Афазия лечение: причины, симптомы, диагностика и лечение – что это такое, особенности лечения у взрослых и детей

Содержание

причины, симптомы, формы и лечение

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого. В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое. Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

fg

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей. В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых. Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

izbavlyajemsya-ot-zaikanija--narodnaja-medicina-ili-polnocennoje-lechenije

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга (менингит, энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе болезнь Альцгеймера.

de1aef47a45056241049f72cf5160630

Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.

afaziya_4
Сенсорная афазия, другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока). Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.

maxresdefault
Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая. При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

sourceimage-800x400

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.
Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация логопеда.

mrt-golovnogo-mozga-img

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака). После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко. Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.

motornaya-alalia
Для того чтобы получить максимальный эффект начинать терапию следует как можно раньше. Кроме того, результативность лечения зависит от степени поражения мозга, пострадавшего участка и его размеров, возраста и общего состояния здоровья пациента. Очень важно, чтобы в процессе восстановления активную роль принимали родные и близкие больного, поэтому им нужно соблюдать некоторые правила в общении с больным афазией:
  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

motornaya-sensornaya-afaziya1

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества. Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга. Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Сенсорная афазия после инсульта: признаки, восстановление и лечение

Белкина Юлия Борисовна

Белкина Юлия Борисовна

Логопед

Скрипай Елена Юрьевна

Скрипай Елена Юрьевна

Логопед

Труш Виктория Андреевна

Труш Виктория Андреевна

Логопед

1. Признаки и причины сенсорной афазии

2. Формы сенсорной афазии

 2.1 Семантическая афазия

 2.2 Акалькулия афазия

 2.3 Сенсорно-моторная афазия

 2.4 Тотальная афазия

3. Симптомы

 3.1 Специфические признаки сенсорной афазии у детей

4. Диагностика

5. Лечение

6. Реабилитация

 

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова.  Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения.  При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться.  Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия.  Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.  Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего.  Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом  скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая  симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания.  Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Клинический институт мозга

Рейтинг: 5/5 — 8 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Программы:

Другие статьи по теме:

Афазия — определение, формы классификации, виды причины, симптомы, методы диагностики и лечение

Белкина Юлия Борисовна

Белкина Юлия Борисовна

Логопед

Скрипай Елена Юрьевна

Скрипай Елена Юрьевна

Логопед

Труш Виктория Андреевна

Труш Виктория Андреевна

Логопед

Афазия – это полная или частичная потеря умения передавать свои мысли с помощью слов. Человек испытывает трудности в общении с другими, начинаются проблемы с восприятием окружающего мира. Этот термин впервые введен в 1864 году французским терапевтом Арманом Труссо.

1. Что такое афазия?

 1.2 Афазия и алексия

2. Как функционирует речевой аппарат человека

3. Этиологические факторы возникновения афазии

4. Классификация видов афазии

5. Клиническая картина

6. Дифференциальная диагностика

7. Лечебные мероприятия

8. Реабилитация пациентов с афазией

9. Профилактика и прогноз

 

Признаки заболевания:

  • неспособность узнавать голоса, звуки, предметы;
  • сбои в чувствительности;
  • искаженная, неправильная речь, исковерканные, короткие предложения;
  • нарушенная ориентация в пространстве;
  • невозможность разборчиво писать, затрудненное чтение;
  • неустойчивость внимания, разлады в памяти, интеллекте. 

Патология неврологического характера остаётся одной из самых распространённых проблем современного здравоохранения в большинстве развитых стран мира и Российская Федерация не является исключением. Заболевания сердечно-сосудистой системы и осложнения с ними связанные делят второе место по распространённости среди всех летальных исходов заболеваний или случаев тяжёлой инвалидизации. При развитии острого нарушения мозгового кровотока происходит повреждение различных участков головного мозга и частым проявлением или осложнением инсульта становится развитие афазии. Специалистами давно замечено, что частота возникновения афазии при инсульте коррелирует с его видом. Так при ишемической форме афазия развивается в 2 раза чаще, чем при других формах нарушения мозгового кровообращения. Диагностика, лечение и реабилитация больных, страдающих афазией остаётся важной задачей неврологов и нейрохирургов.

Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма. К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации.

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров. 

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий. Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется. Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

Важно отметить, что человеческий мозг синтезирует и воспринимает речь благодаря развитым речевым центрам. Оба речевых центра находятся в коре больших полушарий и носят название исследователей их открывших.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Этиологические факторы возникновения афазии

Причиной развития такого когнитивного расстройства, как афазия могут стать самые разнообразные факторы, как внешней, так и внутренней среды человека. Однако, чаще всего к развитию афазии приводят внутренние факторы. К самым часто-встречающимся этиологическим факторам развития афазии можно отнести:

  • Черепно-мозговая травма. Один из самых частых внешних факторов. Афазия может возникнуть при дорожно-транспортном происшествии или во время борьбы, когда тканям головного мозга пострадавшего приходится испытывать выраженную кинетическую энергию. Сотрясение головного мозга может приводить к ушибу его тканей в результате гидродинамического удара или же к развитию разрыва церебральных сосудов или сосудов паутинной оболочки.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Самая частая причина развития афазии. В большинстве случаев инсульт возникает в результате поражения сердечно-сосудистой системы, что приводит к ишемическому повреждению головного мозга. Если тромб локализован на уровне средней мозговой артерии, то происходит поражение речевого центра и развитие моторной афазии. К предрасполагающим компонентам сосудистых заболеваний также относят: гипертоническую болезнь, дислепидемические нарушения состава крови, атеросклероз и метаболические нарушения.
  • Онкологические заболевания. В структуре причин возникновения афазии также часто встречаются. Афазия в таком случае возникает при повреждении опухолью речевого центра или при сдавлении последнего опухолью доброкачественного характера.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Данная этиологическая причина чаще всего встречается у детей и молодых лиц, так как именно они более подвержены генерализованным инфекционным процессам. К афазии могут привести менингит и энцефалит.

В более редких случаях причиной становятся такие хронические дегенеративные заболевания нервной системы, как болезнь Альцгеймера и Пика, которые также могут затронуть речевые зоны больших полушарий.

Классификация видов афазии

В клинической неврологической практике принято выделить следующие виды афазий:

  • Динамическая, возникает при органическом повреждении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
  • Акустико-гностическая, проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентральной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков. У больного также отмечается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме. 

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание. 

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация. 

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Реабилитация пациентов с афазией

На этапе реабилитации основной акцент в лечении делается на социальную адаптацию и формирование у пострадавшего новых навыков коммуникации. С больным работают такие специалисты, как реабилитолог, логопед, психотерапевт и невролог. Также к процессу реабилитационной программы подключаются социологи и обязательно родственники пострадавшего.  Только полноценный мультидисциплинарный подход к лечению и последующей реабилитации могут эффективно бороться с проявлениями афазии. 

Профилактика и прогноз

После того, как у человека возникла афазия важно исключить повторные нарушения мозговой деятельности. С целью вторичной профилактики проводится диспансерное наблюдение таких пациентов. Периодический осмотр у невролога и кардиолога позволяют в значительной степени снизить риск рецидивов основного заболевания, которое привело к развитию афазии. В целом при следовании рекомендациям специалистов человеку с афазией удаётся добиться социальной адаптации и жить на приемлемом уровне жизни.

Клинический институт мозга

Рейтинг: 3/5 — 3 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Программы:

Другие статьи по теме:

Динамическая афазия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Динамическая афазия

Динамическая афазия — это нарушение формирования высказываний активной речи, обусловленное поражением префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации высказываний, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросы, повторением фраз собеседника, недостаточным пониманием длинных сообщений. Диагностируется динамическая форма афазии с учетом данных неврологического осмотра, логопедического и психологического обследования, томографических, сосудистых исследований. Коррекция речевого дефекта проводится путём логопедических занятий, фармакотерапии на фоне этиотропного лечения и общеукрепляющих мероприятий.

Общие сведения

Как отдельный вид нарушений речи динамическая афазия была выделена в 1934 году немецким психиатром К. Клейстом, который называл данную форму афазии «немоторной спонтанной речью». В последующем ее изучением занимался отечественный невролог А.Р. Лурия, определивший центральный симптом патологии. Его последователи установили, что динамическая афазия представляет собой нарушение внутренней речи, обусловленное апраксией — расстройством планирования и оформления речевого высказывания.

Поскольку данная патология возникает при поражении лобных отделов мозговой коры, отдельные специалисты в области неврологии употребляют название «лобная афазия». Динамическая форма практически не встречается у левшей, что связано с наличием высоких компенсаторных возможностей соответствующих отделов правого полушария.

Динамическая афазия

Динамическая афазия

Причины

Речевое расстройство обусловлено очагом поражения заднелобных отделов префронтальной коры левого полушария, относящихся к третичным полям 3-го функционального блока. Наиболее часто наблюдается травматическая, сосудистая, опухолевая этиология. Основными этиофакторами выступают:

  • Черепно-мозговые травмы. Повреждение тканей лобной доли происходит в результате сотрясения, размозжения, внутреннего кровоизлияния. Вторичное поражение нейронов провоцируется нарастанием посттравматического отёка, развитием воспалительных процессов, увеличением внутримозговой гематомы, приводящей к компрессии окружающих тканей.
  • Цереброваскулярная патология. Чаще появление речевых нарушений связано с острыми сосудистыми катастрофами (ишемическим, геморрагическим инсультом) в бассейне передней мозговой артерии. К дисфункции нейронов коры также способна привести хроническая ишемия головного мозга, возникающая при церебральном атеросклерозе, гипертонии, сахарном диабете, амилоидозе сосудов.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Формирующиеся в лобных отделах воспалительные очаги различной этиологии вызывают фокальное повреждение лобной коры, нарушение её взаимосвязей с иными церебральными структурами. В результате развивается дисфункция отделов мозга, отвечающих за речевой праксис.
  • Церебральные опухоли лобной локализации (глиомы, астроцитомы). При инвазивном типе опухолевого роста гибель нейронов обусловлена их деструкцией, при относительной доброкачественности процесса дисфункция вызвана компрессией мозговых тканей вследствие роста новообразования. Сдавление и опухолевая инвазия лобной коры также возможны при локализации неоплазии в оболочках мозга (менингиомы, меланомы).
  • Дегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются прогрессирующей дегенерацией церебральных структур, в том числе лобной коры. Дегенеративные процессы приводят к утрате нейронами их основных функций, апоптозу. В начальной фазе заболевания наряду с иными нарушениями праксиса может развиться динамическая афазия.

Патогенез

Задние отделы первой лобной извилины относятся к речевому отделу третьего структурно-функционального блока мозга, отвечающего за программирование и регуляцию психической деятельности. Поражение данной области ведёт к нарушению развёртывания внутренней программы высказывания, грамматического конструирования, что проявляется расстройством речевой предикативности. Утрачивается грамматическая схема предложения, согласованность его членов, отсутствует сказуемое.

Потеря способности создавать внутренний план высказывания обуславливает резкое снижение спонтанной речевой продукции вплоть до её полного отсутствия. При обширном поражении динамическая афазия сочетается с идеаторной апраксией, акалькулией вследствие дезорганизации последовательности счётных операций. Дезинтеграция целенаправленного поведения провоцирует проявления так называемой «лобной психики» — нарушение формирования намерений, отсутствие мотивации, изменения эмоционально-личностной сферы.

Классификация

Клиническое значение имеет понимание, на каком именно этапе формирования речевого высказывания происходит сбой. В соответствии с современными представлениями отечественные логопеды выделяют две группы пациентов, различающихся уровнем дисфункции и способностью к восстановлению:

  • 1-я группа — больные с первичным нарушением звена внутреннего программирования высказывания. Отсутствует мотивация к восстановлению. Реабилитация сложная, длительная.
  • 2-я группа — пациенты с первичным расстройством грамматического конструирования. Критика более сохранна, имеется мотивация. Восстановление проходит проще и быстрее.

Для подбора наиболее эффективных методик логопедической коррекции важно определить степень утраты способности к построению спонтанных речевых высказываний. С учетом выраженности речевой дисфункции динамическая афазия классифицируется на три степени тяжести:

  • Лёгкая — возможны развёрнутые спонтанные высказывания. Речь характеризуется стереотипностью, наличием аграмматизмов, глагольной слабостью. Выявляются сложности понимания переносного значения высказываний.
  • Среднетяжёлая — спонтанная речь представлена короткими стереотипными фразами. Наблюдается аграмматизм, отсутствие глаголов. Речевая активность низкая, преобладает диалогическая речь.
  • Тяжёлая — спонтанная речь практически отсутствует. Возможно употребление речевых штампов. Пациенты нуждаются в стимуляции речи извне. Отмечается телеграфный стиль речи. Диалогическая речь доступна в форме односложных ответов «да»/«нет».

Симптомы динамической афазии

Основным симптомом является трудность формирования активного высказывания. Активная речь резко снижена: больной не задаёт вопросов, не обращается с просьбами. Речевая активность требует постоянной стимуляции извне. Произносятся отдельные несвязанные фрагменты, основные звенья высказывания не определяются. Уменьшено употребление глаголов, предлогов, местоимений, существительные ставятся в именительном падеже. Динамическая афазия тяжёлой степени отличается полным отсутствием активной речевой продукции — пациент молчит. Возможно автоматическое повторение высказываний собеседника (эхолалия), иногда — его движений (эхопраксия).

В лёгких случаях наблюдается стереотипность высказываний, общее обеднение фраз, употребление закреплённых ранее бытовых и профессиональных оборотов, нарушения согласования слов в предложении. Артикуляция, произношение отдельных звуков полностью сохранны. Выразительность, эмоциональная окраска высказывания снижены.

В зависимости от тяжести поражения диалоговая речь сводится к односложным коротким ответам или более развёрнутым, но стереотипным высказываниям. Зачастую ответ повторяет сформулированный вопрос. «Вы вчера занимались?» – «Мы вчера занимались». Пересказ текста, рассказ по сюжетной картинке затруднён или полностью недоступен. Лёгкая афазия характеризуется трудностями конструирования сложных фраз. В ряде случаев наблюдаются псевдомнестические сложности называния предметов, вспоминания географических названий, которые деблокируются подсказкой первого слога необходимого слова.

Динамическая афазия протекает на фоне сниженной способности к концентрации внимания, замедленности мышления, потери критики к собственному дефекту. Вследствие быстрого истощения внимания отмечается расстройство понимания обращённой речи, особенно длинных сложных фраз.

Письменная речь во многом сохранна. Дисграфия наблюдается при написании под диктовку длинных предложений, попытках создать текст собственного сочинения. Дислексия обусловлена невнимательностью, выражается пропуском слов, словосочетаний, плохим пониманием прочитанного. Возможна акалькулия, выражающаяся в затруднениях определения последовательности выполнения арифметических операций. Доступными пациенту остаются последовательный счёт, решение элементарных примеров.

При обширном повреждении лобных долей тяжёлая динамическая афазия сопровождается апраксией, элементами «лобной психики»: потерей интереса к окружающему, апатией, депрессией, заторможенностью, полным отсутствием мотивации. Двигательные расстройства выражены минимально.

Осложнения

Отсутствие активной речевой продукции при снижении критики приводит к резкому нарушению коммуникативных возможностей. Молчащий пациент неспособен попросить о помощи, при невнимательном отношении окружающих не может удовлетворить элементарные потребности. Изменения психоэмоциональной сферы, нарушения внимания и мотивации существенно затрудняют логопедическое восстановление. При отсутствии речевой коррекции динамическая афазия приобретает стойкий резидуальный характер, инвалидизирует больного до конца жизни.

Диагностика

Речевые нарушения выявляются при первой попытке установления вербального контакта. Данные анамнеза помогают предположить характер церебрального поражения. Дальнейшие обследования направлены на уточнение вида афазии, её дифференцировку от психогенных, артикуляционных расстройств, определение этиологии, характера и размеров происходящего в церебральных тканях патологического процесса. Перечень диагностических исследований включает:

  • Осмотр невролога. На первый план выходят особенности поведения, замедленность мышления, невнимательность, эмоциональная обеднённость больного, отсутствие активной речи. Двигательная сфера преимущественно сохранна. Наблюдается апраксия.
  • Консультацию логопеда. Диагностика устной речи выявляет характерные симптомы, позволяет определить степень и вид динамической афазии. Дополнительно проводится диагностика письменной речи, относительная сохранность которой помогает дифференцировать динамическую форму афазии от прочих нарушений.
  • Консультацию психиатра. Необходима для исключения психогенного мутизма, выявления психических расстройств, «лобной психики». Включает беседу, психологическое тестирование, наблюдение за поведением больного.
  • Церебральную томографию. Позволяет уточнить морфологический субстрат основного заболевания. В случае ЧМТ, посттравматической гематомы, поражения мозговых оболочек предпочтительно проведение КТ головного мозга. В диагностике нарушений церебрального кровообращения, внутримозговых опухолей, дегенеративных процессов применяется МРТ головного мозга. Исследование церебрального метаболизма производится при помощи ПЭТ-КТ, МР-спектроскопии.
  • Сосудистые исследования: ультразвуковую допплерографию, дуплексное сканирование, МРТ церебральных сосудов. Назначаются при подозрении на цереброваскулярный характер патологии. Дают возможность определить скорость кровотока, место и степень окклюзии.
  • Люмбальную пункцию. Показанием к исследованию служит подозрение на инфекционно-воспалительный процесс. В подобных случаях анализ цереброспинальной жидкости подтверждает цитоз с увеличением нейтрофилов (при гнойном характере инфекции), моноцитов (при вялотекущем воспалении). Возможно определение возбудителя путём проведения ИФА, ПЦР-диагностики ликвора.

Дифференциальная диагностика

Динамическая афазия дифференцируется с иными речевыми расстройствами. Снижение речевой продукции отличает её от акустико-гностической и акустико-мнестической афазии, характеризующихся логореей. При афферентной моторной афазии экспрессивная речь тотально затруднена, артикуляция нарушена, наблюдаются сложности фонации отдельных звуков, что отсутствует при динамической форме. Психогенный мутизм отличается флюктуацией симптоматики, её зависимостью от психологической обстановки, наличием сопутствующих психических отклонений.

Лечение динамической афазии

Эффективное лечение речевого дефекта неразрывно связано с успешной терапией причинной патологии. Этиотропная терапия может включать назначение антибактериальных, противовирусных, антимикотических, тромболитических, вазоактивных фармпрепаратов, нейрохирургическое удаление опухоли. Логопедическая коррекция должна начинаться как можно ранее, сочетаться с другими реабилитационными методиками. Комбинированная восстановительная терапия осуществляется с участием невролога, реабилитолога, логопеда, врача ЛФК, массажиста, нейропсихолога. Основными направлениями речевой реабилитации являются:

  • Логопедические занятия. Трудности внутреннего планирования высказывания преодолеваются созданием внешних опор: вопросов, схем, серий картинок. При грубой афазии занятия направлены на преодоление инактивности, стимулирование коммуникативной функции при помощи диалога, при средней степени — на восстановление фразовой речи, понимания сложных грамматических оборотов, при лёгкой — на активизацию спонтанной речи, преодоление трудностей понимания переносного смысла слов.
  • Нейрометаболическая поддержка. Назначение медикаментозных препаратов, улучшающих церебральный метаболизм, способствует восстановлению старых и формированию новых межнейрональных связей, что ускоряет процесс логопедического восстановления. Рекомендованы к применению мемантин, пирацетам, препараты гинкго билоба.
  • Общеукрепляющие мероприятия. Лечебная физкультура, массаж повышают двигательную активность больного, путём усиления кровообращения способствуют скорейшему восстановлению церебральных функций. Большое значение имеет соблюдение режима дня, витаминизированное питание, прогулки.

Прогноз и профилактика

Степень восстановления речевой функции зависит от причинного заболевания, локализации и объёма поражения, времени начала лечения и логопедической коррекции, сопутствующих нарушений, возраста больного. В силу сниженной критики, недостаточной мотивации, проявлений «лобной психики» динамическая афазия является сложной для восстановления, требует большой настойчивости врачей и близких пациента. Наиболее неблагоприятный прогноз отмечается при опухолях и прогрессирующих дегенеративных заболеваниях. Профилактика состоит в предупреждении и своевременной терапии болезней, способных привести к церебральному поражению: атеросклероза, артериальной гипертензии, диабета, инфекционных заболеваний, клещевого энцефалита, очагов хронического воспаления и пр.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин
      • Другие заболевания
        • Адвантан (дерматологические заболевания)
        • Азитромицин (ЛОР-заболевания)
        • Диазолин (от аллергии)
        • Лоратадин (при аллергии)
        • Овесол (для печени)
        • Эссенциале форте Н (для печени)
        • Полидекса (ЛОР-заболевания)
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
  • Грудное вскармливание
    • Питание при ГВ
    • Кормление грудью
    • Таблетки при ГВ
    • Болезни при ГВ
    • Прикорм грудничка
    • Вопросы и рекомендации
  • Калькуляторы
    • Калькулятор ХГЧ
    • Спермограмма: расшифровка результата
    • Календарь овуляции для зачатия
    • Срок беременности по неделям и дням
    • Дата родов по месячным, дате зачатия
    • Календарь беременности по неделям
    • Рассчитать пол ребенка
    • Калькулятор роста и веса ребенка

Поиск

  • Инструкции по применению (по алфавиту):
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э
  • 0-9
  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле

Тотальная афазия – что это такое как лечить?

Речь – это наиболее уязвимое психическое образование человеческой личности. При нарушениях деятельности центральной нервной системы она страдает прежде всего. Так происходит, когда диагностируется полная утрата речевых умений. Тотальная афазия – это речевая патология, при которой больной не понимает то, что ему говорят, не может выражать свои мысли, вести диалог. Утрата речевых умений возникает при массивных кровоизлияниях или при инфаркте в мозге.

СодержаниеСвернуть

О заболевании

Полная утрата способности пользоваться своей речью и понимать обращенную речь

Этот диагноз ставят, если после исследования выясняется, что имеется сочетание сенсорной и моторной афазии. То есть пациент утратил речевые умения, он не понимает то, что ему говорят окружающие. Наиболее часто патология локализуется в бассейне левой средней мозговой артерии при обширных инфарктах мозгового вещества.

Одновременно с этой патологией всегда возникает нарушение движений или паралич мышц одной половины тела. Артикуляционный аппарат и слух при этом находятся в полном порядке.

О важности

Тема афазии очень актуальна, так как, по данным мировой статистики, популяция людей, перенесших инфаркт мозга (инсульт), стремительно омолаживается. К ее увеличению приводит участие в военных и криминальных конфликтах, тотальные политические столкновения интересов в обществе.

Статистика

Среди больных, перенесших мозговую сосудистую катастрофу, до 30% − те, кто мог бы еще активно трудиться долгие годы. Количество мужчин среди них в 3 раза больше, чем женщин. Из-за речевой патологии и расстройства движений они становятся нетрудоспособными, получая инвалидность 1 или 2 группы.

Формы афазии у детей и взрослых

Существует несколько форм этого заболевания. Несмотря на различия, они имеют одно общее – в основе лежит поражение зоны мозгового вещества, отвечающего за речевую деятельность.

Какая бывает афазия:

  • Афферентная моторная – больной не может воспроизвести по образцу движения органов артикуляции. Он воспроизводит их непроизвольно, безо всяких усилий, потому что работа мускулатуры лица не поражена.
  • Эфферентная моторная – больной не в состоянии завершить одну артикуляционную позу и перейти к другой, например, сделать губы трубочкой сразу после улыбки.
  • Динамическая – поражен заднелобный отдел левого полушария. Не нарушено произношение звуков, но больной не может на внутреннем уровне сформировать высказывание, слова и фразы не согласованы друг с другом.
  • Сенсорная (акустико-гностическая) – поражена зона Вернике. Пациенты не различают звуки, не понимают то, что им говорят.
  • Акустико-мнестическая. Пациенты не запоминают услышанную информацию, не могут запомнить большой ее объем.
  • Семантическая. Пациент не способен понимать сложные речевые конструкции, не может сам их создать.

Топика очагов поражения левого полушария при различных формах афазии

Классификация заболевания у детей:

  • Моторная – поражен центр Брока (речедвигательный центр). Дети не могут ничего сказать, хотя слышат и понимают то, что говорят окружающие. Нарушен сам пусковой механизм спонтанных высказываний, способность воспроизводить их.
  • Сенсорная – поражен центр Вернике. Ребенок не в состоянии понять то, что ему говорят, хотя отлично слышит.

Как проявляются формы заболевания

Приведенная классификация соответствует положениям нейропсихологии, у истоков которой стоял академик А. Р. Лурия.

Афазия – дифференциация по признакам:

  • Афферентная моторная – пациент искажает артикуляционные позы, необходимые для произношения, напряженно ищет нужную, речевых высказываний нет.
  • Эфферентно-моторная – высказывания разорванные, больной застревает на отдельных словах, слогах, не может читать, писать, понимать обращенные к нему слова. В отличие от предыдущей формы, при эфферентно-моторной афазии утрачено произношение не отдельных звуков, а целых слов и фраз.
  • Динамическая − пациент разговаривает штампами или примерно так, как пишут текст телеграммы, высказывания скудные, ответы односложные. Слова не согласованы, страдает грамматика и артикуляция.
  • Сенсорная – звуки воспринимаются пациентом искаженно, смешиваются. Он пытается догнать ускользающие звуки, слова и слоги, заменяет их. Пытаясь замаскировать дефектное произношение, он воспроизводит большое количество ненужных высказываний.
  • Акустико-мнестическая – наблюдается дефицит слов, не возникает зрительный образ предмета.
  • Семантическая – больной не в состоянии выделить предлоги, наречия, согласовать слова по грамматическим категориям.

Детскую афазию диагностируют, когда расстройство произошло уже после формирования речевых умений. Это возраст 2,5 – 3 года. Чем старше становятся дети, имеющие эту патологию, тем серьезнее страдают устные и письменные речевые умения, чтение, письмо, различение фонем.

Признаки у детей:

  • Моторная – дети говорят обрывками слов и предложений, не могут воспроизвести то, что им подсказывают. Они совершенно не к месту используют слова и фразы типа «вот, это, я сам». Нарушается восприятие письменной речи, умение читать, страдает личность, так как ребенок не уверен в себе, впадает в депрессию.
  • Сенсорная – дети не могут воспроизвести слова, ранее известные им. При дебюте афазии они могут совсем не понимать обращенную к ним речь, со временем не воспринимают лишь отдельные фразы. Дети искажают и заменяют речевые единицы.

При сенсорных речевых нарушениях школьник не узнает то, что написано, не различает букв, не в состоянии сложить из них слово.

Причины

В основе дефекта находится кровоизлияние в вещество мозга или ишемия, вследствие чего поражается лобная и височные доли. При массивном кровоизлиянии человек впадает в кому, при которой патологии речи просто незаметны на фоне более серьезных проблем, мешающих обеспечивать жизнедеятельность организма.

Причины:

  • Цереброваскулярная катастрофа – кровоизлияние, инфаркт.
  • Травмы головного мозга, контузии вследствие удара по черепу – повреждают мозговое вещество, замедляют и ослабляют память, внимание.
  • Опухоли – сдавливают и разрушают мозговое вещество, при прорастании образования вглубь гибнут нервные клетки.

Этиология афазии

Клиническая картина и тяжесть протекания тотальной афазии зависят от того, как широко распространилось кровоизлияние или нарушено кровоснабжение, от его расположения, от типа афазии, от того, как компенсируют дефект неповрежденные ткани.

Диагностика

Чтобы выявить величину и расположение пораженного участка выполняют инструментальные исследования:

  • КТ;
  • МРТ;
  • допплерографию сосудов шеи и головы;
  • МР-ангиографию;
  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга;
  • анализ спинномозговой жидкости.

Чтобы проверить состояние речевой деятельности пациента, выполняется следующая диагностика:

  • проверка состояния устной и письменной речи;
  • списывание текста;
  • чтение и анализ понимания прочитанного;
  • письмо под диктовку;
  • исследование зрительной и двигательной памяти.

Невролог определяет сохранность интеллекта, внимания, всех видов движений (оральных, мимических, мелкой моторики кисти и пальцев), наличие ориентировки в пространстве.

К кому и куда обращаться

При первых признаках нарушений требуется неотложная помощь невропатолога. Лечение черепно-мозговых травм и последствий кровоизлияний проводит нейрохирург. Последствия афазии компенсируют неврологи, нейропсихологи, педагоги, специализирующиеся на восстановлении речевой функции.

Коррекция

Коррекционное занятие с больным афазией

При раннем начале коррекции нарушений быстрее пройдет процесс восстановления. Лучше всего, если она начата в течение первой-второй недели после инфаркта или травмы. На исправление последствий афазии может потребоваться до 2-3 лет.

Основные направления:

  • восстановление динамической схемы произношения слов;
  • восстановление фонетического слуха;
  • восстановление понимания речи;
  • преодоление дефектов слухоречевой памяти;
  • стимуляция речевой активности;
  • обучение внутреннему программированию и планированию речи.

Восстановление речевых умений проходит на фоне приема лекарств, использования лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии.

Можно ли вылечить − прогноз

Локализация и величина очага поражения непосредственно влияют на прогноз при тотальной афазии. Однако чаще всего полной компенсации не происходит. Чтобы увеличить вероятность возвращения к нормальной жизни, требуется помощь логопеда, психолога и невролога, использование современных методов лечения.

Профилактика

Профилактические мероприятия

Рекомендации по профилактике:

  • Нужно регулярно измерять артериальное давление.
  • Контролировать уровень сахара крови.
  • Не включать в рацион продукты с высоким содержанием холестерина.
  • Не курить, не злоупотреблять алкоголем.
  • Следить за весом.
  • Соблюдать режим дня.
  • Поддерживать оптимальный уровень эмоционального состояния.

Чтобы минимизировать возможность появления тотальной афазии, нужно своевременно диагностировать опухоли головного мозга, предупреждать инфаркты и кровоизлияния в мозг.

Тотальная афазия – патология с непредсказуемым исходом. Важно своевременно проводить профилактику, при первых симптомах обращаться к врачу.

Афферентная моторная афазия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — это кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое, неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии, осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты, сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.

Общие сведения

Экспрессивная речь является результатом согласованной работы всех составляющих артикуляционного аппарата: губ, языка, глотки, гортани, лицевой мускулатуры. Корковая регуляция речевого процесса осуществляется при непрерывной афферентации — информировании соответствующих отделов коры о расположении каждого из указанных речевых органов. Обусловленная нарушением процессов афферентации моторная афазия получила название «афферентная». Термин введён отечественным исследователем афазий профессором А. Р. Лурия в 1969 году. Заболевание распространено преимущественно среди пациентов среднего и пожилого возраста, афферентная детская афазия встречается редко. Поражение нескольких зон коры приводит к сочетанным нарушениям – развивается афферентно-эфферентная моторная, сенсомоторная афазия.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия

Причины

Заболевание возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Патологические изменения могут иметь ишемический, воспалительный, посттравматический, токсический, компрессионный характер. Основными этиофакторами повреждения выступают:

  • Инсульты. Являются наиболее частой причиной афазии. При фокальном поражении нижнетеменных отделов левой постцентральной извилины наблюдается афферентная моторная форма речевой дисфункции. При ишемическом инсульте гибель нейронов указанной области обусловлена нарушением кровоснабжения вследствие тромбоэмболии или спазма питающей церебральной артерии, при геморрагическом — сдавлением тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы. Ушибы головного мозга с размозжением тканей в нижнетеменных областях приводят к повреждению нейронов, которые воспринимают афферентную информацию от артикуляционных органов. Образование внутримозговой гематомы, нарастание посттравматического отёка становится причиной сдавления нейронов. В результате развивается афферентная моторная афазия.
  • Опухоли мозга. Глиомы, астроцитомы, медуллобластомы теменной доли оказывают повреждающее действие путём компрессии окружающих тканей либо разрушением нейронов вследствие своего инвазивного роста. Увеличение объёма внутримозговой опухоли обуславливает нарастающий характер речевых нарушений.
  • Нейродегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются атрофическими изменениями в коре. Атрофия может возникать при длительно существующем эпилептогенном очаге теменной локализации. Прогрессирующая демиелинизация вызывает разрушение афферентных связей. Результатом является дисфункция поражённых отделов теменной коры — моторная афазия афферентной формы.
  • Инфекции. Этиологически различные инфекционные поражения головного мозга (энцефалит, энцефаломиелит, церебральный абсцесс), локализующиеся в теменной доле, приводят к отёку, расстройству микроциркуляции, внутриклеточным изменениям нейронов. Дисфункция и гибель последних, нарушение межнейрональных взаимодействий провоцирует появление речевого расстройства.

Патогенез

В норме экспрессивная речь осуществляется благодаря взаимодействию отделов пост- и прецентральной коры, в которых представлены артикуляционные органы. Эфферентные импульсы, регулирующие необходимые для фонации мышечные сокращения, генерируются нейронами прецентральной извилины с учетом информации от нейронов постцентральной извилины. К последним поступает афферентная импульсация от мышц и связок, участвующих в процессе звукообразования. Этиофакторы обуславливают органические изменения и дисфункцию постцентральной области. В результате нарушается механизм восприятия афферентации, связь с прецентральной извилиной.

Не имея достаточной обратной информации о состоянии артикуляционного аппарата, прецентральные отделы не могут адекватно регулировать процесс фонации. Результатом является речевая апраксия — утрата двигательного артикуляционного навыка, что в выраженных случаях обуславливает полное отсутствие речевой продукции. Поскольку кинестетический контроль играет существенную роль в процессе понимания услышанного, возникают вторичные расстройства фонематического слуха.

Классификация

Афферентная моторная афазия может иметь две отличающиеся по своим проявлениям формы. Вариативность обусловлена различной представленностью артикуляционных органов в постцентральной извилине право- и леворуких пациентов. Классификация была предложена А. Р. Лурия:

  • Первый вариант сопровождается расстройством пространственного синтеза обеспечивающих артикуляцию движений. При грубых расстройствах ситуативная речевая продукция полностью отсутствует. Наблюдается апраксия артикуляционных органов.
  • Второй вариант носит название «проводниковая афазия». Характерна преимущественная сохранность клишеобразных ситуативных высказываний при выраженных нарушениях произвольных видов речи. Встречается при левостороннем (реже правостороннем) поражении теменного полушария у амбидекстров и больных со скрытым левшеством.

Симптомы афферентной моторной афазии

Артикуляционная апраксия приводит к неспособности самостоятельно воспроизвести отдельные звуки. Делая попытку, больной совершает беспорядочные движения языком, губами, производит звуковые замены. Пациент добивается большего успеха, пытаясь воспроизвести звук путём подражания артикуляции врача. Однако расстройство кинестетического анализа силы соприкосновения, направления движения артикуляционных органов обуславливает смешение звуков м-п-б, о-у, н-д-т и пр.

Фонематические подмены длительно сохраняются на фоне постепенного восстановления речевой функции. Больной произносит «дом» как «том», «Вова» как «Вома». Закрытые слоги более сложны для произношения, наблюдается их дробление при помощи гласных звуков. Слово «дым» произносится как «дыма», «шапка» как «ша-па-ка». Затруднения экспрессивной речи заставляют пациентов использовать для коммуникации речевые эмболы — короткие слова, отдельные слоги, имеющие выраженную эмоциональную окраску.

В раннем периоде после ЧМТ, инсульта афферентная моторная афазия сопровождается непониманием услышанной речи. Состояние является преходящим, длится нескольких дней. Более длительно сохраняется затруднённое распознавание на слух отдельных фонем, имеющих общий способ артикуляции (н-ш, б-м-п). Избыточность фонематического разнообразия слов позволяет пациентам понимать обращённые к ним высказывания. Наряду с речевой апраксией нарушено конструктивно-пространственное восприятие – пациенты не могут расположить по инструкции три предмета, дезориентированы в географической карте и т. п.

Степень выраженности дислексии, дисграфии коррелирует с тяжестью афазии. Артикуляционные сложности проявляются на письме литеральными параграфиями, пропусками согласных звуков. В ряде случаев выраженная моторная форма афазии диссоциирует с относительной сохранностью письма, которое остаётся единственным способом коммуникации пациента. Восстановление письменной речи происходит по мере нормализации речевой продукции. Чтение без проговаривания вслух может восстанавливаться быстрее письма.

Проводниковая афазия протекает с сохранностью автоматизированной ситуативной речи. Больные способны общаться с близкими, используя часто употребляемые фразы и слова («не может быть», «обязательно сделаю», «да», «хорошо»), но испытывают значительные затруднения произвольной речи при необходимости повторить слово, составить рассказ по картинке. Пациенты хорошо слышат собственные ошибки, стараются их преодолевать. Нарушения письма заключаются в сложности соблюдения порядка букв в слове. Типично зеркальное написание: «онко» вместо «окно».

Осложнения

Больные критично воспринимают собственный речевой дефект, эмоциональная сфера сохранена. Вследствие этого высока вероятность ранней депрессивной переработки возникшего состояния. Поскольку поражение затрагивает моторные поля коры, наблюдается сопутствующий выраженный двигательный дефицит. Двигательная ограниченность, невозможность самообслуживания усугубляют психологический дискомфорт пациента, вызванный нарушением вербальной коммуникации. В отсутствие психологической и логопедической поддержки возможно возникновение депрессии, что значительно затрудняет дальнейшую реабилитацию больного.

Диагностика

Диагностические мероприятия осуществляются совместными усилиями специалистов в сфере логопедии и неврологии. Поиск направлен на верификацию вида речевого расстройства, определение этиологии и объёма церебрального поражения. Базисными этапами диагностики являются:

  • Консультация логопеда. Диагностическое обследование речи выявляет снижение общей речевой продукции, в тяжёлых случаях — её полное отсутствие. Патогномоничен симптом «поиска позы» – подбор пациентом определённого положения губ, языка для произнесения необходимого звука. Определяется расстройство фонематического слуха, дисграфия, дислексия.
  • Консультация невролога. Обнаруживает артикуляционную апраксию, правосторонний спастический гемипарез, гемигипестезию. Когнитивные нарушения, психические отклонения отсутствуют. Полученные данные свидетельствуют о поражении левой теменной области.
  • МРТ головного мозга. Необходима для уточнения морфологического субстрата заболевания. Позволяет диагностировать объёмное образование (абсцесс, гематому, аневризму церебральных сосудов), зону геморрагии, ишемии, опухолевый процесс, атрофию, демиелинизацию, воспалительные очаги. Результаты сканирования интерпретируют в соответствии с клинической картиной заболевания.
  • Люмбальная пункция. Проводится для получения и исследования цереброспинальной жидкости. Анализ даёт возможность диагностировать инфекционно-воспалительные изменения, верифицировать возбудителя нейроинфекции, выявить следы крови, опухолевые клетки.

Афферентная моторная афазия требует дифференцировки от иных нарушений речи. Ограничением речевой продукции, затруднением артикуляции моторная афазия отличается от акустико-гностической, акустико-мнестической форм со свойственными им логореей. При динамической афазии пациент может молчать, но отвечает на заданные ему простые вопросы, способен считать вслух, повторять слова.

Лечение афферентной моторной афазии

Первостепенное значение имеет терапия причинной патологии. Инфекционно-воспалительные поражения купируются специально подобранными этиотропными препаратами (антибактериальными, противовирусными, антимикотическими). При инсультах проводится общая и дифференцированная сосудистая терапия. В случае опухолей, травматических повреждений, гематом необходима консультация нейрохирурга для решения вопроса о целесообразности нейрохирургического лечения. Коррекция афазии начинается в раннем восстановительном периоде, включает две основные составляющие:

  • Логопедические занятия. В начале любого занятия выполняется артикуляционно-мимическая гимнастика. Применяются все виды растормаживающих упражнений: сопряжённое и отражённое произнесение автоматизированных рядов, проговаривание фраз с жёстким контекстом, повторение стихов. Занятия проводятся с мимической подпоркой: врач располагается напротив больного, проговаривает звуки, утрировано демонстрируя постановку губ, щёк, зубов, языка.
  • Медикаментозное лечение. Направлено на улучшение кровоснабжения и метаболизма нейронов поражённой области, что способствует более быстрой и полной реабилитации больных. Фармакотерапия осуществляется комплексным применением нейропротекторных, ноотропных, вазоактивных, нейрометаболических препаратов.

Когнитивная сохранность, осознание речевого дефекта формируют высокую заинтересованность пациента в лечении. Большое значение имеет поддержка близких, регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях. При необходимости дополнительной психологической поддержки показаны беседы с психологом, психотерапия.

Прогноз и профилактика

При успешном лечении причинного заболевания, упорной, правильно подобранной логопедической коррекции прогноз благоприятный. Вместе с восстановлением речевой моторики регрессируют нарушения письма, чтения. У некоторых пациентов сохраняются артикуляционные призвуки, создающие впечатление лёгкого акцента, могут присутствовать редкие литеральные парафазии. Профилактические мероприятия включают весь спектр методик, позволяющих предотвратить воздействие этиологических факторов. Основными моментами являются предупреждение и своевременная терапия цереброваскулярной патологии, профилактика травматизма, инфекционных заболеваний, исключение онкогенных влияний.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *