раз не менее 3х занятий для каждого пациента с ВИЧ – таким образом, новые Стандарты и наша методика проведения школ со временем стали соответствовать друг другу.

В 2014 году Роспотребнадзор выпустил Методические рекомендации «Профилактика заражения ВИЧ», в которых признается роль подходов, используемых в рамках Школы пациентов, в развитии приверженности лечению: «Наилучших результатов по повышению приверженности пациентов лечению можно достичь при использовании мультипрофессиональных команд, которые создаются по принципу постоянного практического взаимодействия между ее специалистами для оперативного и эффективного решения проблем пациента, и школ пациента».

Реализация в рамках программ поддержки пациентов «Опора» и “В Центре Внимания”

В рамках содействия реализации принятых Стандартов, с 2013 года «Школа пациентов» стала обязательным компонентом Программы Фонда развития МСП по комплексному обслуживанию пациентов Центров по профилактике и борьбе со СПИДом “ОПОРА”, а с 2018 г. – программы “В Центре Внимания”, которые направлены на повышение уровня приверженности диспансеризации и лечению ВИЧ-инфекции.

Целью реализации «Школы пациентов» является формирование у пациентов устойчивой приверженности к диспансеризации и лечению ВИЧ-инфекции, повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий центров СПИД.

Для достижения заявленной цели «Школы пациентов» в рамках ее работы проводятся следующие виды деятельности:

  • Информационно-просветительская деятельность – осуществление комплекса мероприятий в рамках вторичной и третичной профилактики социально значимых инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, вирусные гепатиты В и С, ИППП)
  • Информационно-консультативная деятельность по формированию приверженности диспансеризации и лечению, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
  • Деятельность по оказанию услуг социального сопровождения, реадаптации и ресоциализации пациентов
  • Организационная деятельность по созданию, развитию и поддержанию работоспособных связей в рамках инфраструктуры медицинских и социальных учреждений для оказания услуг клиентам

Деятельность «Школы пациентов» в рамках программ Фонда  строится с соблюдением следующих принципов:

  • Принцип самоопределения (добровольности) клиента, который включает в себя соблюдение процедуры информированного согласия
  • Принцип конфиденциальности, который означает недопустимость разглашения информации личного характера без согласия клиента
  • Принцип профессиональной компетентности, подразумевающий, что специалист «Школы пациентов» не дает критической оценки действиям клиента, но постоянно оценивает свою работу и стремится повышать квалификацию
  • Принцип разделения обязанностей и согласованности действий предполагает, что каждый из специалистов «Школы пациентов» не должен выходить за рамки своей специализации, навыков и компетенции
  • Принцип ответственности по отношению к клиентам
  • Принцип социальной активизации предполагает мотивирование ВИЧ-положительного пациента к самостоятельным действиям при решении проблем его социализации
  • Следует формировать у клиентов реальные ожидания от деятельности «Школы пациентов».

Комплексный подход

Как показывает практика, для людей, получающих комплексное медико-социальное обслуживание, вероятность соблюдения медицинских рекомендаций и формирования приверженности к лечению гораздо выше по сравнению с теми, с кем соответствующая работа не проводится. Многие услуги медицинских специалистов пациент получает на базе различных учреждений, без достаточной их координации между собой. А сопутствующие и вспомогательные психосоциальные услуги чаще всего предоставляются вне медицинских учреждений. «Школа пациентов» призвана помогать людям ориентироваться в процессе оказания различных услуг и обеспечивать скоординированное взаимодействие различных сторон для удовлетворения комплексных потребностей, что в результате способствует формированию приверженности к лечению ВИЧ-инфекции и, при правильном подходе, – способствует ответственному принятию решения о раннем начале лечения, в соответствии с Национальными клиническими рекомендациями по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции и Протоколами диспансерного наблюдения и лечения больных ВИЧ-инфекцией

Школа пациента

Дата

Тематика занятий

Ответственные должностные лица

Привлекаемые специалисты

09.01.2020

Что такое ВИЧ?

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

16.01.2020

Жизненный цикл ВИЧ. Уникальность ВИЧ

Заведующий ЭО

Согласованный специалист ЭО

23.01.2020

Влияние ВИЧ на организм человека

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

30.01.2020

Значимость лабораторных исследований и наблюдений

Заведующий КДЛ

Согласованный специалист КДЛ

06.02.2020

Цели и задачи антиретровирусной терапии

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

13.02.2020

Возможность лечения ВИЧ-инфекции

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

20.02.2020

Лабораторные показатели эффективности лечения.

Влияние АРВ препаратов на различные этапы жизни вируса

Заведующий КДЛ

Согласованный специалист КДЛ

27.02.2020

«Приверженность лечению»: обоснование необходимости высокой приверженности.

Факторы, определяющие приверженность

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

27.02.2020

Побочные эффекты АРВТ

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

05.03.2020

Жизнь с ВИЧ:

— факторы риска передачи инфекции

– дискордантные пары

Заведующий ЭО

Согласованный специалист ЭО

12.03.2020

Пути передачи ВИЧ: правда и мифы

Заведующий ЭО

Согласованный специалист ЭО

19.03.2020

Постановка диагноза ВИЧ-инфекции

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

02.04.2020

Диспансерное наблюдение за больными ВИЧ-инфекцией

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

09.04.2020

Химиопрофилактика вторичных заболеваний

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

16.04.2020

Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции.

Доконтактная профилактика ВИЧ-инфекции

Заведующий ЭО

Согласованный специалист ЭО

23.04.2020

Туберкулез и ВИЧ-инфекция

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

07.05.2020

Вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

14.05.2020

Онкология и ВИЧ-инфекция

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

21.05.2020

Беременность и ВИЧ-инфекция

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

28.05.2020

Дети и ВИЧ-инфекция

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

04.06.2020

Раннее взятие на АРВТ и его преимущества

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

18.06.2020

Особенности назначения АРВТ у подростков

Заведующий ОДНЛ

Согласованный специалист ОДНЛ

Центр СПИД — Расписание занятий школы пациента

Расписание занятий школы пациента

Уважаемые пациенты, а так же их родственники и друзья!

Приглашаем на занятия в Школе пациента.

КАЖДУЮ СРЕДУ В 18:00

БЕСПЛАТНО, БЕЗ ЗАПИСИ, ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Тема занятия

Ведущий

Дата

Заболевания сердечно-сосудистой системы у людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.

Тесля Ольга Владимировна,

 кардиолог высшей категории

05.02.2020

Осложнения ВИЧ-инфекции. Первичная и вторичная профилактика.

Майорова Светлана Олеговна,

к.м.н. заведующий инфекционным поликлиническим отделением

12.02.2020

Проблемы зависимости у пациентов с ВИЧ-инфекцией. Отношения с родственниками, помощь и поддержка.

Мороз Дмитрий Владимирович, психиатр-нарколог высшей категории

19.02.2020

Антиретровирусная терапия: цели, показания, сроки назначения. Схемы и причины смены препаратов. Побочные эффекты. Лабораторные и клинические показатели эффективности лечения.

Сизова Наталья Владимировна,

д.м.н. заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе

26.02.2020

Занятия проводятся по адресу: СПб Центр СПИД,  наб. Обводного канала, д. 179 Лит А (старый корпус), 4 этаж, конференц-зал, в 18:00

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА | Опубликовать статью РИНЦ

Савиных Е.А.1, Снхчян А.С.1

1Студент 5 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается отношение молодых врачей к организации образовательных школ для пациентов. Претворение в жизнь разработанного проекта позволит прогрессивно инвестировать в здоровье пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. Информация может быть полезна медицинским работникам с целью формирования мотивации к совершенствованию своего профессионального уровня, а также пациентам для повышения информированности о возможности участия в образовательных программах по управлению своим заболеванием и улучшению качества жизни.

Ключевые слова: обучение пациентов, школы для больных, профилактика.

Savinykh E.A.1, Snkhchyan A.S.1

15th year student of the Internal medicine faculty, FSBEI HE Kirov SMU MOH Russia

EDUCATIONAL SCHOOLS FOR PATIENTS: VIEWPOINT OF MEDICAL COMMUNITY

Abstract

This article discusses how young doctors treat educational schools for patients. The implementation of the developed project will allow progressively investing into the health of patients with chronic noncommunicable diseases. This information can be useful for health workers as it motivates them to improve their professional level. Patients are motivated to raise awareness concerning the opportunities of participation in educational programs and consequently manage their disease and improve the overall quality of life.

Keywords: patient education, schools for the sick, prevention.

 

Актуальность. Одной из важнейших стратегий в развитии здравоохранения является усиление его профилактической направленности [1]. Несомненно, школы здоровья по праву можно считать перспективным методом первичной и вторичной профилактики. Внедрение образовательных программ в комплекс лечебных мероприятий способствует наиболее полной реализации людьми своего потенциала здоровья. Перед врачами стоит ответственная задача – выступить в качестве посредников, добиваясь у пациента формирования доминанты на активное участие в процессе оздоровления [4].

Цель исследования. Выяснить отношение врачебного сообщества к образовательным программам для пациентов.

Задачи исследования:

  • Определить позицию врачей в отношении образовательных программ для пациентов
  • Обозначить главные факторы, оказывающие влияние на мотивацию врачей в принятии участия в организации школ здоровья
  • Выяснить осведомленность врачей о проведении школ здоровья, актуальной тематике образовательных программ
  • Предложить эффективное сочетание способов представления информации при обучении пациентов

Результаты исследования:

Материалы и методы. С помощью специально разработанной анкеты нами были опрошены 100 врачей-терапевтов как представителей первичного звена здравоохранения, из них 22 мужчин и 78 женщин, средний возраст которых составил 29,5 (±4,3) года.

В нашей стране законодательно регламентировано создание школ для пациентов с хронической патологией, что не только доказано улучшает адаптацию больных, но и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [5].

В ходе исследования был проведен анализ представлений современного общества молодых врачей об обучении пациентов в школах здоровья.

Абсолютное большинство врачей-терапевтов (99%) осведомлены о существовании школ здоровья для пациентов и убеждены в необходимости их создания повсеместно в медицинских учреждениях. 88% считают личное участие в них показателем профессионального развития, так как умение доступно излагать сложные аспекты развития заболеваний требует гибкости ума.

С точки зрения представителей врачебного сообщества, наиболее приоритетными направлениями образовательных программ являются следующие: школа больных с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательной систем, школа сахарного диабета, школа материнства и детства. Однако учитывая проблему коморбидности, необходимо проведение интегрированных занятий («Школа пожилого человека»).

Получены сведения о достижении терапевтического сотрудничества с больными, мнении врачей о базисе знаний пациентов и их понимании своего состояния. 69% врачей уверены, что быстро достигают комплаенса с большинством больных. 72 % утверждают, что альянс между пациентом и врачом напрямую зависит от исходной образованности и степени мотивации больного к выздоровлению. Большинство врачей (74%) указывают на необходимость в дополнительной подготовке специалистов, унификации знаний в образовательную программу, которая позволит наиболее качественно проводить занятия в школах здоровья.

Выделены некоторые причины, препятствующие становлению образовательной деятельности врачей: эмоциональное выгорание (25%), низкая степень готовности к проявлению субъектной позиции (47%), отсутствие педагогических качеств (30%) и практики в подобных проектах (19%), дефицит времени (36%), нехватка площади для организации школы здоровья (25%), недостаточная финансовая поддержка (89%). Стоит добавить, что 35% респондентов сами не соблюдают ЗОЖ. По мнению 51% специалистов, проблемы, возникающие на пути к участию в школах самих пациентов, связаны с невысокой информированностью населения о возможностях центра здоровья, а также незаинтересованностью в посещении школ.

Опираясь на опыт предыдущих исследователей, мы разработали основные подходы к содержанию цикла занятий в школах здоровья.

Чтобы достичь максимальной продуктивности в обучении людей с хроническим заболеванием, занятия должны проходить в форме открытого диалога, строиться по принципу «от простого к сложному» и включать 3 блока: информационный, интерактивный и практический. В рамках теоретического блока рассматриваются вопросы о причинах и механизмах развития заболеваний, воздействии различных факторов риска и связанных с ними мерах профилактики. Кроме того, здесь освещаются основные клинико-диагностические критерии ухудшения состояния, показания для обращения к врачу. Далее следует интерактивный блок, который проходит при активном участии слушателей и представляет собой получение ответов на вопросы, интересующих пациентов. Практический блок направлен на формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи [4]. В дополнение к вышесказанному, могут проводиться тренинги с участием специалистов психотерапевтического профиля.

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо иметь техническое оснащение, большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических буклетов, листовок, памяток, аудиоматериалов, видеофильмов, презентаций, популярной литературы). Желательно, чтобы занятия проходили микросоциумом (не более 8-12 человек) в отдельном помещении и продолжались не более 90 минут. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, способных влиять на образ жизни больных [2], [3]. При данном типе консультирования создается благоприятный психологический фон, снижается чувство одиночества и улучшается эмоциональный контакт. Следует заметить, что врач должен иметь профессиональную подготовку в области педагогики, что позволит ему обучать пациентов с разным уровнем базовых знаний и социальным статусом, а также грамотно доносить информацию.

В настоящее время реализуется программа по проведению дистанционного обучения больных. Оно позволяет охватить большое число людей, живущих далеко от медицинского учреждения и/или не имеющих возможностей пройти обучение очно.

Резюмируя вышеизложенное, становится очевидно, что итогом пройденного цикла должно явиться повышение ответственности человека за сохранение здоровья и формирование активной жизненной позиции в отношении своего заболевания.

Выводы:

  • В целом отношение врачебного сообщества к организации образовательных проектов для пациентов имеет положительный оттенок, большинство врачей достигают высокого уровня комплаенса и выражают готовность в проведении школ для пациентов, однако, только при создании оптимальных условий труда и материального стимулирования.
  • Далеко не все доктора обладают компетентностью для проведения школы здоровья, в ряде случаев молодые врачи сами признают, что не соблюдают правила здорового образа жизни.
  • Наиболее приоритетными темами занятий должны стать распространенные заболевания органов кардиореспираторной, эндокринной и опорно-двигательных систем, а также вопросы материнства и детства.
  • Рекомендуется эффективное сочетание теоретической и практической частей занятия с использованием мультимедийных средств. В перспективе возможно внедрение в широкую массовую практику дистанционных форм обучения. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению является одной из главных задач работы образовательных школ для пациентов [2].

Список литературы / References

  1. Здоровье – 2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being/about-health-2020 (дата обращения 27.12.2016 г.)
  2. Организация школ здоровья в первичном звене здравоохранения [Электронный ресурс] URL: http://www.starcrb.ihb.by/centrn/centrn_shkola.php (дата обращения 27.12.2016).
  3. Положение о Школе здоровья для пациентов [Электронный ресурс] URL: http://vocmp.oblzdrav.ru/vnimaniu-rukovoditelei-2 (дата обращения 27.12.2016).
  4. Школы здоровья для пациентов с заболеваниями почек. [Электронный ресурс] URL: http://med-pomosh.com/?p=5538 (дата обращения 27.12.2016).
  5. Явгильдина А.М. Роль образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями [Электронный ресурс] /А.М. Явгильдина// Медицинский вестник Башкортостана. – 2011. – №1 (6). – С.110–112. – ] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnyh-programm-dlya-patsientov-s-hronicheskimi-zabolevaniyami (дата обращения 27.12.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Zdorovie – 2020: osnovy evropeyskoy politiki I strategiya dlia XXI veka [Health – 2020: Foundations of European Policy and Strategy in XXI Century] [Electronic resource] URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being/about-health-2020 (reference date 27.12.2016) [In Russian]
  2. Organizatsiya shkol zdorovia v pervichnom zvene zdravoohraneniya [Organization of Health Schools in Primary Care] [Electronic resource] URL: http://www.starcrb.ihb.by/centrn/centrn_shkola.php (reference date 27.12.2016). [In Russian]
  3. Polozheniye o shkole zdoroviya dlia patsientov [Regulation on Health School for Patients] [Electronic resource] URL: http://vocmp.oblzdrav.ru/vnimaniu-rukovoditelei-2 (reference date 27.12.2016). [In Russian]
  4. Shkoly zdoroviya dlia patsientov s zabolevaniyami pochek. [Health Schools for Patients with Kidney Diseases.] [Electronic resource] URL: http://med-pomosh.com/?p=5538 (reference date 27.12.2016). [In Russian]
  5. Yavgildina A.M. Rol’ obrazovatelnykh program dlia patsientov s khronicheskimi zabolievaniyami [Role of Educational Programs for Patients with Chronic Diseases] [Electronic resource] /A.M. Electronic resource // Medical Bulletin of Bashkortostan. – 2011. – No.1 (6). – P.110–112. – ] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnyh-programm-dlya-patsientov-s-hronicheskimi-zabolevaniyami (reference date 27.12.2016). [In Russian]

Единая школа пациентов

30 января состоялось очередное занятие Единой школы пациента.

О том, как похудеть с пользой для здоровья, рассказала заместитель главного врача Ульяновской областной клинической больницы, врач-терапевт Надежда Глущенко.

По ее мнению, для борьбы с лишним весом необходимо выявить погрешности рациона и ликвидировать их за счет максимального включения в ежедневное меню овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, нежирных сортов мяса, рыбы, птицы. Чтобы не переедать, нужно правильно выбрать размер порции, есть три раза в день с 2-3 перекусами между приемами пищи. Кроме того, врач-терапевт рассказала о плюсах дробного питания:

Подробнее…

30 января в 16.00 состоится очередное занятие «Единой школы пациента».

Центр общественного здоровья приглашает всех желающих для участия в мероприятии по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 4, конференц-зал.

В качестве спикера выступит заместитель главного врача Ульяновской областной клинической больницы, врач-терапевт Надежда Глущенко.

Многие считают, что имеют лишний вес, и хотят похудеть, но далеко не каждый владеет методикой расчета нормального веса. Специалист научит делать это правильно и расскажет, какую опасность для здоровья представляют лишние килограммы. Участникам школы представят методику дробного питания, а также расскажут, какие продукты должны стать основой ежедневного рациона и как выбрать оптимальный размер порции.

Подробнее…

28 ноября состоялось очередное занятие проекта «Единая школа пациента» по теме здорового образа жизни больного сахарным диабетом.

В качестве эксперта перед участниками выступила заведующая Центром Диабета Ульяновской областной клинической больницы Оксана Корнеева.

Согласно статистике, общее число больных сахарным диабетом в Российской Федерации составляет 4,8 млн человек. В Ульяновской области сахарным диабетом страдает более 43 тыс. человек. Характерно, что в 1996 году эти показатели составляли 1,3 млн по стране в целом и 16,1 тыс. – по Ульяновской области. Столь высокий рост показателей позволяет говорить об эпидемии сахарного диабета в мире, которая составляет серьезную угрозу для общественного здоровья.

Оксана Корнеева подчеркнула, что для больного сахарным диабетом первостепенное значение имеет здоровый образ жизни. Для тех, у кого сахарный диабет выявлен впервые, постановка диагноза становится спусковым механизмом стресса, который только усугубляет течение заболевания. На самом деле, поводов для тревоги нет. Здоровая и активная жизнь при сахарном диабете возможна, диабет – не приговор, а образ жизни. Сбалансированное питание, оптимальные физические нагрузки, регулярный прием назначенных врачом препаратов, жесткий самоконтроль и обучение в школах сахарного диабета позволяют контролировать и корректировать уровень сахара крови и способны эффективно предупреждать осложнения. 

Подробнее…

28 ноября в 16.00 пройдет очередное занятие проекта «Единая школа пациента», темой которого станет образ жизни больного сахарным диабетом.

Занятие состоится по адресу: Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова (г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 20, конференц-зал, 7 этаж).

В качестве эксперта перед участниками выступит заведующая Центром Диабета Ульяновской областной клинической больницы Оксана Корнеева.

Оксана Корнеева развенчает распространенные мифы, связанные с факторами риска развития заболевания, противопоказаниями, возможными причинами и последствиями сахарного диабета. Также специалист расскажет об использовании глюкометра в домашних условиях. Участники узнают о технике применения прибора, а также о том, как обеспечить стерильность и безопасность при измерении уровня сахара крови. В заключение Оксана Корнеева ответит на все интересующие вопросы аудитории.

Подробнее…

В преддверии Всемирного дня борьбы с инсультом состоится очередное занятие «Единой школы пациента». Оно будет проходить 24 октября в 16.00 в актовом зале поликлиники № 2 Центральной клинической медико-санитарной части им. В.А. Егорова (пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 8а, 2 этаж).

В ходе занятия медицинский специалист отделения острого нарушения мозгового кровообращения Регионального сосудистого центра Ульяновской областной клинической больницы осветит вопросы профилактики инсульта и факторов развития данного заболевания, а также расскажет о «правиле золотого часа».

Отметим, что одним из факторов риска развития инсульта является стрессовая ситуация, поэтому во второй части занятия медицинский психолог Ульяновской областной клинической психиатрической больницы им. В.А. Копосова расскажет, как в современном мире сохранить психическое здоровье, предложит способы релаксации и снятия напряжения, а также ответит на все интересующие вопросы слушателей.

Подробнее…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *