Лечение афазии – Лечение афазии. Восстановление речи после инсульта, черепно-мозговой травмы. Коррекция и лечение афазии.

Содержание

виды, причины, симптомы и лечение

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

СодержаниеСвернуть

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Полная или частичная утрата речи

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Центр Брока и зона Вернике в головном мозге

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Четыре степени выраженности афазии

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Полное отсутствие всех видов речи

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Афазия у детей встречается значительно реже, чем у взрослых

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

Логопедическая диагностика афазии

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Занятие по восстановлению речи у пациентки с афазией

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Афазия – ответы на главные вопросы

С тех пор множество ученых уточняли и расширяли представления о проявлениях и мозговых основах афазии. Из российских ученых нужно выделить нейропсихолога Александра Романовича Лурию. Во время Великой Отечественной войны он руководил крупным госпиталем в Челябинской области, куда попадали солдаты с огнестрельными ранениями головы, часто вызывавшими афазию. Во многом основываясь на этих клинических наблюдениях, Лурия разработал свою классификацию афазии, которая принципиально отличается от западной и до сих пор используется в клинической практике в России.

Симптомы афазии

Один из наиболее распространенных симптомов афазии — это сложности с тем, чтобы вспомнить слово. Наверное, каждому человеку знакомо ощущение, когда знаешь слово, оно вертится на языке, но не можешь его в нужный момент вспомнить. Люди с афазией постоянно испытывают это неприятное чувство.

Но при афазии может встречаться и множество других симптомов в зависимости от типа. При небеглых типах афазии, подобных описанному Полем Брока, у пациентов нарушена беглость речи. Они говорят мало, запинаются, а в самых тяжелых случаях совсем не могут говорить или используют всего одно слово или слог в любых ситуациях общения. Иногда это бывает даже нецензурная лексика, что шокирует их родственников. При небеглых типах афазии сложно соединять слова в связные предложения, использовать слова в правильном порядке и в нужных грамматических формах. Человек хочет сказать: «Моя жена вчера ходила в магазин», а вместо этого получается: «Жена магазин ходить».

При беглых типах афазии, подобных описанным Карлом Вернике, люди говорят бегло, без сильных запинок, но при этом речь может напоминать «словесный салат», используются неподходящие или несуществующие слова. Например, вместо того же предложения «Моя жена вчера ходила в магазин» человек произносит: «Мама вчера ходила за лапамасин». Также людям с беглой афазией сложно понимать чужую речь. Сам по себе слух не нарушен, но родной язык начинает звучать как иностранный, смысл непонятен.

Очень важно, что при любых типах афазии пациенты испытывают сложности именно с тем, чтобы облечь свои мысли в слова и понять смысл чужих слов. Сами по себе мыслительные процессы при этом не нарушены, все знания о мире сохраняются. Даже если человек смотрит на тарелку и называет ее «чашка», «ларетка» или никак не может назвать, он все равно прекрасно понимает, что это предмет посуды, в него можно налить суп и поесть из него ложкой. То есть знания о мире и мышление остаются прежними, а теряется лишь словесная оболочка.

Классификация афазии

В России и на Западе используются принципиально разные классификации афазии. Западная классификация основывается на трех простых критериях: насколько человек способен порождать речь, понимать чужую речь и повторять услышанное. При афазии Брока нарушены порождение речи и повторение, при афазии Вернике — понимание речи и повторение, при проводниковой афазии — только повторение, а порождение и понимание сохранны.

В России используется принципиально другая классификация Лурии. Она основана на синдромном подходе. То есть выделяется единый механизм, который обуславливает наблюдающиеся у пациента нарушения на всех уровнях. Например, при эфферентной моторной афазии человеку сложно составлять из слогов слова, а из слов — предложения. Точно так же на невербальном уровне, в других психических функциях ему сложно повторять серию движений или выполнять действия в определенной последовательности. Выстраивание элементов в последовательности — это единый нейропсихологический механизм, обуславливающий нарушения.

Что происходит с мозгом при афазии

Афазия возникает, когда поражена какая-либо область мозга, вовлеченная в речь. У правшей, как правило, афазия возникает при поражении левого полушария, поскольку у них именно оно играет основную роль в речевых процессах. У левшей речь может больше полагаться и на правое полушарие, и на оба сразу.

Афазия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Афа́зия или афази́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи[1] (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры[2][3] (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности[3].

Чаще всего афазия возникает вследствие инсультов: ишемического и геморрагического (наиболее часто при смешанной и тотальной форме). Также причинами афазийного расстройства могут быть:

  • Опухоли головного мозга.
  • Трепанация черепа и другие вмешательства в черепную коробку.
  • Энцефалит и другие воспалительные процесса мозга.
  • Прогрессирующие заболевания ЦНС.
  • Разного рода черепные травмы.

Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии[4].

Типы афазий
  • Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и её реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
  • Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
  • Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения.[5] Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи[кто?] считают различение этих трёх форм афазии сугубо теоретическим.
    • Акустико-мнестическая афазия — в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
    • Оптико-мнестическая афазия
  • Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.[6]

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).

  1. ↑ Афазия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
  3. 1 2 Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов.
  4. ↑ Лурия, 1969.
  5. ↑ Морозов, Ромасенко, 1987, с. 301.
  6. ↑ Морозов, Ромасенко, 1987, с. 302.
  • Лурия А. Р. . Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Второе дополненное издание . — М., 1969.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. (любое издание): Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V.
  • Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
  • Хомская Е. Д. Нейропсихология. (любое издание): Раздел II, Глава 13.
  • Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. — 256 с.
  • Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М., 2000.;
  • Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии[1]
  • Критчли М. Афазиология. М.: Медицина, 1974.;
  • Смирнов Б. Л.[2] К вопросу об афазии у полиглотов.
  • Пирон К. Весь мир страдает афазией? (эспер. Ĉu la tuta mondo suferas pro afazio?)
  • Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие. — Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006
  • Фёдорова Елена Анатольевна. Афазия — не приговор.- Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
  • Колягин В.В. Приобретённая афазия у детей дошкольного возраста. // Клиническая эпилептология, 2010 г., стр. 28-30
  • ↑ Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Архивировано 10 февраля 2009 года.
  • ↑ Смирнов Б. Л. Учителя России
  • симптомы и причины, диагностика и лечение — Logoprofy.ru

    Афазия — это состояние, которое лишает вас способности общаться. Это может повлиять на вашу способность говорить, писать и понимать язык, как устный, так и письменный.

    Более подробно об Афазии вы можете узнать перейдя по этой ссылке. Там вас ждут видео-лекции, статьи и вебинары!

    Афазия обычно возникает внезапно после инсульта или травмы головы. Но это также может происходить постепенно из-за медленно растущей опухоли головного мозга или заболевания, которое вызывает прогрессирующее постоянное повреждение (дегенеративное). Где и насколько серьезным является повреждение головного мозга и причины его возникновения, определяют степень инвалидности.

    После устранения причины основным лечением афазии является речевая и языковая терапия. Человек с афазией переучивается и практикует языковые навыки и учится использовать другие способы общения. Члены семьи часто участвуют в процессе, помогая человеку общаться.

    Симптомы

    Афазия является признаком какого-либо другого состояния, такого как инсульт или опухоль головного мозга.

    Человек с афазией может:

    • Говорите короткими или неполными предложениями
    • Говорить в предложениях, которые не имеют смысла
    • Заменить одно слово на другое или один звук на другое
    • Произносить неузнаваемые слова
    • Не понимаю чужой разговор
    • Напишите предложения, которые не имеют смысла

    Серьезность и масштаб проблем зависят от степени повреждения и области поражения головного мозга.

    Типы афазии

    Ваш доктор может относиться к афазии как к бесполезной, беглой или глобальной:

    • Нефлюазная афазия. Повреждение языковой сети возле левой лобной области мозга обычно приводит к афазии Брока, которая также называется нефлюазной афазией. Люди с этим расстройством изо всех сил пытаются выговорить слова, говорят очень короткими предложениями и пропускают слова. Человек может сказать «Хочешь поесть» или «Прогуляйся сегодня по парку». Слушатель обычно может понять смысл.Люди с афазией Брока могут понять, что другие люди говорят лучше, чем они могут говорить. Они часто знают о своих трудностях в общении и могут расстроиться. Люди с афазией Брока также могут иметь правосторонний паралич или слабость.
    • Беглая афазия. Люди с этой формой афазии могут говорить легко и свободно в длинных, сложных предложениях, которые не имеют смысла или включают неузнаваемые, неправильные или ненужные слова. Они обычно плохо понимают разговорный язык и часто не понимают, что другие не могут их понять. Этот тип афазии, также известный как афазия Вернике, является результатом повреждения языковой сети в средней левой части мозга.
    • Глобальная афазия. Глобальная афазия является следствием обширного повреждения языковых сетей мозга. Люди с глобальной афазией имеют серьезные нарушения с выражением и пониманием.

    Когда обратиться к врачу

    Поскольку афазия часто является признаком серьезной проблемы, такой как инсульт, обратитесь за неотложной медицинской помощью, если у вас внезапно развивается:

    • Трудно говорить
    • Трудно понять речь
    • Сложность с отзывом слов
    • Проблемы с чтением или письмом

    Причины

    Наиболее распространенной причиной афазии является повреждение мозга в результате инсульта — закупорка или разрыв кровеносного сосуда в головном мозге. Потеря крови к мозгу приводит к гибели или повреждению клеток мозга в областях, которые контролируют язык.

    Повреждение головного мозга, вызванное серьезной травмой головы, опухолью, инфекцией или дегенеративным процессом, также может вызвать афазию. В этих случаях афазия обычно возникает с другими типами когнитивных проблем, таких как проблемы с памятью или спутанность сознания.

    Первичная прогрессирующая афазия — это термин, используемый для обозначения языковой трудности, который развивается постепенно. Это связано с постепенной дегенерацией клеток головного мозга, расположенных в языковых сетях. Иногда этот тип афазии прогрессирует до более общей деменции.

    Иногда могут возникать временные эпизоды афазии. Это может быть связано с мигренью, судорогами или транзиторной ишемической атакой (ТИА). ТИА возникает, когда кровоток временно блокируется в области мозга. Люди, у которых было ТИА, в ближайшем будущем подвергаются повышенному риску инсульта.

    Осложнения

    Афазия может создать множество проблем с качеством жизни, потому что общение является неотъемлемой частью вашей жизни. Трудность общения может повлиять на вашу:

    • работу
    • Отношения
    • повседневную жизнь

    Языковые барьеры могут привести к смущению, депрессии и проблемам в отношениях.

    Диагностика

    Ваш врач, скорее всего, проведет вам физическое и неврологическое обследование, проверит вашу силу, чувства и рефлексы, а также выслушает ваше сердце и сосуды на шее. Он или она, скорее всего, запросит визуализационный тест, обычно МРТ, чтобы быстро определить причину афазии.

    Вы также, вероятно, пройдете тесты и неофициальные наблюдения, чтобы оценить свои языковые навыки, такие как способность:

    • Назовите общие объекты
    • Вступать в разговор
    • Понимать и правильно использовать слова
    • Отвечайте на вопросы о чем-то прочитанном или услышанном
    • Повторите слова и предложения
    • Следовать инструкциям
    • Отвечайте на вопросы «да-нет» и отвечайте на открытые вопросы по общим темам
    • Прочитайте и напишите

    Лечение

    Если повреждение мозга незначительное, человек может восстановить языковые навыки без лечения. Тем не менее, большинство людей проходят речевую и языковую терапию, чтобы восстановить свои языковые навыки и дополнить свой опыт общения. Исследователи в настоящее время изучают возможность использования лекарств, отдельно или в сочетании с логопедом, для помощи людям с афазией.

    Речевая и языковая реабилитация

    Восстановление языковых навыков обычно является относительно медленным процессом. Хотя большинство людей добились значительных успехов, лишь немногие достигают полного уровня общения до травмы.

    При афазии речевая и языковая терапия пытается улучшить способность человека общаться, восстанавливая как можно больше языка, обучая тому, как компенсировать утраченные языковые навыки, и находя другие методы общения.

    терапия:

    • Начинается рано Некоторые исследования показали, что терапия наиболее эффективна, когда она начинается вскоре после травмы головного мозга.
    • Часто работает в группах. В групповой обстановке люди с афазией могут испытать свои навыки общения в безопасной среде. Участники могут попрактиковаться в инициировании разговоров, выступая по очереди, проясняя недоразумения и исправляя разговоры, которые полностью распались.
    • Может включать использование компьютеров. Использование компьютерной терапии может быть особенно полезно для повторного изучения глаголов и звуков слов (фонем).

    Лекарственные препараты

    Некоторые лекарства в настоящее время изучаются для лечения афазии. К ним относятся лекарственные средства, которые могут улучшить приток крови к мозгу, улучшить способность мозга к восстановлению или помочь заменить истощенные химические вещества в мозге (нейротрансмиттеры). Некоторые лекарства, такие как мемантин и пирацетам, показали себя в небольших исследованиях. Но необходимы дополнительные исследования, прежде чем можно будет рекомендовать эти методы лечения.

    Люди с афазией

    Если у вас афазия, следующие советы могут помочь вам общаться с другими:

    • Носите с собой карточку, объясняющую, что у вас афазия и что такое афазия.
    • Нести идентификацию и информацию о том, как связаться со значительными другими.
    • Всегда носите с собой карандаш и маленький блокнот.
    • Используйте рисунки, схемы или фотографии в качестве ярлыков.
    • Используйте жесты или указывайте на объекты.

    Семья и друзья

    Члены семьи и друзья могут использовать следующие советы при общении с человеком с афазией:

    • Упростите свои предложения и замедлите темп.
    • Держите разговоры один на один изначально.
    • Дайте человеку время поговорить.
    • Не заканчивайте предложения и не исправляйте ошибки.
    • Уменьшите отвлекающий шум в окружающей среде.
    • Держите бумагу и карандаши или ручки под рукой.
    • Напишите ключевое слово или короткое предложение, чтобы помочь объяснить что-то.
    • Помогите человеку с афазией создать книгу слов, картинок и фотографий, чтобы помочь с разговорами.
    • Используйте рисунки или жесты, когда вас не понимают.
    • Как можно больше вовлекайте человека с афазией в разговоры.
    • Проверьте на понимание или суммируйте то, что вы обсуждали.

    Подготовка к вашей встрече

    Если ваша афазия вызвана инсультом или травмой головы, вы, вероятно, сначала обратитесь к врачу скорой помощи. Затем вы обратитесь к врачу, который специализируется на расстройствах нервной системы (невролог), и в конечном итоге вас могут направить к логопеду для реабилитации.

    Поскольку это условие обычно возникает как чрезвычайная ситуация, у вас не будет времени на подготовку. Если возможно, принесите лекарства или добавки, которые вы принимаете с собой, в больницу, чтобы ваш врач знал о них.

    Когда у вас есть последующие встречи, вам, вероятно, понадобится компаньон, чтобы отвезти вас в кабинет вашего врача. Кроме того, этот человек может помочь вам общаться с врачом.

    Некоторые вопросы, которые любимый человек или друг, возможно, захотят задать своему врачу, включают:

    • Какова наиболее вероятная причина этих речевых трудностей?
    • Нужны ли тесты?
    • Является ли афазия временной или продолжительной?
    • Какие методы лечения афазии доступны и какие вы рекомендуете?
    • Доступны ли такие услуги, как логопедическая терапия или помощь на дому?
    • Есть ли способы помочь моему любимому человеку понять других или более эффективно общаться?

    Чего ожидать от врача?

    У вашего доктора, скорее всего, тоже будут вопросы. Любой человек или друг может помочь вашему врачу получить необходимую информацию. Ваш доктор может спросить:

    • Когда начались симптомы?
    • Ты понимаешь, что говорят другие?
    • Другие понимают, что вы говорите?
    • Афазия была непрерывной, или она приходит и уходит?
    • Заметили ли вы изменения в своей речи — например, как вы двигаете своей челюстью, языком и губами, чтобы сделать речевые звуки — или звук вашего голоса?
    • Заметили ли вы изменения в вашей способности понимать то, что вы читаете, или в вашей способности писать и писать предложения?

    виды и формы, причины и лечение болезни

    Афазия – это полное или частичное расстройство речи, возникшее по разным причинам. Диагностикой отклонения занимаются неврологи, психологи и логопеды. Заболевание может возникать у взрослых и детей. Классификация афазий осуществляется по этиологическому фактору и неврологической симптоматике. От этого зависит течение патологии, прогноз и терапия.

    СодержаниеСвернуть

    Причина патологии заключается в образовании патологических зон в участках головного мозга, отвечающих за формирование речи. К характерным признакам афазии относят нарушение произношения звуков, скудный словарный запас, проблемы с грамматикой, тяжелое восприятие устной речи и письма. Кроме того, страдает двигательная активность и психологическая сторона личности пациента.

    Причины развития

    Этиология афазии

    Этиология афазии связана с нарушением процессов в речевых центрах коры головного мозга, причем возникают они после полного ее формирования. На первом месте в патогенезе развития этой патологии находится инсульт. И геморрагический, и ишемический связаны с нарушениями кровообращения в сосудах. Может возникать моторная или сенсорная форма афазии, или комбинированный вариант.

    На втором месте стоят органические процессы в головном мозге – ЧМТ, энцефалит, менингит, абсцесс, опухоль, перенесенные нейрохирургические вмешательства. Также принимают во внимание при диагностике болезни центральной нервной системы с хроническим течением: болезнь Альцгеймера, Пика, «коровье бешенство».

    Относительным образом влияют на внезапное нарушение речи и другие факторы:

    • патогенетическая предрасположенность;
    • атеросклероз сосудов головного мозга;
    • гипертоническая болезнь;
    • отравление токсинами;
    • хронические соматические дисфункции;
    • ревматизм сердца;
    • ишемия миокарда.

    Риск развития афазии повышается в преклонном возрасте и обусловлен физиологическими процессами. Тяжесть протекания болезни, динамика зависят от локализации поражения и размеров очагов, причины, ее вызвавшей. Так, более медленным развитием отличается афазия при опухолях головного мозга, а острая церебральная недостаточность кровообращения вызывает нарушение мгновенно.

    Классификация форм

    Левое полушарие, центры речи

    Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

    Таблица с характеристиками патологии по основным видам

    Наименование расстройстваЛокализацияСимптомы
    Эфферентная моторная афазияЗона БрокаНарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
    Афферентная моторная афазияНижний отдел постцентральной извилиныЗатруднение произношения звуков
    Сенсорная афазия (акустико-гностическая)Задняя треть верхней височной извилины, или зона ВерникеПациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
    Амнестико-семантическая афазияПереднетеменной или задневисочный отделУхудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
    Динамическая афазияПрефронтальная областьНевозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
    Амнестическая афазияТеменно-височная областьБольной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
    СемантическаяТеменная доляПациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

    Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

    Симптомы

    Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов. Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет. Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

    Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы. Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

    Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

    При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

    По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная. Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга. Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

    Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

    Диагностика заболевания

    Диагностика афазии комплексная

    Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

    Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

    Терапия речевого расстройства

    Медикаментозная схема лечения зависит от этиологии отклонения. Только после устранения причины афазии начинают коррекционную реабилитацию больного. Положительное влияние на восстановление речи оказывает физиотерапия, массаж. В процессе сеансов отмечается расслабление мускулатуры органов речи, устранение спазма губ, улучшение притока крови. Таким образом происходит общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

    Логопед составляет комплекс упражнений, основываясь на типе отклонения. Чтобы не допустить фиксации речевой патологии, реабилитацию необходимо начинать как можно раньше после ее выявления. Курс лечения может длиться 2-4 года.

    Прогноз полного восстановления речи зависит не только от своевременного обращения к врачу. Имеет значение общее состояние здоровья пострадавшего, его возраст (взрослый или ребенок), механизм возникновения и локализация очага.

    Лечение начинают с восстановления способности человека произносить звуки, затем слова и фразы. Классификация по симптоматике предназначена, чтобы обуславливать состав комплексной терапии. Для облегчения понимания может потребоваться использование наглядности, больного просят отвечать жестом на вопросы, выполнять простые задания и показывать на картинках предметы.

    Коррекционное занятие с логопедом при афазии

    Чтобы восстановить слухоречевой вид памяти при мнестической афазии, работают над зрительным восприятием, отрабатывают чтение и навыки письма. Моторная форма лечится обучением различия между предлогами, наречиями. Вспоминают значение антонимов и синонимов. Для этого просят придумать с их использованием предложения. Также разбирают значение слов, использованных в переносном смысле. Коррекция семантической патологии заключается в обучении сложным и развернутым предложениям, ориентации во времени и пространстве.

    Обратите внимание! Задание нужно давать больному афазией спокойным голосом, четко, громко. Чтобы он его понял, речь должна быть максимально простой.

    На лечение лучше реагируют дети и молодые люди. В молодом возрасте реабилитация проходит более успешно и быстро, чем у пожилых людей. При обширных очагах поражения в головном мозге может оставаться стойкий дефект речи, который не поддается коррекции.

    Профилактические меры

    Чтобы вовремя предотвратить расстройства речи, при нарушениях кровотока в церебральных сосудах необходимо обратиться за медицинской помощью. В любом возрасте необходимо беречься от черепно-мозговых травм, нейроинфекций. Для нормализации кровоснабжения тканей показано соблюдение здорового образа жизни, умеренная физическая активность. В случае наличия факторов риска ребенка с детских лет нужно показывать неврологу для получения консультативной помощи и наблюдения.

    причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

    Нарушение ранее сформированной речевой деятельности, обусловленной частичной либо полной утратой способности понимать обращенную речь либо пользоваться собственной речью.

    Причины

    Расстройство развивается на фоне органического поражения в головном мозге речевых центров. Развитие афазии чаще всего наблюдается как следствие ишемического либо геморрагического инсультов.

    Нарушение может возникнуть вследствие воспалительных заболеваний, травматических повреждений, опухолевых поражений головного мозга, а также хирургического лечения головного мозга или вследствие его хронического прогрессирующего поражения.

    К предрасполагающим факторам развития нарушения относятся наследственная предрасположенность, ревматические поражения сердца, гипертоническая болезнь, переходящие дисфункции кровообращения головного мозга с явлениями ишемии, перенесенные ранее травматические поражения головы и пожилой возраст.

    Симптомы

    Моторная афазия характеризуется развитием перестановки слогов либо отдельных звуков в словах, патологической заменой звуков либо букв в словах, некорректным воспроизведением слов. Речи присущ телеграфный стиль, изменение мелодично-ритмического произношения, совершение продолжительных пауз в разговоре.

    Эфферентное моторное расстройство обусловлено нечленораздельным произношением либо полным отсутствие спонтанной речи и развитием речевого эмбола. У пациента может быть сохранена речь, но изменены другие типы спонтанной речи. Также у таких лиц может быть нарушено понимание спонтанной речи, отдельных слов и письменной речи.

    Сенсорное расстройство, ассоциировано с изменением слухового восприятия на фоне не измененного слуха. Такие пациенты не способны разобрать чужую речь, а также контролировать свою и постоянно включают в свои высказывания посторонние слова, звуки и слоги.

    Акустико-мнестическое расстройство обусловлено невозможностью запоминать информацию, полученную на слух. У таких пациентов снижен объем запоминания, довольно часто они не способны понять смысл обращенной к ним речи и повторить за специалистом выражение из четырех слов.

    Для оптико-мнестического нарушения характерно ухудшение зрительной памяти, а также взаимосвязи между зрительным образом объекта и словом. Такие лица испытывают значительные сложности с называнием объектов.

    Амнестико-семантическое расстройство проявляется не способностью вспомнить названия объектов, невозможностью понять речевые обороты, метафоры, а также смысл поговорок и крылатых выражений и не возможностью понять прочитанный текст.

    При динамическом нарушении при сохранении правильного произношения, а также сохраненной автоматизированной речи, наблюдается расстройство спонтанной речи.

    Диагностика

    При диагностировании расстройства пациенту может потребоваться проведение компьютерной томографии для определения локализации в головном мозге патологических очагов, ультразвуковая допплерография шейных сосудов, МР-ангиография, проведение люмбальной пункции. При исследовании речи потребуется изучение устной и письменной речи пациента.

    Лечение

    Схема лечения афазии основывается на медикаментозной терапии и занятий с логопедом. Терапия основного нарушения осуществляется под контролем врача-невролога, с последующей реабилитацией пациента.

    Профилактика

    Предупреждение развития афазии основывается на профилактике травм мозга, предупреждении развитии либо своевременном лечении его сосудистых поражений, своевременном определении очагов новообразований в головном мозге.

    Моторная афазия — Medside.ru

    Закрыть
    • Болезни
      • Инфекционные и паразитарные болезни
      • Новообразования
      • Болезни крови и кроветворных органов
      • Болезни эндокринной системы
      • Психические расстройства
      • Болезни нервной системы
      • Болезни глаза
      • Болезни уха
      • Болезни системы кровообращения
      • Болезни органов дыхания
      • Болезни органов пищеварения
      • Болезни кожи
      • Болезни костно-мышечной системы
      • Болезни мочеполовой системы
      • Беременность и роды
      • Болезни плода и новорожденного
      • Врожденные аномалии (пороки развития)
      • Травмы и отравления
    • Симптомы
      • Системы кровообращения и дыхания
      • Система пищеварения и брюшная полость
      • Кожа и подкожная клетчатка
      • Нервная и костно-мышечная системы
      • Мочевая система
      • Восприятие и поведение
      • Речь и голос
      • Общие симптомы и признаки
      • Отклонения от нормы
    • Диеты
      • Снижение веса
      • Лечебные
      • Быстрые
      • Для красоты и здоровья
      • Разгрузочные дни
      • От профессионалов
      • Монодиеты
      • Звездные
      • На кашах
      • Овощные
      • Детокс-диеты
      • Фруктовые
      • Модные
      • Для мужчин
      • Набор веса
      • Вегетарианство
      • Национальные
    • Лекарства
      • Антибиотики
      • Антисептики
      • Биологически активные добавки
      • Витамины
      • Гинекологические
      • Гормональные
      • Дерматологические
      • Диабетические
      • Для глаз
      • Для крови
      • Для нервной системы
      • Для печени
      • Для повышения потенции
      • Для полости рта
      • Для похудения
      • Для суставов
      • Для ушей
      • Желудочно-кишечные
      • Кардиологические
      • Контрацептивы
      • Мочегонные
      • Обезболивающие
      • От аллергии
      • От кашля
      • От насморка
      • Повышение иммунитета
      • Противовирусные
      • Противогрибковые
      • Противомикробные
      • Противоопухолевые
      • Противопаразитарные
      • Противопростудные
      • Сердечно-сосудистые
      • Урологические
      • Другие лекарства
      ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
    • Врачи
    • Клиники
    • Справочник
      • Аллергология
      • Анализы и диагностика
      • Беременность
      • Витамины
      • Вредные привычки
      • Геронтология (Старение)
      • Дерматология
      • Дети
      • Женское здоровье
      • Инфекция
      • Контрацепция
      • Косметология
      • Народная медицина
      • Обзоры заболеваний
      • Обзоры лекарств
      • Ортопедия и травматология
      • Питание
      • Пластическая хирургия
      • Процедуры и операции
      • Психология
      • Роды и послеродовый период
      • Сексология
      • Стоматология
      • Травы и продукты
      • Трихология
      • Другие статьи
    • Словарь терминов
      • [А] Абазия .. Ацидоз
      • [Б] Базофилы .. Булимия
      • [В] Вазектомия .. Выкидыш
      • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
      • [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
      • [Е] Еюноскопия
      • [Ж] Железы .. Жиры
      • [З] Заместительная гормональная терапия
      • [И] Игольный тест .. Искусственная кома
      • [К] Каверна .. Кумарин
      • [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
      • [М] Магнитотерапия .. Мутация
      • [Н] Наркоз .. Нистагм
      • [О] Общий анализ крови .. Отек
      • [П] Паллиативная помощь .. Пульс
      • [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
      • [С] Секретин .. Сыворотка крови
      • [Т] Таламус .. Тучные клетки
      • [У] Урсоловая кислота
      • [Ф]

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *