Работа сердца
Образовательные цели:
- закрепить знания об особенностях строения
сердца
- углубить и обобщить знания о причинах
неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и
их характеристиках
- научить учащихся решать задачи с применением
знаний о сердечном цикле
- показать взаимосвязь строения и функций сердца
- познакомить учащихся с особенностями регуляции
работы сердца (автоматизм, нервная, гуморальная)
Воспитательные цели:
- формирование навыков здорового образа жизни:
показать роль физических упражнений в
нормальной работе сердца; показать
отрицательное влияние на работу сердца курения и
алкоголя
Развивающие цели:
- развитие умений работать с учебником: выделять
главное, анализировать, сравнивать, определять
понятия
- развитие творческих , коммуникативных
способностей
План урока:
I. Проверка Д/з:
1. круги кровообращения
2. строение сердца
II. Изучение новой темы
1) сердечный цикл
2) решение задачи на знание сердечного цикла
3) регуляция работы сердца
4) факторы, влияющие на деятельность сердца
III. Закрепление
1.синквейн
2. тест
IV. Домашнее задание
V. Рефлексия
Ход урока
I. У:
Я предлагаю вам вспомнить детский стишок:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять…
Вдруг охотник прибегает…
К тому моменту, когда охотник сделает “пиф,
паф”, кровь из сердца успевает добежать до пяток
и макушки и вернуться обратно.
У:
Давайте вспомним, какой путь проходит кровь
(работа с таблицей “Круги кровообращения” )
II.1
У:
Какие сосуды замыкают круги кровообращения и
обеспечивают непрерывную циркуляцию крови?
(капилляры)
А вам известно, что количество капилляров столь
огромно (150 миллиардов), что если их вытянуть в
одну линию, ею можно будет свыше двух раз
опоясать земной шар. И такой путь кровь
преодолевает не раз и не два в год, а каждую
минуту на протяжении всей жизни человека.
Орган, заставляющий двигаться кровь по сосудам
– сердце, обладает поразительной
работоспособностью. Давайте обратимся к фактам:
- В сутки сердце делает 100 тысяч ударов, за год –
почти 40 миллионов.
- Общая работа желудочков за одну минуту
составляет133,5 Дж, а за сутки 192240 Дж. Она
достаточна, чтобы поднять человека массой 64 кг.
на высоту 300 метров.
- В течение жизни сердце выбрасывает в аорту
столько крови, что ею можно было бы заполнить
канал длиной в 5 км., по которому прошел бы большой
волжский теплоход.
- В среднем за удар сердце выталкивает 60 см3
крови, при физической работе — 200 см3 . Сердце может
работать в 6-8 раз сильнее, чем в покое, и за 1 час
перегонять до 35 л. крови. За 8,5 часов лыжного
пробега на 100 км. сердце спортсмена перекачивает
35 тонн крови – целую железнодорожную цистерну
Что с вашей точки зрения необходимо знать,
чтобы ответить на главный вопрос нашего урока:
В чем секрет неутомимости и работоспособности
сердца?
(строение сердца, как оно работает)
У:
На первый вопрос мы с вами уже можем ответить
(Ответ: строение сердца)
У: Для того чтобы ответить, как работает сердце,
нам необходимо поработать с учебником. На с. 130
прочитайте текст “Сердечный цикл” и попробуйте
заполнить предложенную вам таблицу
Заполняя колонку “Состояние клапанов”,
отметьте, открыты они или закрыты.
Таблица 1
Фазы сердечного цикла |
Длительность фазы |
Движение крови |
Состояние клапанов |
створчатые |
полулунные |
|
|
Из предсердий в желудочки |
|
|
|
|
Из желудочков в сосуды |
|
|
|
|
Кровь переходит в предсердия и
желудочки |
|
|
(Таблица 1 в готовом виде)
Фазы сердечного цикла |
Длительность фазы |
Движение крови |
Состояние клапанов |
створчатые |
полулунные |
Сокращение предсердий |
0,1 |
Из предсердий в желудочки |
Открыты |
Закрыты |
Сокращение желудочков |
0,3 |
Из желудочков в сосуды |
Закрыты |
Открыты |
Расслабление |
0,4 |
Кровь переходит в предсердия и
желудочки |
Открыты |
Закрыты |
Исходя из полученной информации, ответьте на
вопрос:
В чем секрет неутомимости и работоспособности
сердца?
(работает сердце только в тот момент, когда
выталкивает кровь, а в остальное время отдыхает)
У:
Давайте посчитаем, сколько работают, а сколько
отдыхают различные отделы сердца
(таблица 1 дана на доске, на ее основе
составляется таблица 2)
Таблица 2
|
Работают |
Отдыхают |
Предсердия |
0,1 |
0,7 |
Желудочки |
0,3 |
0,5 |
Створчатые клапаны |
0,3 |
0,5 |
Полулунные клапаны |
0,5 |
0,3 |
II. 2
У: Полученные знания о сердечном цикле помогут
нам в решении задач
Разбор задачи (задание а. — разбирают вместе, б. -
I вариант, г. — II вариант)
Представьте ритмичную работу сердца52-летнего
человека, и, исходя из продолжительности фаз
сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у
него:
а) отдыхали мышцы желудочков сердца
б) отдыхали мышцы предсердий
в) работали (были закрыты) створчатые клапаны
г) работали (были закрыты) полулунные клапаны
Решение:
а) |
52г. |
— |
0,8 с. |
|
|
хг. |
— |
0,5 с. |
Х= 52г. * 0,5 с./ 0,8 с.=32,5 г. |
б) |
52г |
— |
0,8 с. |
|
|
хг. |
— |
0,7с.. |
Х=52г. * 0,7с./ 0,8 с. = 45,5 г. |
в) |
52г |
— |
0,8 с. |
|
|
хг. |
— |
0,3с.. |
Х=52г. * 0,3с./ 0,8 с. = 19,5 г. |
г) |
52г. |
— |
0,8 с. |
|
|
хг. |
— |
0,5 с. |
Х= 52г. * 0,5 с./ 0,8 с.=32,5 г. |
Ответ:
а) 32,5 лет отдыхали мышцы желудочков сердца
б) 45,5 лет отдыхали мышцы предсердий
в) 19,5 лет работали (были закрыты) створчатые
клапаны
г) 32,5 лет работали (были закрыты) полулунные
клапаны
II.3
Сердце работает на протяжении всей жизни
человека – во время работы отдыха, сна. Давайте
вспомним, какие системы регулируют деятельность
любого органа, в том числе и сердца.
(нервная и эндокринная)
У: Чтобы уточнить как именно нервная и
эндокринная системы регулируют деятельность
сердца, обратимся к учебнику.
Прочитайте текст на стр. 131 и допишите в
предложенную вам схему недостающие детали.
Схема 1
(Схема 1 в готовом виде)
У:
В отличие от других органов регуляция работы
сердца осуществляется не только под влиянием
нервной и гуморальной системы, но и под влиянием
импульсов, возникающих в нем самом – такая
способность носит название автоматизм
Запись в тетради:
Автоматизм сердца – это способность сердца
ритмически сокращаться без внешних раздражений,
под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
У:
В сердце человека источником автоматизма
служат особые мышечные клетки. Они располагаются
в различных его отделах. В здоровом сердце
человека главным центром зарождения
автоматических импульсов являются мышечные
клетки, расположенные в правом предсердии.
Именно способностью к автоматизму можно
объяснить то, что сердце способно сокращаться
даже вне организма. Об этом свидетельствуют
следующие факты:
Наблюдали бьющееся сердце зародыша цыпленка,
помещенное в стакан с теплым физиологическим
раствором. В этих условиях сердце пульсировало
три месяца.
В другом случае клетки сердечной мышцы росли,
но не двигались. И пульсацию сердца обнаружили
совершенно случайно в момент, когда хотели
выплеснуть его из стакана, спустя 65 суток от
начала опыта.
Немецкий ученый Коррель поддерживал в
питательной среде сокращение кусочка сердца
куриного зародыша в течение семи лет.
Сердце собаки вне организма может сокращаться
в определенных условиях в течение нескольких
суток.
II. 4
У:
Сердце считается наиболее живучим из всех
органов. Однако из всего сказанного не надо
делать вывода, что работа дается сердцу легко.
Ему, конечно, трудно, а отдых совершенно
необходим для восстановления сил. Поэтому, чем
большую помощь вы сможете оказать своему сердцу,
тем дольше и лучше будет служить вам этот
неутомимый труженик
Сообщение 1
Заболевания сердца и сосудов по тяжести
последствий занимают первое место среди всех
заболеваний. Движение, разумная физическая
нагрузка — непременное условие здорового сердца
и всего организма. Правильная тренировка важна
для сердца и мышечной системы, а физическая
бездеятельность для них губительна. В работе
сердечная мышца хорошо снабжается питательными
веществами и кислородом.
Какие же физические упражнения для сердца
самые полезные? Те, которые выполняются
непрерывно и достаточно долго. К ним относятся:
бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, езда на
велосипеде, катание на коньках, спортивные игры
(футбол, баскетбол, теннис). Получив разрешение от
врача можно заниматься любым из них или
чередовать по своему желанию. Важно только, чтобы
продолжительность занятий была не меньше 20-30
минут и не больше 1-1,5 часа в день. Проводить
занятия лучше всего 3-4 раза в неделю.
Конечно, пробежать с непривычки полчаса без
отдыха будет трудно или даже невозможно. Но в
этом и нет необходимости. Начинать надо с
небольших пробежек в 3-5 минут, чтобы не очень
уставать. Нагрузку в беге, и в других упражнениях
нужно увеличивать до 20 минут и больше постепенно,
в течение нескольких месяцев.
Занимаясь таким образом, вы заметите, что
пробегаете, проплываете или проходите
значительно больше, а устаете – меньше. Это и
есть результат укрепления сердца. Оно становится
сильнее, легче справляется со своими задачами и
потому работает надежнее, лучше, позволяя вам
выполнять нагрузки, еще недавно казавшиеся
невыполнимыми
Сообщение 2
От состояния сердечных сосудов во многом
зависит деятельность сердца.
Различного рода нервные перенапряжения,
длительное переутомление могут вызвать стойкие
спазмы мелких артерий, питающих кровью сердце.
Никотин — сильный сосудосуживающий яд, поэтому
курение является причиной спазма сосудов.
Затрудняет движение крови тесная одежда,
особенно сдавливающая грудь, шею, что мешает
кровоснабжению сердца, мозга. Тугой пояс может
быть причиной замедления кровотока в органах
брюшной полости, а тесная обувь — в ногах. Для
гигиены сердца важен нормальный сон. Во сне
сердце работает спокойно и с меньшей силой, чем
при бодрствовании.
Чрезмерное потребление животной пищи (мяса,
масла, яиц) в среднем и пожилом возрасте
способствует откладыванию жироподобного
вещества холестерина и солей кальция в среднем
слое стенок артерий. Губительно влияет на стенки
артерий неумеренное употребление спиртных
напитков. В результате сосуды теряют свою
эластичность и гибкость, становятся твердыми и
хрупкими. Просвет их нередко сужается, движение
крови затруднено. От этого страдает сердце.
Для предупреждения болезней сердца и сосудов
необходимо создавать достаточные по силе и
продолжительности физические нагрузки,
соблюдать режим труда и отдыха, правильно
питаться, отказаться от курения и употребления
алкоголя.
III.1
У:
Сегодня на уроке вы достаточно много узнали о
работе сердца, предлагаю вам в качестве
творческого задания составить синквейн на тему
“Сердце”.
Синквейн – стихотворение в прозе из 5 строк
1 строка — тема
2 строка — 3-5 прилагательных
3 строка — 3-5 глаголов
4 строка — 1-2 суждения (умные предложения)
5 строка — эмоция, выражающая личное отношение к
теме
(на задание дается 3-5 минут, затем желающие
представляют свои работы)
Например:
Сердце
Горячее, сильное, молодое.
Бьется, тикает, живет.
Сердце, один из важнейших органов в
человеческом организме.
Радость.
III.2
Тест (проверяется сразу путем взаимопроверки)
1 вариант
1.В деятельности сердца можно выделить:
а) две фазы
б) три фазы
в) четыре фазы
2. Сколько длится сокращение предсердий в
сердечном цикле?
а) 0,1с.
б) 0,3с.
в) 0,4с.
3. Какова продолжительность фазы расслабления в
сердечном цикле?
а) 0,1с.
б) 0,3с.
в) 0,4с.
4. Парасимпатическая нервная система работу
сердца:
а) усиливает
б) ослабляет
5. Как влияет на деятельность сердца адреналин?
а) усиливает
б) ослабляет
Правильные ответы: 1б 2а 3в 4б 5а
2 вариант
1. Сердце зародыша цыпленка, помещенное в
физиологический раствор, сокращается благодаря:
а) нервной регуляции
б) гуморальной регуляции
в) автоматизму
2. Сколько длится сокращение желудочков в
сердечном цикле?
а) 0,4с.
б) 0,3с.
в) 0,1с.
3. Считается, что створчатые и полулунные
клапаны сердца работают, если они:
а) открыты
б) закрыты
4. Симпатическая нервная система работу сердца:
а) ослабляет
б) усиливает
5. Как влияет на деятельность сердца
ацетилхолин?
а) ослабляет
б) усиливает
Правильные ответы: 1в 2б 3б 4б 5а
IV.
Вычислить сколько работали:
а) предсердия
б) желудочки
в) створчатые клапаны
г) полулунные клапаны у вас или ваших близких
(мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры) на
выбор.
V. У:
И в завершении нашего урока я предлагаю вам
закончить одну из предложенных фраз:
Сегодняшний урок показал мне…
На будущее мне надо иметь в виду…
Сегодня я узнал…
Литература:
- Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. Мастер-
класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Батуев А.С. Биология. Человек. Учебник для 9
класса. – М.: Просвещение, 1994.
- Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д.,
Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения
анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие
для учителей. — М.: Просвещение, 1973.
- Залесский М. Занимательная анатомия.- М.: Росмэн,
1998.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. Пособие
для учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2000.
- Каминский Ю.В. Абитуриенту Владивостокского
Государственного Медицинского Университета.
Учебное пособие. Владивосток, 1998.
Работа сердца и сосудов, фазы сердечного цикла (Часть 1).
Сердце, это пожалуй самая главная мышца в организме человека. Оно сокращается более 100000 раз в сутки и прокачивает более 760 литров крови, через 60 000 кровеносных сосудов.
Работа сердца совершается циклически. Перед началом цикла сердце находится в расслабленном состоянии, предсердия и желудочки наполнены кровью. Началом цикла сокращения сердца считают сокращение предсердия, в результате чего в желудочки попадает дополнительное количество крови. Затем предсердия расслабляются, а желудочки начинают сокращаться, выталкивая кровь в отводящие сосуды (легочную артерию, несущую кровь в легкие, и аорту, доставляющую кровь в остальные органы). После периода изгнания крови желудочки расслабляются и наступает фаза общего расслабления. Фаза сокращения сердца называется систолой, а фаза расслабления – диастола сердца.
Сердце у человека 4-х-камерное, состоит из левого предсердия и левого желудочка и правого предсердия и правого желудочка.
Сердце это мотор нашего организма. Это мышечный насос, основная функция которого – сократительная – заключается в непрерывном круговом перемещении крови по всему организму. Кислород доставляется от легких к тканям, а СО2, являющийся одним из «шлаков», — к легким, где кровь снова обогащается кислородом. Также, с кровью во все клетки организма доставляются питательные вещества, а из них выводятся другие «шлаки», которые с помощью органов выделения (например, почки) удаляются из организма.
Работа сердца, схема кровоснабжения.
Сосуды, несущие кровь от сердца называются артериями. Сосуды по которым кровь поступает в сердце – вены. Кровь, обогащенная кислородом называется артериальной, а в которой мало кислорода, но много CO2 – венозной.
Самая крупная артерия – аорта, она идет непосредственно от левого желудочка сердца, самые мелкие сосуды – капилляры, через стенки которых происходит обмен крови обогащенной кислородом и питательными веществами с тканями организма. Кровь, насыщенная углекислым газом и отходами обмена веществ, собирается в венулах и далее по венам, освобождаясь от шлаков в органах выделения, движется обратно к сердцу, которое выталкивает ее в легкие для освобождения от углекислого газа и обогащения кислородом. Обогащенная кислородом кровь из легких по легочным венам вновь поступает в левое предсердие, перекачивается левым желудочком в аорту, и начинается новый цикл кругового перемещения крови.
Само сердце, сердечная мышца (миокард) снабжается кислородом и питательными веществами венечными (коронарными) сосудами, выходящими из аорты. Это питание для сердца, которое выполняет большую и важную работу. В момент диастолы (расслабления) кровь наполняет коронарные сосуды, а в момент систолы сердца, кровь из них уходит.
Цикл работы сердца.
Различают большой и малый круг кровообращения. Малый круг начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии. Он служит для питания сердца и обогащения крови кислородом. Его еще называют легочным, так как кровь проходит через легкие.
Большой круг (от левого желудочка до правого предсердия) отвечает за кровоснабжение всего тела, кроме легких.
Стенки кровеносных сосудов очень эластичны и способны растягиваться и сужаться в зависимости от давления крови в них. Мышечные элементы стенки кровеносных сосудов всегда находятся в определенном напряжении, которое называют тонусом. Тонус сосудов, а также сила и частота сердечных сокращений обеспечивают в кровяном русле давление, необходимое для доставки крови во все участки тела. Этот тонус, так же как интенсивность сердечной деятельности, поддерживается вегетативной нервной системой (отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов). В зависимости от потребностей организма парасимпатический отдел, где основным посредником (медиатором) является ацетилхолин ( нейромедиатор, осуществляющий нервно-мышечную передачу, а также основной нейромедиатор в парасимпатической нервной системе), расширяет кровеносные сосуды и замедляет сокращения сердца, а симпатический (посредник – норадреналин, гормон мозгового вещества надпочечников и нейромедиатор) – наоборот, сужает сосуды и ускоряет работу сердца.
Нормальное давление 120/80.
Давление в артериях, в момент систолы – систолическое давление – 120 мм.рт.ст.
Давление в артериях во время диастолы сердца – диастолическое артериальное давление – 80 мм.рт.ст.
В медицине давление выше 140/90 уд./мин называют гипертонией. Давление ниже 100/60 уд./мин. называют гипотонией.
Нормой частоты сердечных сокращений (пульс) считают диапазон 60-90 ударов в мин. в покое. Если количество ударов менее 60, то это обзывают брадикардией, если более 90 ударов, тогда это тахикардия. Не регулярное сокращение сердца называют аритмией. У спортсменов циклических видов спорта и любителей со стажем пульс в покое бывает 50 — 40 уд./мин. Это говорит о том, что сердце тренированное, с большим ударным объемом (УО), эффективно прокачивает кровь.
Похожее
Методическая разработка урока по теме «Строение и работа сердца»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Образовательные задачи урока:
- изучение строения сердца;
- формирование у учащихся новых понятий о
сердечном цикле и автоматизме работы сердца,
представлений об особенностях регуляции
сердечных сокращений.
Развивающие задачи:
- развитие у учащихся общебиологических понятий
о взаимосвязи строения и функции сердца,
- развитие логического мышления,
интеллектуальных способностей,
- развитие умений делать выводы на основе
полученной информации,
- развивать устную речь.
- формирование умений самостоятельно
приобретать знания.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать ответственность к учебному труду,
- воспитывать гуманное отношение учащихся друг
другу.
Оборудование: таблица с изображением
строения сердца, сердечного цикла, муляж сердца,
компьютер, информационные листы с заданиями,
мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Проверка знаний.
Приложение 1.
Учащиеся в информационных листах выполняют
задание №1, №2. слайд 2
Вызов (подготовка к активному восприятию темы)
(слайд 3,4,5)
О сердце говорят…
- Сердце человека — запечатанная книга.
- Чует сердце и друга, и недруга.
- Сердце веселится, и лицо цветёт.
- На дне каждого сердца есть осадок.
- Сердце – вещун: чует, где добро, где зло.
- Сердце сердцу весть подаёт.
Вопрос: как вы понимаете смысл пословиц?
(учащиеся дают объяснения)
Учитель. Чувствует ли себя человек
счастливым, постигло ли его несчастье, угрожает
ли ему опасность – все это и многое другое в
жизни человека отражается на работе его сердца.
Какое оно, наше сердце? Что надо делать, чтобы
иметь здоровое сердце? Чтобы ответить на эти
вопросы, надо ознакомиться с его строением и
деятельностью.
С очень давних времен человечество
интересуется строением своего организма,
отдельных его органов, в том числе и сердца. Нет
почти ни одного мыслителя древнего мира, который
бы не затрагивал этих вопросов. Гиппократ считал,
что сердце – очаг теплоты и что в левом желудочке
находится не кровь, а поступающая туда из воздуха
особая жизненная сила – пневма. Аристотель,
спустя сто лет после Гиппократа, пришел к
заключению, что кровь и теплота образуются в
сердце, кровь одухотворяется особой жизненной
силой и течет по венам, а в артериях находится
воздух. Гален – римский мыслитель и врач считал,
что кровь образуется из пищи в печени и по полой
вене поступает в правую половину сердца. В левый
желудочек поступает из легких жизненная пневма.
Через поры в перегородке, отделяющей правую
половину сердца от левой, пневма смешивается с
венозной кровью и “одухотворяет” ее. Связи
между артериями и венами Гален не допускал.
Представления о строении и работе сердца древних
мыслителей были фантастическими.
Всю нашу жизнь центральный орган кровеносной
системы – сердце непрестанно работает. Оно
начинает работать, когда мы еще не родились и
последним прекращает свою работу. У зародыша
человека на третьей неделе развития образуются
кровеносные сосуды. На 18 день жизни плода
начинает биться сердце.
Сейчас вы будете работать в группах, и
выполнять задания, которые помогут выяснить
строение и работу сердца.
Каждой группе выдаются вопросы “Верю — не
верю”, на которые они должны ответить: согласны -
поставить плюс, не согласны – поставить минус,
сомневаются – знак вопроса. На работу отводится 3
минуты, затем результаты выносятся на доску.
Вопросы
- Сердце человека трехкамерное
- В левом желудочке сердца венозная кровь.
- За час сердце перекачивает около 300 л.крови
- У человека в возрасте 60 лет сердце отдыхало 30
лет
- Сердце может сокращаться вне организма
- Сердце весит около 300 г.
II. Реализация смысла
Работа в группах
1 группа
Исследовательский вопрос: каково строение
сердца человека?
Прочитайте статью “ Положение сердца в грудной
полости” на стр. 110, рассмотрите рис.53 настр.111 и
ответьте на вопросы.
- Где расположено сердце и каковы его размеры?
- Каково строение стенки сердца?
- Почему кровь в сердце не смешивается?
- Почему стенка левого желудочка значительно
толще, чем правого желудочка? Почему стенки
предсердий тоньше стенок желудочков?
2 группа
Исследовательский вопрос: почему сердце может
сокращаться в течение всей жизни без заметного
утомления?
Прочитайте статью на стр.112-113 “Сердечный
цикл”, рассмотрите рис.54 на стр. 112 и ответьте на
вопросы.
- Из чего складывается сердечный цикл?
- Сокращения каких отделов сердца (предсердий или
желудочков) протекают более длительно? Чем можно
объяснить их неодинаковую продолжительность?
- Какова роль клапанного аппарата сердца?
- Какие клапаны больше открыты: створчатые или
полулунные?
3 группа
Исследовательский вопрос: почему сердце может
сокращаться даже вне организма?
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Способность сердца ритмично сокращаться
независимо от внешних воздействий, а лишь
благодаря импульсам, возникающим в нем самом,
получила название автоматия. Автоматия связана с
особенностями сердечной мышцы. В сердечной мышце
имеются нетипичные волокна, с их деятельностью
связано возникновение возбуждения в сердце и
проведение его от предсердий к желудочкам. За
способность этих волокон проводить возбуждение
по сердцу их называют проводящей системой
сердца. Скопления клеток нетипичной мускулатуры
называют узлами. Одно скопление есть в правом
предсердии у места впадения верхней полой вены
(это синусный узел). В том же предсердии, но у
перегородки, отделяющей предсердие от желудочка,
находится другое скопление. От него отходят
пучки, которые пронизывают всю сердечную мышцу. В
этих скоплениях, или узлах, и возникает
возбуждение, обуславливающее работу сердца.
Первое возбуждение появляется в самом сердце, в
правом предсердии, в узле у места впадения
верхней полой вены. Отсюда начинается
сокращение. Этот же участок последним перестает
биться при остановке сердца. Возбуждение,
возникшее в этом узле, передается на другие
отделы сердца и вызывает его деятельность. Ритм
работы сердца обусловлен ритмом возникающих в
этом участке сердца волн возбуждения.
- В чем отличие сердечной мышцы от скелетной
мышцы?
- Что такое автоматизм сердца?
- Что такое проводящая система сердца и какова ее
роль в автоматии сердца?
4 группа
Исследовательский вопрос: требования,
предъявляемые организмом к сердечно-сосудистой
системе, постоянно изменяются. Сердце на это
отвечает изменением частоты сокращений. Как
осуществляется регуляция работы сердца?
Прочитайте статью “Регуляция сердечных
сокращений” на стр.113-114 и ответьте на вопросы.
- Как осуществляется нервная регуляция работы
сердца?
- Как изменяется деятельность сердца при
раздражении подходящих к нему нервов?
- Как осуществляется гуморальная работа сердца?
- За счет чего происходит изменение работы сердца
при страхе, гневе, ярости?
После выполнения работы проводится
презентация групповых работ.
Строение сердца (выступление учащихся 1 группы)
слайд 6
Сердце представляет собой мышечный орган,
который постоянно сокращается и заставляет
кровь двигаться. Сожмите руку в кулак, и вы
увидите какого оно размера. Размеры сердца
человека примерно равны размерам его кулака.
Сердце расположено в грудной полости за
грудиной, от середины сдвинуто несколько влево.
Масса его около 250-300г.
Сердце находится в соединительнотканном
“мешке”, который называется околосердечной
сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не
мешает ему работать. Внутренние стенки
околосердечной сумки выделяют жидкость, которая
снижает трение о стенки сердечной сумки.
Стенка сердца имеет три слоя. Эпикард –
наружный слой, покрывающий сердце.
Миокард – средний мышечный слой,
образованный поперечнополосатой сердечной
мышцей.
Эндокард – внутренний эпителиальный слой.
Сердце человека состоит из двух предсердий и
двух желудочков.
Левая и правая половины сердца разделены
сплошной перегородкой. Кровь из предсердий
поступает в желудочки через отверстия в
перегородке между предсердиями и желудочками.
Отверстия снабжены клапанами, которые
открываются в сторону желудочков. Клапаны
образованы смыкающимися створками, поэтому
получили название створчатых клапанов. В левой
части сердца двустворчатый клапан, в правой
части – трехстворчатый. От поверхности и краев
створок отходят сухожильные нити, которые
прикрепляются к мышце желудочков. Сухожильные
нити не позволяют клапанам открываться в сторону
предсердий.
У места выхода аорты из левого желудочка и
легочной артерии из правого желудочка
располагаются полулунные клапаны. Они имеют вид
кармашков, препятствуют движению крови из
артерий в желудочки. Таким образом, клапаны
сердца обеспечивают движение крови только в
одном направлении: из предсердий в желудочки, а
из желудочков – в артерии.
Стенки камер различаются по толщине в
зависимости от выполняемой работы. Мышечная
стенка желудочков значительно толще стенки
предсердий. Это объясняется тем, что желудочки
выполняют большую работу по перекачиванию крови
по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной
отличается мышечная стенка левого желудочка,
который сокращаясь, проталкивает кровь по
сосудам большого круга кровообращения.
Учащиеся выполняют задание №3 “Строение
сердца” слайд 7
Приложение 1
Интересно знать. …………слайд 8
Сердце – неутомимый мотор, который не знает ни
выходных, ни праздников, ни каникул.
— В сутки сердце делает 100 тыс. ударов, за год –
почти 40 млн. ударов.
— Сердце ежедневно расходует количество
энергии, которое могло быть достаточным для
поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м.
— В течение жизни человека сердце выбрасывает в
аорту столько крови, что ею можно было бы
заполнить канал длиной 5 км, по которому прошел бы
большой теплоход.
— За 50 лет жизни сердце совершает работу, равную
работе по подъему груза в 18 тыс. тонн на высоту 227
км.
Сердечный цикл (выступление учащихся 2 группы)
слайд 9
Сердечный цикл – это последовательность
событий, происходящих за время одного сокращения
сердца, которое длится менее1с. Сердечный цикл
состоит из трех фаз.
Во время сокращения (систолы) предсердий,
которое длится около 0,1 сек, желудочки
расслаблены, створчатые клапаны открыты,
полулунные клапаны закрыты, кровь из предсердий
поступает в желудочки.
Сокращение (систола) желудочков длится около 0,3
сек. При этом предсердия расслаблены, створчатые
клапаны закрыты, полулунные клапаны открыты
кровь поступает в легочную артерию и аорту.
Полное расслабление сердца – сердечная пауза,
или диастола, — длится около о,4 сек. При этом
створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты,
кровь из вен попадает в предсердия и частично
стекает в желудочки.
Оптимальный режим работы сердца: предсердия
работают 0,1с и отдыхают 0,7с, а желудочки работают
0,3с и 0,5с отдыхают. В течение одного сердечного
цикла предсердия тратят на работу
приблизительно12, 5%, а желудочки 37,5 % времени;
следовательно, все сердце отдыхает около 50%
времени. Такой отдых в промежутках между
сокращениями обеспечивает восстановление
работоспособности сердца.
Учащиеся выполняют задание №4 “Сердечный
цикл” слайд 10 Приложение 1
Учитель. 3 августа 1903 г. Профессор А.А. Кулябко
оживил сердце ребенка, умершего от воспаления
легких, спустя 20 часов после смерти. Сердце
забилось, когда через него пропустили подогретый
до 37 градусов питательный раствор близкий по
составу к крови.
Почему сердце сокращается даже вне организма?
Автоматизм сердца (выступление учащихся 3
группы) слайд 11
Сердце обладает способностью самопроизвольно
ритмически сокращаться.
Способность сердца сокращаться без внешних
раздражений под влиянием импульсов, возникающих
в нем самом, называется автоматизмом.
В сердце человека источником автоматизма
служат особые мышечные клетки. Они располагаются
в различных его отделах. В здоровом сердце
человека главным центром зарождения
автоматических импульсов, являются мышечные
клетки, расположенные в правом предсердии.
Скопления этих клеток называют узлами. Если
удается сохранить жизнь извлеченного из
организма сердца или оживить сердце трупа, то это
связано с сохранением или пробуждением
деятельности тех участков сердца, где имеются
узды. Иногда у человека после смерти
автоматическая деятельность сердечных узлов в
слабом виде сохраняется еще некоторое время.
Учитель. Было бы ошибочно думать, что в
организме сердце работает самостоятельно,
независимо от общего состояния организма. Работа
сердца находится под контролем центральной
нервной системы, и его деятельность всегда
изменяется под влиянием возбуждения,
поступающего от головного мозга
Регуляция работы сердца (выступление учащихся 4
группы) слайд 12
Центральная нервная система постоянно
контролирует работу сердца посредством нервных
импульсов. От центральной нервной системы к
сердцу подходят два нерва: парасимпатический
(блуждающий) и симпатический. Блуждающий нерв
замедляет работу с
части сердца и их работа
Среднее взрослое сердце, являющееся по своему размеру немногим больше, чем сжатый кулак, весит около 300 грамм и больше похоже на перевернутую грушу, чем на изображение на валентинке. В среднем этот важный орган совершает около 100 000 сокращений в день, от 60 до 100 ударов в минуту, что составляет более 2,5 миллиардов ударов к тому времени, когда нам исполнится 70 лет. Так что заставляет сердце биться?
Части сердца и их работа
Какой источник энергии способен поддерживать эту сложную систему в рабочем состоянии? Что заставляет сердце биться? Ответ прост — электричество. Но прежде чем мы сможем понять, что именно электричество делает в теле, нам сначала нужно понять, какие части сердца существуют и как они работают вместе.

Сердце имеет четыре камеры — две верхние и две нижние. Верхние камеры называются правым и левым предсердиями, а две нижние — правым и левым желудочками. Клапан соединяет атриум с соответствующим желудочком. Трикуспидальный клапан соединяет правое предсердие и желудочек, а митральный клапан соединяет левое предсердие и желудочек.
Весь этот комплект дополняется двумя дополнительными клапанами: пульмонический клапан соединяет правый желудочек с легочной артерией, а аортальный клапан соединяет левый желудочек с аортой. Эти четыре клапана функционируют как ворота, позволяющие крови течь в одном направлении с каждым биением сердца.
Что заставляет биться сердце человека?
Сердце бьется из-за небольшого электрического тока, генерируемого системой сердечной проводимости. Система сердечной проводимости представляет собой группу мышечных клеток в стенках органа.

Он состоит из двух основных компонентов:
- Синоатриальный узел (синусно-предсердный), известный как кардиостимулятор сердца, срабатывает через регулярные промежутки времени, заставляя сердце биться.
- Атриовентрикулярный узел (предсердно-желудочковый) — электрическая «релейная станция» между верхней и нижней камерами сердца.
Когда все эти компоненты работают вместе и сообща, у вас здоровое сердце с ритмом примерно от 60 до 70 ударов в минуту или выше, в зависимости от вашего возраста и других факторов.
Клетки «кардиостимулятора»
Почему бьется сердце? Специальные клетки производят электричество в теле, быстро изменяя их электрический заряд. Когда сердечная мышца расслаблена, клетки электрически поляризованы, что означает, что внутри каждой клетки есть отрицательный электрический заряд. Окружающая среда вне клеток положительна. Клетки деполяризуются, поскольку некоторые из их отрицательных атомов допускаются через клеточную мембрану, и именно эта деполяризация вызывает электричество в сердце. Как только одна клетка деполяризуется, она вызывает цепную реакцию, и электричество течет из клетки в клетку. Когда клетки возвращаются в норму, это называется реполяризацией, и процесс повторяется с каждым биением сердца.

Синоатриальный узел регулируется автономной нервной системой, которая контролирует все автоматические функции организма, включая сердцебиение, дыхание и пищеварение. Симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система являются частью автономной нервной системы и работают вместе, чтобы контролировать, как быстро клетки кардиостимулятора самопроизвольно деполяризуются и увеличивают и уменьшают скорость, с которой синусно-предсердный узел посылает электрические сигналы.
Роль симпатической нервной системы
Симпатическая нервная система отвечает за увеличение сердечного ритма во время физических упражнений, в то время как парасимпатическая нервная система понижает пульс в периоды отдыха. Когда синоатриальный узел запускает электрический импульс, то он сначала проходит через верхние камеры сердца и проходит через предсердно-желудочковый узел, где замедляется. При замедлении электрического сигнала атриовентрикулярный узел позволяет верхним камерам сердца сокращаться раньше, чем желудочкам.

У людей могут быть разные внутренние частоты пульса покоя, и причина этого заключается в балансе между симпатической и парасимпатической нервной системами. У спортсменов, например, развивается более высокий парасимпатический тонус с продолжением тренировок, и поэтому во время отдыха пульс будет ниже, чем у обычных людей.
Что определяет ритм вашего сердца?
Что заставляет сердце биться? Как работает этот жизненно важный орган? Регулярное биение сердца достигается в результате присущей сердечной мышце ритмичности. Никаких нервов внутри самого сердца нет, и ни в каких внешних регуляторных механизмах для стимуляции мышцы к ритмичному контракту этот орган не нуждается.

Звук вашего сердцебиения — это открытие и закрытие клапанов. Сначала кровь поступает в предсердия, а затем пассивно поступает в желудочки. Когда желудочки почти заполнены, предсердия сжимаются в унисон и вдавливают как можно больше крови в желудочки. Клетки сердечной мышцы, иначе называемые сердечными мышечными волокнами, обладают уникальной способностью, которая делает их непохожими на любые другие мышечные клетки в вашем организме.

Как заставить сердце биться чаще? Существует множество разных причин и способов, среди которых стоит отметить физические нагрузки и сильные эмоциональные состояния.
Урок «Строение и работа сердца»
Урок » Строение и работа сердца» для учащихся 8 класса построен с использованием деятельностного метода Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативных технологий, работы в группах приемов, активизирующие познавательную деятельность.
Тип урока: введения нового знания
Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека, чтобы сохранить здоровье и работоспособность сердца
Задачи:
- знать расположение сердца в организме человека и строение сердца;
- понимать принципы работы сердца – сердечный цикл;
- понимать принципы работы сердца – автоматизм сердечной деятельности
Планируемый результат: Учащиеся получают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца» «систола», «диастола»
Учащиеся развивают УУД:
Личностные:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- у учащихся формируется сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ
Регулятивные: Выпускник будет учиться:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные: Выпускник будет учиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Коммуникативные: Выпускник будет учиться:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности):
Учащиеся:
- знают расположение сердца в организме человека и могут на модели «Торс человека», показать расположение сердца в теле человека; знают строение сердца и на модели «Сердце человека» могут показать правый желудочек, аорту, миокард, левый желудочек, верхнюю и нижнюю полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны;
- понимают особенности работы сердца и объясняют причины его высокой работоспособности, оперируют понятиями: сердечный цикл и автоматизм сердца.
Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, инфаркт миокарда, сердечный цикл, автоматизм.
Формы работы: групповая и фронтальная работа
Технологии, методы и приемы работы: деятельностный метод Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативные технологии, работа в группах приемы, активизирующие познавательную деятельность (учебную мотивацию) учащихся: прием новизны и создания проблемных ситуаций; работа с таблицей.
Ресурсы:
- Аудиовизуальные: презентация по теме урока, видеофильмы «Строение сердца», «Работа сердца»
- Дидактический материал: карта урока, раздаточный материал (карточки с названиями качеств человека, задания для групп, карточки с высказываниями для проведения рефлексии)
- Печатные: учебник по биологии 8 класс, авторы:Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. под редакцией Пасечника В.В. Издательство «Дрофа»
- Оборудование: мультмедиа, компьютер, ноутбуки (4 шт),
Ход урока
I этап
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (5 мин)
До урока при входе в класс учащиеся выбирают табличку с качеством (на обратной стороне номер группы), которое поможет им работать на уроке:
- Стремление к новому: любознательность, пытливость ума, способность, критичность мышления, интеллектуальность, умение учиться;
- Стремление к творчеству:оптимизм, инициативность, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, изобретательность
- Способность к преобразованиям: упорство, настойчивость, терпение, надежность, энергичность, работоспособность
- Организаторские способности (обладатели волевых качеств): энтузиазм, ответственность, уверенность в себе, смелость, активность.
Слайд 1 – А для того, чтобы урок наш был продуктивным, предлагаю Вам самостоятельно разбиться на 4 группы так, чтобы в каждой группе был представитель – обладатель каждого вида качества (на слайде классификация) например: любознательность – 1, оптимизм– 2, упорство– 3, организаторские способности -4.Также на обратной стороне у Вас есть номера, которые указывают, к какому виду относится ваше качество.
Прошу группы занять место за столами (учитель помогает учащимся занять места)
Сядьте так, чтобы Вам было комфортно, возьмите в руки карты урока и заполните пункт № 1.
II этап
Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (3 мин)
Слайд 2 – раздается «стук сердца»
Слайд 3 Слово учителя:
- В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье
- Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда
- А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма»
– Что это? (это сердце)
Слайд 4 – (тоже что и в 3 и вопросы)
У: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?
Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того чтобы ответить на данные вопросы?
– Обсудите в группах вопросы, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того кто будет отвечать – 1 минута
Опрос групп
– Знаний не достаточно.
– Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие?
Обсудите тему нашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд
Опрос групп – это сердце, строение сердца
– Действительно, сегодня на уроке мы рассмотрим «Строение и работу сердца»
Слайд 5 – Тема урока: «Строение сердца»
III этап
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
– Подумайте и напишите, зачем нам нужно знать строение и работу сердца?
– Обсудите в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.
Опрос групп
– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Обсудите цельнашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.
Опрос групп
Слайд 6 – Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека.
Задачи:
- знать расположение сердца в организме человека;
- знать строение сердца;
- понимать особенности работы сердца;
- осознавать важность ведения ЗОЖ для работы сердца и функционирования всего организма человека.
IV этап
Осуществление деятельности по изучению нового знания (20 мин)
Решение 1 задачи урока (10 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Учитель: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!
Слайд 7 –
Есть люди, что в груди имеют, «сердце золотое».
Оно, у них, «огромно», хоть размеры, как у всех.
А, обладатели его, – вполне обычны, не «Герои».
И, дарят, «сердца теплоту» вокруг, – и без помех.
Слайд 8 – Постановка проблемы: Так какое же оно сердце? Это мы сейчас с вами и узнаем.
– Предлагаю Вам внимательно посмотреть видеофильм «Строение сердца», затем поработать в группах. Для этого у вас на столах лежат рабочие листы с заданиями, дополнительный материал – 5 минут.
1. Самостоятельная работа в группах
Задание № 1«Местоположение и строение сердца»
Оборудование: ноутбук, видеофильм, торс человека, модель сердца, учебник § 22, стр. 110
Собрать пазл «Строение сердца и подписать основные разделы сердца.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Ответы групп в виде фронтального опроса (по 1 вопросу для группы):
– Где находится сердце?
– На модели «Торс человека», покажите расположение сердца в теле человека?
– Так какой же сердце орган? (четырехкамерный, полый, мышечный орган)
– Может ли сердце быть золотым? Про каких людей говорят, что у них золотое сердце?
Отзывчивых, добрых, открытых)
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Давайте проверим, все ли группы запомнили строение сердца, для этого в ноутбуках откройте электронный учебник и выполните интерактивное задание № .
Интерактив в ноутбуках – работает вся группа. Учитель оценивает
Слайд 9 – проверка по эталону, группы оценили свою работу, выставили оценку
Решение 2 задачи урока (5 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Постановка проблемы:
Слайд 10 – Учитель: Только задумайтесь ребята!
На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.
За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови.
За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови
Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж.
Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)
– Ребята у вас не возникает вопроса?
Слайд 11 – Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?
– Для того чтобы ответить на это вопрос предлагаю продолжить работу в группах, выполнить задание, ответить на вопросы, зафиксировать ответ в кате урока, выбрать отвечающего и представить результаты своейработы – 2 минуты.
Самостоятельная работа в группах
Задание № 2«Сердечный цикл»
- Посмотрите интерактивное приложение «Сердечный цикл»
- Заполните таблицу:
Фаза сердечного цикла |
Продолжительность (сек.) |
Положение створчатых клапанов |
Положение полулунных клапанов |
|
|
|
|
Сокращение предсердий |
|
|
|
Сокращение желудочков |
|
|
|
- Подсчитайте сколько работают и сколько отдыхают предсердия и желудочки.
(Предсердия: работают 0,1 сек., а отдыхают – 0,7сек.
Желудочки: работают 0,3 сек., а отдыхают – 0,4сек.)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Слайд 12 – Проверка– самопроверка по слайду. Оцените работу группы, поставьте оценку
Так в чем же секрет неутомимости сердца?
Вывод: Сердцу достаточно времени, чтобы восстановить энергию и отдохнуть.
Вы видите, что половину жизни сердце работает, а половину жизни отдыхает Молодцы!
Решение 3 задачи урока (5 мин)
Постановка проблемы
Слайд 13 – Чем больше люди узнавали о сердце, тем сильнее было их удивление. Однажды Андреас Везалий, ученый эпохи Возрождения, вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.
Но почему же все-таки сокращалось сердце? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?
Проблемный вопрос: как объяснить роковой случай с Везалием?
Обсудите этот вопрос в группах, выполните задание, зафиксируйте ответ в карте урока, выбрать отвечающего и представьте результаты своей работы – 2 минуты
Задание №3 «Автоматизм сердца»
- Выскажите свое предположение: как объяснить роковой случай с Везалием?
- Изучите статью учебника на стр. 112
- Сравните свое предположение и научные данные.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Опрос групп
Вывод: Сердце (сердечная мышца) обладает автоматизмом –способностью сокращаться под влиянием импульсов возникающих в нем самом.
Учитель: Молодцы! Ответить на этот вопрос не смог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок, а вы смогли!
Решение 4 задачи (2 минуты)
Постановка проблемы
Звучит сирена скорой помощи.
Учитель: Что это ребята?
(Это скорая помощь)
Учитель: Да, это скорая помощь мчится к кому то оказать помощь. Обратите внимание на диаграмму, что вы можете сказать. По данным Министерства Здравоохранения больше всего людей умирают от заболеваний органов сердечнососудистой системы. За один год в России, по статистике, умирают более 500 тыс. человек от инфаркта миокарда. Это примерно один человек каждые 45 секунд.
Задание №4
На основе представленных рисунков составьте правила, которые помогут вам сохранить и укрепить работоспособность сердца. Отобразите их в вашей «карте знаний».
Для сохранения и укрепления работоспособности сердца нужно: _____________________________________________________________________
Отразите новое знание о сердце в ваших картах знаний – 1 минута
V этап
Включение в систему знаний и повторение (3 минут)
Работа в группах
Посмотрите, ребята на ваши карты урока, предлагаю Вам в течение 2 минут доработать их, пользуясь дополнительным материалом, так чтобы они отражали все изученные сегодня знания о строении и работе сердца. в соответствии с критериями, представленными в таблице:
|
Самооценка
№ группы___ |
|
|
|
|
Содержательность (мах-5 балов) |
|
|
|
|
Эстетичность (мах-5 балов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка и взаимооценка.
Оцените свою работу, затем передайте следующей группе.
Затем группы обмениваются, оценивают другую группу по предложенным критериям.
Как вы думаете, ваши карты знаний отражают все знания о сердце?
(нет, мы не рассмотрели заболевания сердца). Поэтому на наших картах поставим – ? – это тема следующего урока.
Домашнее задание: узнать у своих родственников у кого есть заболевания сердца и проанализировать причины.
VI этап
Рефлексия учебной деятельности (4 минуты)
Слайд 6 – Посмотрите, ребята на ваши карты урока, карты знаний, созданные Вами, подумайте и обсудите в группах: мы достигли нашей цели урока? Выберите отвечающего.
Ребята, возьмите таблички с качествами, которые вы выбрали в начале урока. Удалось ли Вам их проявить. Обсудите в группах.
Поднимите руки те, кому удалось проявить свое качество? (поставьте в картах урока плюс против вашего качества)
Поднимите руки те, кто проявил другое качество? Подпишите в карте урока напротив вашего качества.
Обсудите в группах и поставьте каждому члену группы оценку за урок в карте урока.
Дополнительно:
Обсудите в группах высказывания знаменитых людей, лежащие на ваших столах. Выберите, то, которое отражает вашу работу на уроке. Зафиксируйте ответ в карте урока, выберите отвечающего и представьте результаты своей работы – 1 минута
Через тернии к звездам. М Ломоносов
Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий. Д. Неро
То, что мы знаем, – ограниченно, а то чего мы не знаем, бесконечно. П. Лаплас
Ответ каждой группы.
Сдайте, пожалуйста, свои карты урока для выставления оценок за урок. Спасибо за урок.
Работа сердца
Всем известно, что по размерам сердце можно сравнить со сжатым кулаком. Но не каждый знает, что за сутки оно может перекачать примерно шестнадцать тысяч триста шестьдесят литров крови. Вес этого самого важного органа составляет от двухсот двадцати пяти до трехсот сорока граммов. От того, как работает сердце, зависит в целом здоровье человека. По своему строению сердце можно сравнить с двухэтажным домом. Каждая из его частей имеет верхнее помещение, ушко предсердия и нижнее помещение, правый желудочек и левый.
Работа сердца не прекращается ни на секунду. И если детально проанализировать связь всех прилегающих к нему частей, то можно просто восхититься их согласованной деятельностью. С обеих сторон между ушком и желудочками имеется дверь, называемая клапаном. Желудочки и артерии имеют выходы, а входы проходят от вен к ушкам. Здоровое сердце имеет идеально подогнанные двери, так как вытесняемая сердцем кровь обратно в ту же дверь попасть не должна. Закрытие и раскрытие клапанов происходит с каждым ритмичным ударом сердца.
С обеих сторон серце имеет по одному насосу. С левой стороны от легких поднимается кровь, обогащенная кислородом, и разносится по телу. В правую сторону кровь поступает с меньшим количеством кислорода, однако в ней больше содержится двуокиси углерода, и она возвращается в легкие.
Ушки предсердия состоят из более тонких стенок, так как кровь они качают на маленькие расстояния. Стенки правого желудочка толще, потому что он направляет кровь в легкие. Но самой важной частью сердца является левый желудочек, и имеет он самые толстые стенки, ведь расстояние, на которое ему нужно перекачать кровь, самое большое.
Не каждый может себе представить, насколько серьезна работа сердца, сжатие и разжатие которого составляют около ста тысяч раз в течение суток.
Сила, с которой сокращается сердце, является не всегда одинаковой. В процессе физической работы происходит расширение мелких артерий и капилляров в работающих мышцах, и приток крови к ним увеличивается. Мышцы в процессе сокращения сдавливают вены и толкают к сердцу большое количество крови. Сила сокращения мышц, в том числе и сердечной, зависит от первоначального растяжения. Если они растянуты, то есть имеют удлиненные волокна, то и сжатие их будет более сильным. Сердце, которое получает повышенное количество крови, будет расширяться, а мышечные волокна при этом удлинятся. Сокращение такого сердца происходит сильнее. Получая больше крови, оно также в большом количестве выталкивает ее в артерии. Кровообращение, таким образом, увеличивается, и все органы вместе с этим получают больше питательных веществ и, соответственно, кислорода.
Если человек здоров, работа сердца осуществляется ритмично, не вызывая каких-либо осложнений. Однако при больном сердце его мышца слабеет, работать усиленно и перегонять большое количество крови при повышенной физической нагрузке она не в состоянии. Нарушается также и работа самого ослабленного сердца. Если оно не может в достаточном количестве обеспечить приток крови к органам, то такое его состояние называется сердечной недостаточностью.
У людей с больным сердцем пульс при физической нагрузке значительно учащается, и вместо восьмидесяти ударов в минуту он достигает ста сорока ударов. Сердечная недостаточность в первую очередь влияет на работу мозга. Если к дыхательному центру осуществляется малый приток крови и недостаточное количество кислорода, а углекислота при этом выводится в более замедленном темпе, то происходит раздражение дыхательных органов. В этом случае больной чувствует одышку.
Заболевание этого жизненно важного органа часто сопровождается неприятными ощущениями, покалываниями в области сердца. Также усиленное сердцебиение наблюдается при сильном волнении, неврозе.
Даже если не вызывает опасений работа сердца человека здорового, это вовсе не значит, что его не надо беречь. Поэтому нагрузки на него желательно сократить до минимума, ведь именно работой сердца определяется длина человеческой жизни.
Сердце человека — это… Что такое Сердце человека?
Сердце |
Сердце человека |
Латинское название | cor humanum |
---|
Система | Кровообращение |
---|
Кровоснабжение | Правая коронарная артерия, левая коронарная артерия, передняя межжелудочковая артерия |
---|
Венозный отток | Верхняя и нижняя полая вена (правое предсердие), Правая и левая легочная вена (левое предсердие) |
---|
Иннервация | - симпатическая иннервация — шейный симпатический ганглий, грудной симпатический ганглий
- парасимпатическая иннервация — кардинальные верхние и нижние ветви блуждающего нерва.
|
---|
Лимфа | нижние трахеобронхиальные лимфоузлы, передние средостенные лимфоузлы. |
---|
Каталоги | MeSH?—Gray?—Dorlands |
---|
Сердце человека — это конусообразный полый мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов, и перекачивающий её в артерии, которые примыкают к сердцу. Полость сердца разделена на 2 предсердия и 2 желудочка. Левое предсердие и левый желудочек в совокупности образуют «артериальное сердце», названное так по типу проходящей через него крови, правый желудочек и правое предсердие объединяются в «венозное сердце», названное по тому же принципу. Сокращение сердца называется систола, расслабление — диастола.[1]
Форма сердца не одинакова у разных людей. Она определяется возрастом, полом, телосложением, здоровьем, другими факторами. В упрощенных моделях описывается сферой, эллипсоидами, фигурами пересечения эллиптического параболоида и трехосного эллипсоида. Мера вытянутости (фактор) формы есть отношение наибольших продольного и поперечного линейных размеров сердца. При гиперстеническом типе телосложения отношение близко к единице и астеническом — порядка 1,5. Длина сердца взрослого человека колеблется от 10 до 15 см (чаще 12—13 см), ширина в основании 8—11 см (чаще 9—10 см) и переднезадний размер 6—8,5 см (чаще 6, 5—7 см). Масса сердца в среднем составляет у мужчин 332 г (от 274 до 385 г), у женщин — 253 г (от 203 до 302 г).
По отношению к средней линии тела сердце располагается несимметрично — около 2/3 слева от нее и около 1/3 — справа. В зависимости от направления проекции продольной оси (от середины его основания до верхушки) на переднюю грудную стенку различают поперечное, косое и вертикальное положение сердца. Вертикальное положение чаще встречается у людей с узкой и длинной грудной клеткой, поперечное — у лиц с широкой и короткой грудной клеткой. Сердце может самостоятельно обеспечить венозный возврат только в сосудах, расположенных в данный момент выше верха предсердий, то есть самотёком, силой гравитации[источник не указан 129 дней]. Выполняя насосные функции в системе кровообращения, сердце постоянно нагнетает кровь в артерии. Простые расчеты показывают, что в течение 70 лет сердце обычного человека выполняет более 2,5 млрд ударов и перекачивает 250 млн литров крови[2].
Строение сердца
Сердце находится в левой части грудной клетки в так называемой околосердечной сумке — перикарде, который отделяет сердце от других органов. Стенка сердца состоит из трех слоев — эпикарда, миокарда и эндокарда. Эпикард состоит из тонкой (не более 0,3-0,4 мм) пластинки соединительной ткани, эндокард состоит из эпителиальной ткани, а миокард состоит из сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани.
Сердце состоит из четырех отдельных полостей, называемых камерами: левое предсердие, правое предсердие, левый желудочек, правый желудочек. Они разделены перегородками. В правое предсердие входят полые, в левое предсердие — легочные вены. Из правого желудочка и левого желудочка выходят, соответственно, легочная артерия (легочный ствол) и восходящая аорта. Правый желудочек и левое предсердие замыкают малый круг кровообращения, левый желудочек и правое предсердие — большой круг. Сердце расположено в нижней части переднего средостения, большая часть его передней поверхности прикрыта легкими с впадающими участками полых и легочных вен, а также выходящими аортой и легочным стволом. В полости перикарда содержится небольшое количество серозной жидкости.
Стенка левого желудочка приблизительно в три раза толще, чем стенка правого желудочка, так как левый должен быть достаточно сильным, чтобы вытолкнуть кровь в большой круг кровообращения для всего организма (сопротивление крови в большом круге кровообращения в несколько раз больше, а давление крови в несколько раз выше, чем в малом круге кровообращения).
Существует необходимость поддержания тока крови в одном направлении, в противном случае сердце могло бы наполниться той самой кровью, которая перед этим была отправлена в артерии. Ответственными за ток крови в одном направлении являются клапаны, которые в соответствующий момент открываются и закрываются, пропуская кровь или ставя ей заслон. Клапан между левым предсердием и левым желудочком называется митральный клапан или двухстворчатый клапан, так как состоит из двух лепестков. Клапан между правым предсердием и правым желудочком носит название трёхстворчатый клапан — он состоит из трех лепестков. В сердце находятся еще аортальный и легочный клапаны. Они контролируют вытекание крови из обоих желудочков.
Кровообращение
Коронарное кровообращение
Каждая клетка сердечной мышцы должна иметь обеспеченное постоянное поступление кислорода и питательных веществ. За этот процесс ответственно собственное кровообращение сердца, то есть коронарное кровообращение. Название происходит от 2 артерий, которые как венец, оплетают сердце. Коронарные артерии непосредственно отходят от аорты. Через коронарную систему проходит до 20 % вытолкнутой сердцем крови. Только такая мощная порция обогащенной кислородом крови обеспечивает непрерывную работу животворного насоса человеческого организма.
Цикл работы сердца
Работа сердца
Здоровое сердце ритмично и без перерывов сжимается и разжимается. В одном цикле работы сердца различают три фазы:
- Наполненные кровью предсердия сокращаются. При этом кровь через открытые клапаны нагнетается в желудочки сердца (они в это время остаются в состоянии расслабления). Сокращение предсердий начинается с места впадения в него вен, поэтому устья их сжаты и попасть назад в вены кровь не может.
- Происходит сокращение желудочков с одновременным расслаблением предсердий. Трехстворчатые и двустворчатые клапаны, отделяющие предсердия от желудочков, поднимаются, захлопываются и препятствуют возврату крови в предсердия, а аортальный и легочный клапаны открываются. Сокращение желудочков нагнетает кровь в аорту и легочную артерию.
- Пауза (диастола) — это расслабление всего сердца, или короткий период отдыха этого органа. Во время паузы из вен кровь попадает в предсердия и частично стекает в желудочки. Когда начнется новый цикл, оставшаяся в предсердиях кровь будет вытолкнута в желудочки — цикл повторится.
Один цикл работы сердца длится около 0,85 сек., из которых на время сокращения предсердий приходится только 0,11 сек, на время сокращения желудочков 0,32 сек., и самый длинный — период отдыха, продолжающийся 0,4 сек. Сердце взрослого человека, находящегося в покое, работает в системе около 70 циклов в минуту.
Автоматия сердца
Определенная часть сердечной мышцы специализируется на выдаче остальному сердцу управляющих сигналов в форме соответствующих электрических импульсов. Эти части мышечной ткани названы возбуждающе-проводящей системой. Основной ее частью является синусно-предсердный узел, называемый водителем ритма, помещенный на своде правого предсердия. Он управляет частотой работы сердца путем отправки регулярных электрических импульсов. Электрический импульс через пути в мышце предсердия поступает в предсердно-желудочный узел. Возбужденный узел посылает импульс дальше, в отдельные клетки мышцы, вызывая их сокращение. Возбуждающе-проводящая система обеспечивает ритмичную работу сердца при помощи синхронизированного сокращения предсердий и желудочков.
Регуляция работы сердца
Работа сердца регулируется нервной и эндокринной системами, а также ионами Ca и K, которые содержатся в крови. Работа нервной системы над сердцем состоит в регуляции частоты и силы сердечных сокращений (симпатическая нервная система обуславливает усиление сокращений, парасимпатическая — ослабляет). Работа эндокринной системы над сердцем состоит в выделении гормонов, которые усиливают или ослабляют сердечные сокращения. Основной железой выделения гормонов, которые регулируют работу сердца, являются надпочечники. Они выделяют гормоны адреналин и ацетилхолин, функции которых относительно сердца соответствуют функциям симпатической и парасимпатической системам. Такую же работу исполняют соответственно ионы Ca и K.
Электрические и акустические явления
При работе сердца (как и любой мышцы) происходят электрические явления, которые вызывают появление электромагнитного поля вокруг работающего органа. Электрическую активность сердца можно зарегистрировать с помощью специальных электродов, наложенных на определенные участки тела. С помощью электрокардиографа получают электрокардиограмму (ЭКГ) — картину изменений во времени разности потенциалов на поверхности тела. ЭКГ играет важную роль в диагностике инфаркта и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Акустические явления, называемые тонами сердца, можно услышать, прикладывая к грудной клетке ухо или стетоскоп. Каждый сердечный цикл в норме разделяют на 4 тона. Ухом при каждом сокращении слышны первые 2 . Более долгий и низкий связан с закрытием дву- и трехстворчатого клапанов, более короткий и высокий — это закрываются клапаны аорты и легочной артерии. Между одним и вторым тоном идет фаза сокращения желудочков.
Примечания
- ↑ Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. — 11-е переработанное и дополненное. — Гиппократ. — С. 385. — 704 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8232-0192-3
- ↑ Из расчёта 70 ударов в минуту, за 70 лет будет выполнено 2 575 440 000 ударов.
См. также
Ссылки