Нарушение речи при онмк – что это за диагноз, причины, симптомы, острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому и геморрагическому типу, диагностика, лечение в Москве

Содержание

Нарушение речи при инсульте — виды отклонений

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.

Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.

Расположение центров речи в головном мозге

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.
Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.

О лечении ишемического инсульта медикаментозными препаратами читайте тут.

Геморрагический инсульт — коварное заболевание, которое может привести к летальному исходу. Здесь http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/insult/gemorragicheskij/posledstviya-2.html подробная информация о возможных последствиях инсульта.

Дизартрия

Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.

Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.

Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.

Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.

Выделяют четыре типа дизартрии:

  1. легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
  2. речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
  3. речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
  4. тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.

Людям с дизартрией назначается комплекс упражнений для восстановления упругости мышц органов говорения.

Афазия

Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:

Моторная афазия

Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.

Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.

При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.

В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.

Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.

Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.

Сенсорная афазия

Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.

Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.

Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.

При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.

Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.

При регулярных занятиях сенсорная афазия частично излечима.

Динамическая афазия

Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.

Характеризуется отсутствием формулировки текста.

Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.

Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.

Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.

При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.

Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.

Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.

Акустико-мнестическая афазия

Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.

Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.

У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.

При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».

Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.

Амнестическая афазия

Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.

Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.

У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.

Главная особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.

После обследования пораженных очагов головного мозга, пациенту назначается индивидуальное медикаментозное и логопедическое лечение.

Тотальная афазия

Наблюдается при обширном поражении речевых и сенсорных зон доминантного полушария.

Проявляется сразу после ишемического инсульта.

Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.

Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.

При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.

Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.

Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.

Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.

Видео на тему


формы, симптомы, исходы. Нарушения речи при инсультах.

Сосудистые заболевания головного мозга или нарушения мозгового кровообращения делятся на острые и хронические. К острым — преходящие нарушения мозгового кровообращения, ишемический и геморрагический инсульты, острая гипертоническая энцефалопатия. К хроническим — хроническая сосуд.мозговая недостаточность (дисциркуляторная энцефалопатия). 1)Преходящие нарушения мозгового кровообращения(ПНМК), характеризуется острым развитием очаговой неврологической симптоматики и ее полным регрессом в теч.24-х часов. Симптоматика: на стороне, противоположной поражению- гемипарез, гемигиперстезия, нарушение речи и письма, головокружение, тошнота и рвота, двоение, дизартрия, дисфагия. Исход: своевременная диагностика причины позволяет провести комплекс лечебных мер, снижающих риск опасных осложнений. 2) Инсульт

— острое нарушение мозгового кровообращения, хар- ся внезапным развитием стойкой общемозговой и очаговой неврологической симптоматики. По характеру поражения: 1)ишемический инсульт; 2)геморрагический. По течению: 1) прогрессирующий; 2)завершившийся. Ишемический: 1)тромботический (симптомы в ночное время, если в дневное- постепенное прогрессирование неврологических симптомов в течение нескольких часов; общемозговые симптомы: головная боль, угнетение сознание- часто отсутствуют) . 2)эмболический: (внезапное развитие симптоматики, больной падает на пол, головная боль, потеря сознания, эпилептические припадки. Исход: при ишемическом инсульте 25% больных умирают в течение первого месяца, в последующем смертность составляет 16-18% в год. Около 90% выживших имеют дефект
. Геморрагический
: хар- ся кровоизлиянием в ткань мозга (внутримозговое или паренхимотозное), в подпоутинное( субарахноидальное) пространство или в желудочки мозга( внутрижелудочковое). 1)паренхимотозное (симптомы внезапно, больной может упасть и потерять сознание, шея и лицо багрово- красные, дыхание редкое, глубокое, хар- но сочетание очаговых симптомов: интенсивная головная боль, тошнота, рвота). Исход: в течение первого месяца умирают около 30% больных, чаще всего лица пожилого возраста с массивными кровоизлияниями, поступающие в состоянии комы. 2)субарахноидальное- кровоизлияние в подоболочечное пространство головного мозга( интенсивная головная боль в момент разрыва аневризмы, потеря сознания, повторная рвота).
Исход
: в первые несколько дней умирают 10% больных, в последующем летальные исходы связаны с повторным кровоизлиянием. Прогноз зависит от степени угнетения сознания при поступлении. В первые 3 месяца умирает примерно половина больных.Нарушение речи при инсульте относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать по типу афазии. На фоне инсульта при поражении коры доминантного полушария (у правшей – левого), человек теряет способность частично или полностью активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и (или) понимать слышимую речь. Обычно также возникают расстройства чтения и письма. При поражении височной области возникает сенсорная афазия. Клинические варианты ее крайне разнообразны, от полной неспособности понимать даже самые простые слова и предложения до небольших расстройств (невозможности различать нюансы, дифференцировать сходные по звучанию слова). Эти нарушения речи при инсульте делают речь больного труднопонимаемой для окружающих. При повреждении нижних отделов левой лобной и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения сложных речевых двигательных команд. Такие больные отличаются молчаливостью, они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно. Обычно имеются сочетанные нарушения речи при инсульте в виде комплексной афазии. Следует отметить, что сенсорная речь восстанавливается обычно лучше, чем моторная. Может возникать и такое нарушение речи при инсульте, при котором больной как бы забывает названия окружающих предметов, явлений и т.п. Речь таких больных бедна существительными. Другим вариантом нарушения речи при инсульте является дизартрия. Расстройство экспрессивной речи при сохранности ее понимания. Возникает при поражении мозжечка, базальных ганглиев, премоторных отделов коры доминантного полушария (возникает вялый или спастический паралич речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры). Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедлена, иногда прерывиста. При этом голос слабый, глухой

В.40/АБ-ИИ И РЕАБ-ИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖ. НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ При проведении абил-ых и реаб-ых мepo­ приятий следует учитывать резервные возможности мозrа. Необ­ходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует пом­нить, что мозr ребенка обладает особенно высокими потенциаль­ ными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований. Это связано с меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток мorут брать на себя друrие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов яв­ляется условием для возникновения самых разнообразных меж­ нейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом важнейшая основа способности к бучению. И в этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятель­ ности при поражении какоrо­либо анализатора. ­

ПРИНЦИПЫ АБ-ИИ И РЕАБ-ИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Слепота может компенсироваться за счет широкоrо использова­ния функций сохранных анализаторов. Тренировка слуха и кож­нoro восприятия в процессе ежедневноrо жизненноrо опыта приво­ дит к формированию специализированных условных связей; вырабатываются такие формы словнорефлекторной деятельности, которые почти не используются при сохранном зрении. Слепых обучают грамоте с помощью специальноrо точечноrо шрифта сис­ темы педаrоrа Луи Брайля. При этом образы букв и слов форми­руются на основе тактильных восприятий выпуклых точек Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести вы пуклых точек. Таким образом, функция зрения компенсируется за счет активноrо использования рецепторов кожи.С помощью осязания узнают ок­ ужающий мир, составляют представления о форме, величине.Выполняемые слепыми практические действия педаrоr сопровождает соответствующими словесными описа­ниями. Важным средством аб-ии и реаб-ии слепых явля­ется их трудовое обучение; в процессе такого обучения у них фор­ мируются необходимые навыки и умения. В результате они оказы­ ваютсн в состоянии заниматьсн активной трудовой деятельностью. В процессе обучения слепых и слабовидящих широко используют­ся последние достижения бионики, лектроники, что открывает широкие возможности для их социальной адаптации. При обучении слабовидящих максимально используют имею­щиеся у них остатки зрения. у слабовидяlЦИХ следует развивать так называемое оптическое внимание. Для этоrо надо вводить новые предметы в обстановку класса, спальни, иrровоrо уrолка. Педаrоr должен учитывать, что в начале обучения слепые и слабовидящие испытывают значительные трудности и должен принять профилактические меры, исключающие возможность перенапряжения нервной системы. Важно иметь в виду, что потеря зрения может сопровождаться нарушениями нервной системы в виде процесса лечения, обучения и воспитания явля­ются проводимые с детьми психотерапевтические мероприятия. ­
АБ-ИИ И РЕАБ-ИИ rлухих И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
. Абил. детей с дефектами слуха происходит за счет использования остаточноrо слуха и сохранных анализаторов. Oco­бое значение приобретает использование в процессе познаватель­ной деятельности зрительных, тактильных и вибрационных ощу­щений. rлухота или снижение слуха препятствует нормальному становлению речи, что, в свою очередь, трицательно сказывается на развитии мышления. Мышление отстает в своем развитии. На первоначальных этапах обучения широко используется ми мико-­жестикуляторная речь. В процессе специальноrо обучения rлухие дети овладевают также и умe­нием считывать речевой материал с rуб собеседника.Параллельно с этим у детей фор­ мируют дактильную (пальцевую) речь. Каждой букве соответствует определенное положение пальцев дактилирующей руки. Для телефонной связи r лухих используется азбука Морзе. Сурдопедаrоr использует и развивает имеющийся у слабослы шащих остаточный слух. Возможность восприятия речи детьми с дефектами слуха может быть значительно увеличена за счет ис­пользования звукоусиливающей аппаратуры.

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

Афазия

Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.

Экспрессивные афазии:

  • моторная развивается при поражении задних отделов лобной доли, пациент повторяет один и тот же звук или слово, застревает на слогах;
  • артикуляторная характерна для поражения нижних отделов теменной области, пациент не может произносить слова или звуки, так как ему не удается подобрать правильное положение губ и языка.

Импрессивные афазии:

  • сенсорная — следствие поражения верхне височных отделов, пациент теряет возможность воспринимать и различать звуки, из-за чего не понимает речь, при попытках говорить непроизвольно заменяет звуки;
  • акустико-мнестическая характерна для поражения задних и средних отделов височной области мозга, пациент не запоминает слова, например, из трех может повторить только два, не воспринимает длинные предложения, в устной речи с трудом подбирает слова.

Дизартрия

У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.

Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:

  • бульбарная развивается при поражении бульбарной группы черепно-мозговых нервов, пациент говорит очень невнятно, испытывает трудности с приёмом жидкой и твердой пищи;
  • псевдобульбарная характерна для поражения корково-ядерных проводящих путей, провоцирует спастический паралич речевых мышц, из-за чего пациент теряет возможность полноценно двигать языком;
  • подкорковая возникает при поражении подкорковых узлов, приводит к непроизвольным движениям мышц, в том числе артикуляционных и непроизвольным выкрикам;
  • мозжечковая связана с поражением мозжечка и его проводящих путей, вызывает нарушение координации движений мышц, которые участвуют в речевом процессе.

формы, симптомы, исходы. Нарушения речи при инсультах.

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) — это группа клинических симптомов, которые развиваются по причине острого расстройства кровоснабжения головного мозга.

Классификация ОНМК

ОНМК подразделяют на основные виды:

— Преходящее нарушение мозгового кровообращения (транзиторная ишемическая атака, ТИА).

— Инсульт, который подразделяется на основные виды:

1.Ишемический инсульт (инфаркт мозга).

2. Геморрагический инсульт (внутричерепное кровоизлияние), который включает:

— внутримозговое (паренхиматозное) кровоизлияния;

— спонтанное (нетравматическое) субарахноидальное кровоизлияние (САК)

— спонтанные (нетравматические) субдуральное и экстрадуральное кровоизлияние.

3. Инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт.

Клинические проявления ОНМК (симптомы ОНМК)

Для инсультов характерна как очаговая, так и общемозговая симптоматика. Очаговая симптоматика определяется нарушением или выпадением определённых неврологических функций в зависимости от очага поражения. Это могут быть параличи и парезы, потеря чувствительности, нарушения речи и др. Общемозговая симптоматика включает в себя головную боль, судороги, угнетение сознания, тошноту, рвоту. При раздражении мозговых оболочек появляются менингеальные знаки (ригидность затылочных мышц, симптом Кернига). Степень выраженности неврологических расстройств зависит от локализации и типа инсульта, глубины и обширности поражения ткани мозга. При транзиторной ишемической атаке очаговая симптоматика развивается внезапно, но в течение 10 — 20 минут от начала полностью регрессирует. При ишемических инсультах общемозговая симптоматика выражена слабо или может отсутствовать. При геморрагическом инсульте общемозговая симптоматика (головная боль, рвота, эпиприпадки) весьма характерна. Причем очаговая симптоматика при этом быстро нарастает и в последующем формируется грубый неврологический дефект. Если ОНМК произошело в бассейне сонных артерий, и пострадали большие полушария мозга, это проявляется следующей клинической картиной. Характерны гемипарезы и гемиплегии (на одной стороне тела). Там же наблюдаются чувствительные нарушения. Возможна потеря зрения на один глаз или сужение периферических полей зрения. Нередки афазии, апраксии (нарушение целенаправленных движений), нарушение схемы тела.  Если ОНМК произошло в вертебробазилярном бассейне, у больного появляются головокружение, нарушение координации движений и равновесия. Возможны двигательные и чувствительные нарушения, которые являются двусторонними. Также выявляется сужение и выпадение полей периферического зрения, может быть диплопия. Встречаются псевдобульбарные расстройства (нарушение глотания). При спонтанном субарахноидальном кровоизлиянии возникает резкая, необъяснимая, мучительная головная боль, которая сопровождается симптомами раздражения мозговых оболочек.

Исходы. Острое нарушение мозгового кровообращения имеет тяжелые последствия. В 30 случаях из ста человек, перенесший это заболевание, становится полностью беспомощным.

  1. Он не может самостоятельно кушать, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и т.д. У таких людей полностью нарушена способность мыслить. Они теряют счет времени и совершенно не ориентируются в пространстве.

  2. У кого-то сохраняется способность двигаться. Но немало людей, которые после нарушения мозгового кровообращения навсегда остаются прикованными к постели. Многие из них сохраняют ясный ум, понимают, что происходит вокруг них, но лишены речи и не могут передать словами свои желания и выразить чувства. Инвалидность — печальный итог острого и во многих случаях хронического нарушения мозгового кровообращения. Около 20% острых нарушений мозгового кровообращения заканчиваются смертельным исходом.

К наиболее частым неврологическим расстройствам, наблюдаемым у больных, перенесших инсульт, относят парезы мимических мышц, спастические парезы и параличи конечностей, расхолящееся и сходящееся косоглазие, расстройства чувствительности, нарушение полей зрения, а также высших корковых функций — памяти, мышления, праксиса, гнозиса речи. Речевые нарушения могут быть представлены моторной, сенсорной, амнестической афазиями, а также различными видами дизартрии — мозжечковой, псевдобульбарной, бульбарной, подкорковой.

виды речевых расстройств и лечение

Нарушение речи при инсульте – это симптом, который встречается у многих больных. Конечно, это не такой критический симптом, как паралич тела или определенных его участков. Но отсутствие связной речи значительно усложняет жизнь больного и людей, ухаживающих за ним. О видах расстройства речи, встречающихся при инсульте, а также способах борьбы сафазией поговорим в этой статье.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

речевые зоны мозгаРечевые зоны головного мозга

Речевые расстройства: виды и признаки

У пациентов, перенесших инсульт, потеря речи бывает 2 типов:

  • дизартрия;
  • афазия.

Рассмотрим более подробно каждый из типов и подтипов речевых расстройств, возникающих при инсульте.

Дизapтpия

Этот тип расстройства речи встречается при инсульте, затрагивающем подкорные структуры мозга. У пациента, страдающего дизартирией, наблюдается неразборчивая речь.

Кроме того, у пациента замедляется произношение звуков и отдельных слов, артикуляция становится слабой, повышается слюноотделение. Но человек понимает речь окружающих, способность к чтению и письму остается.

Существуют 4 типа дизартрии:

  • легкая форма патологии. Симптомы дизартрии может увидеть только врач;
  • окружающие понимают больного, но у него имеются некоторые дефекты произношения;
  • возникает серьезное расстройство речи, слова больного понятны только близким людям;
  • речь полностью пропадает.

Пациентам с дизартирией для восстановления речи при инсульте назначаются специальные упражнения, призванные восстановить упругость мышц органов речи.

Aфaзия

Патология характеризуется частичной или полной утратой речи, но при этом артикуляция и слух сохраняются. Мозг больного получает малое количество нервных импульсов, поэтому речевые органы не могут выразить мысли.

Афазия подразделяется на следующие типы:

  1. Моторная афазия.
  2. Сенсорная афазия.
  3. Динамическая афазия.
  4. Акустико-мнестическая афазия.
  5. Амнестическая афазия.
  6. Тотальная афазия.
Моторная афазия

Патология наблюдается при инсульте, затронувшем верхнюю долю основной артерии мозга. Если моторная афазия в легкой форме, пациент произносит слова и предложения. Но возможно нарушение порядка слов. Некоторые больные повторяют слова по слогам, но общий смысл их остается ясным.

Если форма афазии тяжелая, то при инсульте пропадает речь полностью. Больные способны произносить только гласные звуки, но при этом понимают речь окружающих.

Лечение моторной афазии рекомендовано начинать через 7 дней после инсульта. Больному рекомендовано петь песни, выговаривать несложные слова.

Ceнcopнaя aфaзия

Патология характеризуется поражением центра Вернике. У больного сохраняется слуховая функция, но речь он перестает понимать.

Больной активно жестикулирует руками, произносит обрывки слов, не связанные друг с другом.

Проблема может проявляться в легкой форме, тогда инсультный больной узнает простые фразы и слова. П

рогноз не очень благоприятный, но при регулярных занятиях с логопедом нарушения частично лечатся.

Динaмичecкaя aфaзия

Данная патология возникает при поражении задних лобных участков головного мозга (доминантного полушария).

У больного искажен мыслительный процесс, ему трудно построить в голове связные предложения, а затем воспроизвести их.

Афазия динамического типа проявляется спонтанными высказываниями, смысл которых нарушен.

Лечить динамическую афазию можно и нужно. В ходе терапии логопед предлагает больному описать определенные образы и картинки. Постепенно возвращается способность больного планировать речь.

Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия

Нарушение речевых функций связаны с проблемами задних и средних отделов височной части мозга.

Больной, страдающий акустико-мнестической афазией, не может удержат в голове информацию, слухоречевая память снижается.

Частично сохранены письмо и чтение. Но, поскольку больной не способен в памяти удержать информацию, ему трудно пересказать текст или выполнить математические действия в устной форме.

Aмнecтичecкaя aфaзия

При инсульте, затронувшем нижний отдел височной области, возникает амнестическая афазия. Это самое щадящее речевое нарушение, возникающее при инсульте у взрослого. Речь у пациента адекватная, сохраняются мыслительные и слуховые функции.

Особенность этой патологии характеризуется в сложности подбора некоторых фраз и слов, пациент забывает названия предметов и имена, не может описать определенные вещи.

Тотальная афазия

При обширных поражениях головного мозга наблюдается тотальная афазия. Пациент не может понимать и воспроизводить речь, но при этом он слышит окружающих.

Чувствительность снижается, поведение становится пассивным.

Лечить речевые патологии нужно начинать немедленно.

Как восстановить речь при инсульте

Исследования, проведенные учеными по всему миру, показали, что полностью избавиться от последствий инсульта можно только в первые 3 месяца после удара.

Если с момента начала заболевания прошло от 6 месяцев до 2 лет, можно улучшить состояние больного, но реабилитационный процесс будет более длительным и сложным.

При терапии последствий инсульта, связанных с речью, нужно уделять особое внимание занятиям с логопедом, а также другими медицинскими специалистами, специализация которых направлена на восстановление речи.

тренировки под руководством логопедаТренировки под руководством логопеда

Помимо этого, больным, у которых возникли речевые нарушения, связанные с перенесенным инсультом, показаны занятия с психологом. Проблемы с речью отрицательно влияют на психологическое состояние больного.

Занятия с врачомЗанятия с врачом способствуют скорейшему восстановлению речи

При дизартрии показан лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция.

Надо отметить, что процесс восстановления напрямую зависит от пациента – больной должен проявить терпение, верить в свои силы и надеяться на лучшее.

Народные методы

При инсульте нарушается процесс кровообращения, повреждается белое и серое вещество, а также кора мозга. Именно эти процессы могут спровоцировать нарушение речи у больных, а также другую патологическую симптоматику.

 Хвойный чайХвойный чай с лимоном ускорит выздоровление

Помочь восстановить речевые функции после перенесенного инсульта может не только медикаментозная терапия, но и советы народной медицины:

  • Чай их хвойного отвара и лимона. Чтобы приготовить лекарство, необходимо взять 0.5 апельсина без кожуры и отвар, приготовленный из хвойных веточек (30 грамм веточек хвойного дерева залить литром кипятка). В термосе смешат все компоненты и настаивать около четырех часов. Пить один раз в сутки по стакану отвара.
  • Настой из корней декоративных пионов помогает восстановить функции головного мозга после перенесенного инсульта. Чтобы приготовить лекарство, достаточно залить два-три измельченных корня пиона 30 мл этилового спирта. Настаивать 7 дней в темном месте. Принимать лекарство 3 раза в день по пятнадцать-двадцать капель.
  • Березовый деготь в виде лекарственного отвара поможет вылечить последствия инсульта ишемического типа. Готовить лекарство рекомендуют, как обыкновенный чай. Пить отвар по стакану два раза в сутки. Березовый деготь – это эффективное средство народной медицины, разжижающее кровь и предотвращающее образование тромбов и холестериновых бляшек.
  • Если нарушена мимика лица, медицинские специалисты рекомендуют приготовить лекарственную мазь из порошка из лавровых листьев. Любой детский крем подойдет в качестве основы для мази. Для приготовления мази необходимо взять четыре – шесть листьев лавра, размельчить их с тюбиком крема (80 мл). Втирать лекарство перед сном в мышцы лица массирующими движениями.

Для лечения речевых последствий инсульта советы народной медицины нужно применять очень осторожно, поскольку существует вероятность возникновения аллергической реакции. Перед началом терапии нужно принять лекарство в минимально дозе. Если побочных эффектов не возникло, терапию можно продолжить.


Сторонники народной медицины советуют людям, перенесшим инсульт, включать в свой ежедневный рацион орехи, сухофрукты, калину и ягоды боярышника. В этих лекарствах содержатся витамины и микроэлементы, необходимые для восстановления клеток головного мозга. Правильно подобранная диета после инсульта – это залог быстрого восстановления после удара.

какие причины и что делать?

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:
  • легкая степень, при которой нарушение может распознать только специалист;
  • степень, при которой существуют некоторые дефекты в произношении, но речь понятна окружающим;
  • степень, при которой речь неразборчива, непонятна окружающим;
  • тяжелая степень, которая характеризуется отсутствием речи.

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Парень в синей рубашкеЭкспрессивная афазия. Человек знает, что хочет сказать, но не может подобрать слова;
  2. Рецептивная афазия. Человек слышит, но не может понять смысл слов;
  3. Номинальная афазия. Наименее тяжелая форма, при которой пациенты с трудом используют правильные названия объектов, событий, мест;
  4. Глобальная афазия. Наиболее тяжелая форма, которая наносит ущерб на языковые зоны мозга. Человек не способен воспроизводить и понимать речь, читать и писать.

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:

  1. Боль в рукахСлабость в лице и конечностях. О данном симптоме может свидетельствовать асимметрия лица, неровная улыбка. Человек не в состоянии поднять руки. Происходит онемение одной из сторон тела.
  2. Трудности при ходьбе или потеря координации. При инсульте человек может потерять равновесие и устойчивость. Это возникает из-за того, что поток крови к мозгу блокируется или уменьшается.
  3. Спутанность речи. Этот признак трудно не заметить. Внезапное замешательство или невнятная речь – один из важных симптомов того, что человек страдает инсультом.
  4. Внезапная потеря зрения или нечеткость зрения. Как правило, при инсульте человек испытывает частичную потерю зрения. Другими словами, нарушается некоторое периферийное зрение на оба глаза.
  5. Головокружение. Если головокружение возникает и не исчезает, а также, если это сопровождается потерей координации, трудностями в общении и при ходьбе, это следует считать признаком инсульта.
  6. Сильная головная боль. Головная боль может появляться время от времени у каждого человека в результате стресса, тревоги, усталости. Насторожить должна внезапная сильная головная боль, которая появляется из ниоткуда. Такой симптом часто является спутником инсульта геморрагического типа. В этом случае боль может сопровождаться рвотой.
  7. Женщина в офисеУсталость. Усталость является постоянным симптомом людей, страдающих инсультом. Хотя каждый человек чувствует усталость в какой-то момент, например, после напряженного трудового дня или в результате плохого сна. Чувство истощения и переутомления, которые не проходят даже после полноценного отдыха, могут представлять собой признак инсульта.
  8. Потеря глотательного рефлекса. Снижение или потеря глотательного рефлекса является общим признаком инсульта. Данное расстройство имеет название дисфагия.
  9. Потеря чувствительности. Постепенная или полная потеря чувствительности на участках кожи вполне типична для человека при инсульте. Во время инсульта, мозг больше не может получать сигнал от различных частей тела. Это может восприниматься в разных участках тела, в зависимости от области мозга, который был затронут. Это также может влиять на слух, обоняние и вкус.
  10. Учащенное сердцебиение. Ощущение потери дыхания и сильной пульсации – это потенциальный признак инсульта. Женщины более подвержены этому признаку, нежели мужчины.
к оглавлению ↑

Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:

  1. Измерение давленияНеконтролируемое высокое кровяное давление.
  2. Стресс.
  3. Депрессия.
  4. Сердечные заболевания.
  5. Вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.)
  6. Высокий уровень холестерина.
  7. Злоупотребление жирной пищей, переедание.
  8. Малоподвижный образ жизни.
  9. Ожирение.

Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

к оглавлению ↑

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Поражение части мозгаКогда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Мужчина в инвалидной каляскеИнсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

к оглавлению ↑

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Мужчина в наушникахТерапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:

  1. Лечение дефектов речиПоддерживать зрительный контакт.
  2. Говорить медленно, в нормальном тоне. Люди, имеющие проблемы с речью, не глухие.
  3. Дать достаточно времени для ответа.
  4. Слушать внимательно.
  5. Сосредоточиться на том, что говорит человек, а не как.
  6. Ограничивать общение один на один или в небольших группах.
  7. Попросить повторить фразу или уточнить, если она непонятна.
  8. Не поправлять и не дополнять предложение до тех пор, пока об этом не попросят.
к оглавлению ↑

Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:

  • Мумие200-500 мл вещества, растворенного в 2-х ст.л. воды принимать 3 раза в день на протяжении 10 дней. Затем сделать перерыв – 5 дней и повторить курс. Принимать трижды в день, независимо от приема пищи. Курс повторить 4 раза, затем сделать перерыв на 3 месяца;
  • рецепт предполагает чередования бальзама с 20% настойкой прополиса. 2 раза в день перед завтраком и ужином следует выпивать 200 мл мумие, растворенный в небольшом количестве воды на протяжении двух недель. Затем пропить прополис по 30 капель, растворенных в молоке три раза в день на протяжении двух недель. Курс чередования продолжать до полного выздоровления;
  • мумие в таблетках принимается внутрь 1 раз в сутки. Дозировка – 0,1 грамм. Курс лечения – 2 месяца без перерыва.

Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

к оглавлению ↑

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:

  1. Пожилой мужчина у врачаПациенты втягивают губы в трубочку и отпускают на протяжении 5 секунд.
  2. Пациент захватывает верхней челюстью нижнюю губу, нижней – верхнюю. Выполнять упражнение нужно с напряжением.
  3. Необходимо максимально выдвинуть язык и шею на протяжении 3 секунд.
  4. Пациент облизывает губы против часовой стрелки, начиная с верхней губы.
  5. Вытягивает язык трубочкой с выполнением и перерывом в 3 секунды.
  6. Дотягивается кончиком языка до неба.

Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений HealthIsLife.ru

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.

Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.

Расположение центров речи в головном мозге

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.
Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.

О лечении ишемического инсульта медикаментозными препаратами читайте тут.

Геморрагический инсульт — коварное заболевание, которое может привести к летальному исходу. Здесь http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/insult/gemorragicheskij/posledstviya-2.html подробная информация о возможных последствиях инсульта.

Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.

Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.

Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.

Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.

Выделяют четыре типа дизартрии:

  1. легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
  2. речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
  3. речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
  4. тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.

Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:

Моторная афазия

Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.

Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.

При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.

В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.

Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.

Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.

Сенсорная афазия

Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.

Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.

Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.

При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.

Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.

Динамическая афазия

Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.

Характеризуется отсутствием формулировки текста.

Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.

Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.

Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.

При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.

Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.

Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.

Инсульт является одной из самых распространенных причин смертности людей во всем мире. Признаки инсульта у женщины и способы профилактики подробно описаны в статье.

Как проходит восстановительный период у больного после инсульта, расскажем далее.

Акустико-мнестическая афазия

Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.

Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.

У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.

При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».

Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.

Амнестическая афазия

Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.

Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.

У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.

Главная особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.

Тотальная афазия

Проявляется сразу после ишемического инсульта.

Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.

Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.

При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.

Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.

Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.

Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.

Видео на тему

Нарушение речи при инсульте причины, способы диагностики и лечения

Нарушение речи — одно из самых распространенных осложнений инсульта. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Дальше мы расскажем, почему происходят нарушения речи, в каких формах они случаются и как проходит восстановление после кровоизлияния в мозг.

Нарушение речи при инсульте происходит, если поражены речевые рецепторы. Это может происходить из-за отека или гибели тканей. При лечении речь восстанавливается довольно быстро.

Содержание статьи

Почему происходит нарушение речи при инсульте

У людей, которые перенесли инсульт, могут развиться два вида нарушений речи — связанные с повреждением речевых центров в головном мозге и потерей контроля над артикуляционными мышцами. В обоих случаях нарушения — следствие кровоизлияния в головной мозг.

После инсульта часть нейронов головного мозга отмирает, а между здоровыми клетками нарушаются нейронные связи. В зависимости от локализации повреждений, инсульт может привести к парезу или параличу, нарушению мышления, расстройствам речи.

Разновидности речевых расстройств

У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.

  • моторная развивается при поражении задних отделов лобной доли, пациент повторяет один и тот же звук или слово, застревает на слогах;
  • артикуляторная характерна для поражения нижних отделов теменной области, пациент не может произносить слова или звуки, так как ему не удается подобрать правильное положение губ и языка.
  • сенсорная — следствие поражения верхне височных отделов, пациент теряет возможность воспринимать и различать звуки, из-за чего не понимает речь, при попытках говорить непроизвольно заменяет звуки;
  • акустико-мнестическая характерна для поражения задних и средних отделов височной области мозга, пациент не запоминает слова, например, из трех может повторить только два, не воспринимает длинные предложения, в устной речи с трудом подбирает слова.

У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.

Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:

  • бульбарная развивается при поражении бульбарной группы черепно-мозговых нервов, пациент говорит очень невнятно, испытывает трудности с приёмом жидкой и твердой пищи;
  • псевдобульбарная характерна для поражения корково-ядерных проводящих путей, провоцирует спастический паралич речевых мышц, из-за чего пациент теряет возможность полноценно двигать языком;
  • подкорковая возникает при поражении подкорковых узлов, приводит к непроизвольным движениям мышц, в том числе артикуляционных и непроизвольным выкрикам;
  • мозжечковая связана с поражением мозжечка и его проводящих путей, вызывает нарушение координации движений мышц, которые участвуют в речевом процессе.

Как восстановить речь после инсульта

Врачи выделяют три формы восстановления речевой функции:

  • истинное восстановление, когда нарушенные функции возвращаются полностью, в исходное состояние — это возможно, когда нервные клетки не погибли;
  • компенсация — функциональная перестройка, вовлечение других участков головного мозга или артикуляционных мышц;
  • реадаптация — использование специальных приспособлений, например, синтезатора речи.

Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи с логопедом-афазиологом начинают через 2-3 месяца после инсульта. Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.

Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:

  1. На раннем этапе применяют стимулирующие и растормаживающие методики восстановительного обучения. Больного учат понимать отдельные слова и речь, которая связана с конкретной ситуацией.
  2. Далее восстанавливают понимает внеситуацинных фраз, учат пациента понимать письменную речь.
  3. Когда человек может понимать речь, начинают работу над восстановлением его собственной речи. Обучают называть предметы и действия по картинкам, повторять за логопедом звуки и слова, составлять фразы и предложения.
  4. При успешном восстановлении собственной речи переходят к тренировкам диалогов и монологов. Пациента учат понимать вопросы и отвечать на них, пересказывать прочитанное, составлять рассказы.

При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.

Нарушение речевых функций после инсульта: типы отклонений и способы лечения

Нарушение речи при инсульте – это симптом, который встречается у многих больных. Конечно, это не такой критический симптом, как паралич тела или определенных его участков. Но отсутствие связной речи значительно усложняет жизнь больного и людей, ухаживающих за ним. О видах расстройства речи, встречающихся при инсульте, а также способах борьбы сафазией поговорим в этой статье.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

Речевые зоны головного мозга

Речевые расстройства: виды и признаки

У пациентов, перенесших инсульт, потеря речи бывает 2 типов:

Рассмотрим более подробно каждый из типов и подтипов речевых расстройств, возникающих при инсульте.

Этот тип расстройства речи встречается при инсульте, затрагивающем подкорные структуры мозга. У пациента, страдающего дизартирией, наблюдается неразборчивая речь.

Кроме того, у пациента замедляется произношение звуков и отдельных слов, артикуляция становится слабой, повышается слюноотделение. Но человек понимает речь окружающих, способность к чтению и письму остается.

Существуют 4 типа дизартрии:

  • легкая форма патологии. Симптомы дизартрии может увидеть только врач;
  • окружающие понимают больного, но у него имеются некоторые дефекты произношения;
  • возникает серьезное расстройство речи, слова больного понятны только близким людям;
  • речь полностью пропадает.

Пациентам с дизартирией для восстановления речи при инсульте назначаются специальные упражнения, призванные восстановить упругость мышц органов речи.

Патология характеризуется частичной или полной утратой речи, но при этом артикуляция и слух сохраняются. Мозг больного получает малое количество нервных импульсов, поэтому речевые органы не могут выразить мысли.

Афазия подразделяется на следующие типы:

  1. Моторная афазия.
  2. Сенсорная афазия.
  3. Динамическая афазия.
  4. Акустико-мнестическая афазия.
  5. Амнестическая афазия.
  6. Тотальная афазия.
Моторная афазия

Патология наблюдается при инсульте, затронувшем верхнюю долю основной артерии мозга. Если моторная афазия в легкой форме, пациент произносит слова и предложения. Но возможно нарушение порядка слов. Некоторые больные повторяют слова по слогам, но общий смысл их остается ясным.

Если форма афазии тяжелая, то при инсульте пропадает речь полностью. Больные способны произносить только гласные звуки, но при этом понимают речь окружающих.

Лечение моторной афазии рекомендовано начинать через 7 дней после инсульта. Больному рекомендовано петь песни, выговаривать несложные слова.

Ceнcopнaя aфaзия

Патология характеризуется поражением центра Вернике. У больного сохраняется слуховая функция, но речь он перестает понимать.

Больной активно жестикулирует руками, произносит обрывки слов, не связанные друг с другом.

Проблема может проявляться в легкой форме, тогда инсультный больной узнает простые фразы и слова. П

рогноз не очень благоприятный, но при регулярных занятиях с логопедом нарушения частично лечатся.

Динaмичecкaя aфaзия

Данная патология возникает при поражении задних лобных участков головного мозга (доминантного полушария).

У больного искажен мыслительный процесс, ему трудно построить в голове связные предложения, а затем воспроизвести их.

Афазия динамического типа проявляется спонтанными высказываниями, смысл которых нарушен.

Лечить динамическую афазию можно и нужно. В ходе терапии логопед предлагает больному описать определенные образы и картинки. Постепенно возвращается способность больного планировать речь.

Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия

Нарушение речевых функций связаны с проблемами задних и средних отделов височной части мозга.

Больной, страдающий акустико-мнестической афазией, не может удержат в голове информацию, слухоречевая память снижается.

Частично сохранены письмо и чтение. Но, поскольку больной не способен в памяти удержать информацию, ему трудно пересказать текст или выполнить математические действия в устной форме.

Aмнecтичecкaя aфaзия

При инсульте, затронувшем нижний отдел височной области, возникает амнестическая афазия. Это самое щадящее речевое нарушение, возникающее при инсульте у взрослого. Речь у пациента адекватная, сохраняются мыслительные и слуховые функции.

Особенность этой патологии характеризуется в сложности подбора некоторых фраз и слов, пациент забывает названия предметов и имена, не может описать определенные вещи.

Тотальная афазия

При обширных поражениях головного мозга наблюдается тотальная афазия. Пациент не может понимать и воспроизводить речь, но при этом он слышит окружающих.

Чувствительность снижается, поведение становится пассивным.

Лечить речевые патологии нужно начинать немедленно.

Как восстановить речь при инсульте

Исследования, проведенные учеными по всему миру, показали, что полностью избавиться от последствий инсульта можно только в первые 3 месяца после удара.

Если с момента начала заболевания прошло от 6 месяцев до 2 лет, можно улучшить состояние больного, но реабилитационный процесс будет более длительным и сложным.

При терапии последствий инсульта, связанных с речью, нужно уделять особое внимание занятиям с логопедом, а также другими медицинскими специалистами, специализация которых направлена на восстановление речи.

Тренировки под руководством логопеда

Помимо этого, больным, у которых возникли речевые нарушения, связанные с перенесенным инсультом, показаны занятия с психологом. Проблемы с речью отрицательно влияют на психологическое состояние больного.

Занятия с врачом способствуют скорейшему восстановлению речи

При дизартрии показан лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция.

Народные методы

При инсульте нарушается процесс кровообращения, повреждается белое и серое вещество, а также кора мозга. Именно эти процессы могут спровоцировать нарушение речи у больных, а также другую патологическую симптоматику.

Хвойный чай с лимоном ускорит выздоровление

Помочь восстановить речевые функции после перенесенного инсульта может не только медикаментозная терапия, но и советы народной медицины:

  • Чай их хвойного отвара и лимона. Чтобы приготовить лекарство, необходимо взять 0.5 апельсина без кожуры и отвар, приготовленный из хвойных веточек (30 грамм веточек хвойного дерева залить литром кипятка). В термосе смешат все компоненты и настаивать около четырех часов. Пить один раз в сутки по стакану отвара.
  • Настой из корней декоративных пионов помогает восстановить функции головного мозга после перенесенного инсульта. Чтобы приготовить лекарство, достаточно залить два-три измельченных корня пиона 30 мл этилового спирта. Настаивать 7 дней в темном месте. Принимать лекарство 3 раза в день по пятнадцать-двадцать капель.
  • Березовый деготь в виде лекарственного отвара поможет вылечить последствия инсульта ишемического типа. Готовить лекарство рекомендуют, как обыкновенный чай. Пить отвар по стакану два раза в сутки. Березовый деготь – это эффективное средство народной медицины, разжижающее кровь и предотвращающее образование тромбов и холестериновых бляшек.
  • Если нарушена мимика лица, медицинские специалисты рекомендуют приготовить лекарственную мазь из порошка из лавровых листьев. Любой детский крем подойдет в качестве основы для мази. Для приготовления мази необходимо взять четыре – шесть листьев лавра, размельчить их с тюбиком крема (80 мл). Втирать лекарство перед сном в мышцы лица массирующими движениями.

Виды нарушения речи после инсульта

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия . При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия . Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Нарушение речи при инсульте причины, способы диагностики и лечения

Нарушение речи — одно из самых распространенных осложнений инсульта. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Дальше мы расскажем, почему происходят нарушения речи, в каких формах они случаются и как проходит восстановление после кровоизлияния в мозг.

Нарушение речи при инсульте происходит, если поражены речевые рецепторы. Это может происходить из-за отека или гибели тканей. При лечении речь восстанавливается довольно быстро.

Содержание статьи

Почему происходит нарушение речи при инсульте

У людей, которые перенесли инсульт, могут развиться два вида нарушений речи — связанные с повреждением речевых центров в головном мозге и потерей контроля над артикуляционными мышцами. В обоих случаях нарушения — следствие кровоизлияния в головной мозг.

После инсульта часть нейронов головного мозга отмирает, а между здоровыми клетками нарушаются нейронные связи. В зависимости от локализации повреждений, инсульт может привести к парезу или параличу, нарушению мышления, расстройствам речи.

Разновидности речевых расстройств

У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.

  • моторная развивается при поражении задних отделов лобной доли, пациент повторяет один и тот же звук или слово, застревает на слогах;
  • артикуляторная характерна для поражения нижних отделов теменной области, пациент не может произносить слова или звуки, так как ему не удается подобрать правильное положение губ и языка.
  • сенсорная — следствие поражения верхне височных отделов, пациент теряет возможность воспринимать и различать звуки, из-за чего не понимает речь, при попытках говорить непроизвольно заменяет звуки;
  • акустико-мнестическая характерна для поражения задних и средних отделов височной области мозга, пациент не запоминает слова, например, из трех может повторить только два, не воспринимает длинные предложения, в устной речи с трудом подбирает слова.

У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.

Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:

  • бульбарная развивается при поражении бульбарной группы черепно-мозговых нервов, пациент говорит очень невнятно, испытывает трудности с приёмом жидкой и твердой пищи;
  • псевдобульбарная характерна для поражения корково-ядерных проводящих путей, провоцирует спастический паралич речевых мышц, из-за чего пациент теряет возможность полноценно двигать языком;
  • подкорковая возникает при поражении подкорковых узлов, приводит к непроизвольным движениям мышц, в том числе артикуляционных и непроизвольным выкрикам;
  • мозжечковая связана с поражением мозжечка и его проводящих путей, вызывает нарушение координации движений мышц, которые участвуют в речевом процессе.

Как восстановить речь после инсульта

Врачи выделяют три формы восстановления речевой функции:

  • истинное восстановление, когда нарушенные функции возвращаются полностью, в исходное состояние — это возможно, когда нервные клетки не погибли;
  • компенсация — функциональная перестройка, вовлечение других участков головного мозга или артикуляционных мышц;
  • реадаптация — использование специальных приспособлений, например, синтезатора речи.

Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи с логопедом-афазиологом начинают через 2-3 месяца после инсульта. Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.

Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:

  1. На раннем этапе применяют стимулирующие и растормаживающие методики восстановительного обучения. Больного учат понимать отдельные слова и речь, которая связана с конкретной ситуацией.
  2. Далее восстанавливают понимает внеситуацинных фраз, учат пациента понимать письменную речь.
  3. Когда человек может понимать речь, начинают работу над восстановлением его собственной речи. Обучают называть предметы и действия по картинкам, повторять за логопедом звуки и слова, составлять фразы и предложения.
  4. При успешном восстановлении собственной речи переходят к тренировкам диалогов и монологов. Пациента учат понимать вопросы и отвечать на них, пересказывать прочитанное, составлять рассказы.

При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *